Семьсот двадцать дней в сапогах

(Уважаемая администрация сайта!

Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением - ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно - в конце текста)! Это - общепринятая практика на всем просторе интернета!..

В крайнем случае - если вы сочтете это недопустимым - прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ - либо известить меня, и я сделаю это сам!..

С уважением, Игорь Катанугин)




Кто не был – тот будет,
Кто был – не забудет

СЕМЬСОТ ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ В САПОГАХ


- Наш самолет летит на высоте десять тысяч метров, температура за бортом – минус 30 градусов по Цельсию, атмосферное давление – такое-то… Мы пролетаем над великой сибирской рекой Леной…

Да, как ни удивительно – всё было, как всегда, как и в самом обычном авиарейсе, да он и был самым обычным для многих – но не для нас, призывников, летевших на Дальний Восток… За стеклом иллюминатора – картина просто космическая – небо ясное темно-фиолетовое – закат солнца состоялся недавно, вдоль горизонта – пылающее зарево красновато-оранжевых красок…

Тайга – как темно-зеленая бархатная бумага, и серебристая извивающаяся лента – река Лена, как только что объявила нам стюардесса… Потом разнесли всем обед – обычный замечательный обед Аэрофлота начала 80-ых годов – из нескольких блюд, очень вкусный, красивый, с кофе, пирожками, конфетами…


Что интересно – эта романтичная красивая картина сохранилась во многом и в дальнейшем – в дальнейшие два года службы… Природа там – в Амурской области – действительно очень красива – хотя и сурова зимою!.. Сопки, поросшие замечательным лесом с преобладанием хвойных пород, могучая Зея – приток батюшки – Амура – по ширине похожа на нашу Волгу в Твери, высокие крутые берега поросли высокими травами, а цветы там – о какие крупные красивые - как садовые! Во время марш-бросков на привале так приятно полежать, посидеть на этом чудесном зеленом ковре!..

Мда – давненько то было, читаю сейчас – вырубается безбожно тайга, интересно – что осталось от прежнего буйного зеленого царства?.. Очень, очень хотелось бы сохранения всей этой красы, чистоты рек наших чудесных привольных!...

         

Кстати, романтика дерева и в самих строениях тогда продолжалась! Дело в том, что тогда только еще проходил, протекал процесс перехода от деревянных зданий к бетонным, и многие строения – санчасти, караулки, столовые и прочая, прочая – были еще деревянными…Многое, многое помнится…


О санчасти упомянул – помнятся добрым словом врачи и медсестры, отношение помнится доброе; и врачи – ведь случилась нужда – прямо в этой маленькой такой скромной непритязательной деревянной санчасти мне операцию сделали, да заодно и ноготь с пальца обмороженного сняли – и всё хорошо качественно без промедления! На перевязках медсестры шутили, подшучивали, когда все-таки больно было присохшие бинты отдирать – по-доброму, чтобы ободрить меня!..


Еще – просто нельзя не отметить – офицеры – наши отцы – офицеры! Помню как сейчас их лица, фамилии, звания – капитан С., капитан К., лейтенант Ю., полковник… Да – как говорится в народе – повезло нам с офицерами, повезло мне, так что я ЗНАЮ с тех пор – что такое настоящий офицер! Знаю и никогда не забуду…

Помнится, например, как-то зимой выстирал я перед отбоем хэ-бэ (гимнастерку так называли), повесил на батарею сушиться, утром смотрю – не досохла еще немножко, да что поделаешь? – Надевать надо! Надел, пошел так со строем в столовую… Возле крыльца остановил нас командир части – полковник, стал нам что-то говорить… Вдруг увидел меня и говорит: «А ты что это? Пар от тебя идет! Ты что - в хэ-бэ недосушенном? Ну-ка живее бегом в столовую!!!» Вот так – просто маленький пример отношения к нам, к простым солдатам…

Да, иногда этот же полковник мог в сердцах выговор делать – «Я мол, к вам, всей душой, а вы ко мне одним местом повернулись (воздержусь от слова)?» Бывало – но это жизнь, и, действительно, и мы могли ведь порою в чем-то провиниться…

Они – офицеры наши – очень любили свою службу, гордились, что они – офицеры! Подшучивали частенько над гражданскими… Как-то раз, помню, один младший сержант из Дагестана, довольно своевольный упертый, стал в чем-то перечить капитану С., и не очень вежливо позволил себе с ним – как же отреагировал офицер???!!! Выпрямился, как струна, глаза – громы и молнии мечут, да как гаркнет во все горло:

ТОВАРИЩ СОЛДАТ!
КАК ВЫ РАЗГОВАРИВАЕТЕ С КАПИТАНОМ СОВЕТСКОЙ АРМИИ??!!!

