Основные причины поражения Армении в карабахской в
Азербайджан более чем в три раза превосходит Армению в ВВП, имеет нефть, газ, удобное географическое положение, что позволило ему провести обширную программу военной модернизации и во многом определило победу в войне.
Вроде бы «все ясно» и «заранее предопределено». Однако не совсем. Даже опыт Наполеона, сказавшего знаменитую фразу «бог на стороне больших батальонов», многократно показывал, что «малые батальоны» он тоже любит. Особенно когда они сражаются отчаянно и умело.
С учетом достаточно серьезного потенциала Армении, ее финансовых возможностей (в том числе с учетом диаспоры), очень удобной для обороны географии района боевых действий, шансы и возможности для армян Карабаха и Армении были более чем.
Первое. Достаточное количество подготовленной пехоты, ее жесткая боевая подготовка и инженерное оборудование района боевых действий.
С учетом общей линии противостояния (более 250 км) даже при преимущественно горной местности, численности армии Карабаха (чуть более 25 тыс. человек) было явно недостаточно для надежной обороны. Еще более острым вопросом были резервы.
По сути, именно после их исчерпания (уничтожения армянских частей на юге) оборона Карабаха и «посыпалась». До того, армяне держались. И держались неплохо (вплоть до «затрофеивания» танков Т-90).
Отдельный вопрос – массовое просачивание в тыл армян не только азербайджанского спецназа(известное фото с бойней армян у дороги, по имеющимся данным, - следствие именно засады азербайджанских спецназовцев), но и частей «легкой пехоты».
Второе. Разведка, средства ночного видения, связь.
По имеющейся информации, с ними в армян было не просто «плохо», а «совсем плохо». Соответственно одна сторона имела ясную обстановку, методично выбивала узлы обороны армян, а вторая - находилась в тумане неизвестности.
Третье. Беспилотные летательные аппараты (БЛА) и разведывательно-ударные комплексы (РУК).
Проблема применения БЛА ясно обозначилась не только в мире вообще, но и вполне конкретно в самом Карабахе (в 2016 году). Более того, это «вроде бы» даже было осознанно армянским военным руководством (об этом ниже). Что сделано? Да почти ничего. Или совсем ничего. Ответом на «информационный вал» с БЛА азербайджанской стороны - буквально единичные видео пролётов армянских БЛА (и поражения при этом целей у азербайджанцев).
При этом с учетом крайне ограниченных ресурсов артиллерии (особенно дальнобойной) у армян, ее необходимо было максимально включать в составе разведывательно-ударных комплексов (РУК) с БЛА. Желающие без труда найдут отчетный документ (свободно находящийся в сети «Интернет») по крайне эффективному применению такого РУК в одном из недавних военных конфликтов.
Четвертое. Анти-БЛА
Пишет военный журналист Влад Шурыгин:
На днях почти час смотрел по турецкому каналу Haber Global видео работы беспилотнков из Карабаха. Это просто трэш! Обыкновенное побоище. Не десятки - сотни атак! Причем уже не каких-то значимых объектов - КП, складов, артпозиций и танков с грузовиками. Теперь охота идёт уже за группами в три - пять солдат. Полное господство в воздухе. Погибших только за этот часовой просмотр - сотни!
Фактически все примененные в конфликте БЛА ранее уже использовались в активных боевых действиях, и средства ПВО получили необходимый (как отрицательный, так и положительный) опыт борьбы с ними.
С учетом того, что в данном конфликте не очень активно применялись наиболее опасные и проблемные для современной ПВО малые БЛА-уничтожители, вопрос был в создании необходимой комплексной системы ПВО для борьбы со средними ударными БЛА, с привлечением необходимой техники (например ЗРК «Бук») и подготовки личного состава. Ничего из этого сделано не было. Следствием чего и стал разгром устаревшей и фрагментарной системы ПВО армян.
Эффективность малых БЛА могла быть снижена широким применением средств РЭБ и маскировки, однако и с этим было очень плохо.
Влад Шурыгин отмечает:
«Ну и конечно, удивительно и до холодка по спине видеть в XXI веке, после двух мировых войн окопы «ниткой», которые каждый попавший туда снаряд или ракета с БПЛА просто выкашивает, как косой, на сотни метров в стороны от разрыва».
Подчеркну, указанные мероприятия моли резко повысить боеспособность армянской группировки в Карабахе и (в сочетании с рядом серьезных проблем в Вооруженных силах Азербайджана) привести к срыву их крупномасштабного наступления.
Почему практически ничего из этого (необходимых мероприятий по подготовке и близкой войне) армянской стороной не было сделано?
Безусловно, главный триумфатор сейчас – президент Ильхам Алиев. Эта победа в значительной мере его личная заслуга, следствие его усилий и «прессы» военной и околовоенной номенклатуры Азербайджана (а при необходимости - привлечение турецких специалистов, вплоть до передачи командования крупными соединениями азербайджанской армии).
Два государственных руководителя.
Вот, что написал военный журналист Влад Шурыгин еще за 2,5 недели до случившейся военной катастрофы:
«Объявленная Пашиняном тотальная мобилизация - это просто уничтожение своих солдат. Он либо неадекватен, либо просто циничный авантюрист! Нужно перемирие и переговоры. Это единственное, что может спасти Армению от полного разгрома в Карабахе. Мечты о российском десанте в Карабах - это ..! Россия не будет вмешиваться в эту войну. Не мечтайте! Но каждая ее неделя приближает разгром. Пока не поздно, пора просить мира и садиться за стол переговоров».
Зашкаливающий национализм
Но Пашинян не стал просить мира. И здесь необходимо сказать о ключевом факторе, сделавшим возможным все происходившее - это зашкаливающий национализм.
Именно ненормально развитый национализм не позволил армянской стороне действовать рационально и своевременно пойти на переговоры. В итоге возможные для армян условия мира с каждым днём становились всё хуже и хуже - пойди они на переговоры вовремя, условия мира для них были бы намного легче.
Примечание: В «теории», любовь к своей нации невозможна без уважения к другим, но практика слишком часто бывает совершенно противоположной, а в данном конкретном случае - затмевавшей многим разум (и совесть). «Хороши» (в кавычках!) здесь были обе стороны.
Из воспоминаний Влада Шурыгина, о катастрофическом спитакском землетрясении (1988 г.):
В госпитале Ленинакана служил хирургом подполковник Мамедов (возможно это имя, в блокноте почти стёрта запись). Азербайджанец. Афганец. До землетрясения его несколько раз пытались избить. Начальнику госпиталя в открытую говорили, уберите из госпиталя азербайджанца. Мы всё равно не позволим ему здесь жить.
Когда ударила стихия, он уже через полчаса встал к столу и почти двое суток от него не отходил. Даже о том, что его семья жива, он узнал от других. Бросить больных и спасать своих он не мог, не позволяло чувство долга. В госпиталь принесли девочку с тяжёлыми переломами и кровотечением. Он оперировал её четыре часа. Вернул с того света. Родители бросились к нему со слезами благодарить и заговорили с ним по-армянски. Он сказал, что не понимает. Что не армянин. Отец спросил, кто ты? Он сказал, азербайджанец. Тогда отец плюнул на пол, развернулся и ушёл.
Пожилая армянка, когда узнала у медсестры, что врач, который её будет оперировать не армянин, а азербайджанец, слезла с каталки и попыталась уползти с переломами ног!
Было изгнание армян из Азербайджана (изгнание азербайджанцев из Армении уже шло), кровавая «первая Карабахская война» с трагедией Ходжалы (и рядом других).
Еще раз подчеркну - не может быть никаких оправданий новых преступлений старыми. Более того, вместо «драконовских мер» и жесточайшего наказания виновных и причастных (с обеих сторон!) руководство СССР проявило слабость и мягкотелость. Это стало «спусковым крючком» к кончине СССР и к трагедии множества народов (в т.ч. на Кавказе).
При этом необходимо понимать, что соглашение о прекращении боевых действий, это еще далеко не мир. И будет ли он, зависит от всех сторон конфликта (и от участвующих в его урегулировании).
Наши миротворцы пошли реально в «пекло», которое вполне может «полыхнуть» «доменной печью». Тем не менее, только действия российской стороны дают сегодня шанс даже не столько на урегулирование конфликта сейчас, сколько на просто предотвращение неизбежной еще вчера кровавой бойни. И в этом плане действия Минобороны РФ, МИДа и лично Президента заслуживают самой высокой оценки.
При этом ключевым фактором нестабильности сегодня является позиция именно армянской стороны. Военная катастрофа вызвала в Армении острейший внутриполитический кризис (с неизбежным поиском виновником).
Безусловно, первый виновник – это премьер-министр Никол Пашинян. И непосредственно он несет главную ответственность за катастрофу.
Однако даже в российских СМИ вместо глубокого анализа произошедшего стали делать Пашиняна «козлом отпущения» и искать причины «в Соросе», «западе» и т.д. Безусловно, этот фактор существует, но он не главный. В период, когда Армения шла к катастрофе, почему молчала вся остальная армянская элита? И самое главное – почему молчали (о серьезнейших проблемах) военные? В том числе те, кому прямо полагалось «докладывать и делать» (а ведь они имели все ресурсы для этого)?
Военное обозрение
Свидетельство о публикации №220112601247