Боже – какая же гордость за свою профессию прозвучала! Какое осознание СВОЕЙ СИЛЫ, АВТОРИТЕТА как офицера Советской Армии!!! Конечно, не только все другие солдаты, но даже и сам тот младший сержант из Дагестана прекрасно поняли всё, и очень уважали и этого капитана, и других офицеров наших… Уважали – и было за что!


Кстати, тогда форма и офицерская, и солдатская была красивее, мне кажется – погоны бархатистые, белые подворотнички (подшива), блестящие золотом бляхи ремней, сапоги тоже блестящие - хоть глядись в них, как в зеркало!..


Кстати – познал я тогда и песню! Узнал – что это значит, что чувствуешь, когда идешь строем с друзьями, поешь хором бодрую красивую песню и в такт звучат наши дружные шаги:

На границе тучи ходят хмуро (бум)
Край суровый тишиной объят (бум-бум)
У высоких берегов Амура (бум)
Часовые Родины стоят!(бум-бум)

Правда – душа радуется! Мы любили так петь, когда идем куда-нибудь строем... Это стоило испытать…

(продолжение следует)


PS

Может быть, тот, кто первым придумал это на самом деле ЗАГЛАВИЕ многих и многих Дембильских альбомов наших (про 720 дней) - может быть, он просчитался немножко (ибо в двух годах 730 дней) - или не дослужил десять дней до двух лет? Кто знает - только так и осталось, так и переходило из альбома в альбом потом!..

Кстати - про песни я тут не дописал - да и трудно вдруг всё охватить! Песня - целый мир ведь! Как затянем, бывало, "Девчонку" -

"Не плачь, девчонка, пройдут дожди,
Солдат вернется - ты только жди!..
Пускай далеко твой верный друг,
Любовь на свете сильней разлук!" -

- да в тридцать молодых голосов, да с настроем, с этой мечтой о девчонке, о доме! Боже - до мурашек по спине! Да как еще такт отбиваем! Или еще хит бессмертный -

"Уезжают в родные края
Дембиля, дембиля, дембиля..."

Такой эмоциональный подъем - это нечто!.. Как будто и впрямь уже дипломат свой дембильский собираешь, одежду на случай сей особую примеряешь, которую полгода готовил...


PPS

Возвращаясь к числу - 720 или 730 дней - мне кажется, это не столь принципиально... К примеру, я вообще полтора месяца не дослужил до двух лет - ибо призвали нас, студентов, после летней экзаменационной сессии - в начале июля (1983 года), а домой я поехал со всеми - 15 мая (1985-ого)... Дело-то не в этом... Кстати, лямку я успел потянуть за эти неполные два года - охо-хо! Будь здоров! Не приведи, Господи!..

Ситуация у нас такая была, что практически все два года мы одинаково служили, я же к тому же вообще не склонен был злоупотреблять своим сроком службы... Помню, лишь один раз решил посмотреть, проверить - как это выглядит - попросил однажды товарища на полгода младшего призыва подшить воротничок мне - подшил... (И то - именно попросил, как друга, сказал, что очень устал - и так и было)...

И - всё на этом, больше я не хотел подобного! Сам всегда всё делал, всю работу мою, да и товарищи мои по призыву практически - тоже (У нас, кстати, батальон одного призыва был.)...

Вообще-то - очень тяжело было... В постах этих, однако же, я пишу больше о приятном... Вообще - как-то задался вопросом - КАК можно написать об армии? Это - не так просто! К примеру, какие-то конкретные детали могут счесть за "разглашение военной тайны" - вот я и перестраховался - вообще никаких конкретных деталей не указывал...

Просто подумал, спросил себя - а было ли что-то хорошее в армии, о чем приятно вспомнить? - Спросил и почувствовал - БЫЛО! Ну а дальше, как говорят, дело техники...



Иллюстрации.

В качестве иллюстрация использую картины замечательного амурского художника Геннадия Павлишина... Тогда, в армии, вместо дембильского альбома (практически общепринятый атрибут!) я купил в магазине, что находился прямо в военном городке, очень красивую книгу - фотоальбом по Приамурью - с фотографиями и картинами художника... Не прогадал - по сей это - прекрасная память!..

Кстати - если говорить о словесном выражении красоты - всей красоты дальневосточной природы - лично мне служит для этого...казалось бы, совсем детская книга - повесть Рувима Фраермана "Дикая собака Динго, или история первой любви"!.. хотите верьте - хотите - нет - она стала одной из моих любимых настольных! Так и читаю ее по кругу - дочитываю и вновь начинаю - и всегда с удовольствием новым... Чудесная поэзия, талант!..



720 дней в сапогах (продолжение)


Пожалуй, можно сказать – я увидел, что значит порядок – в основном во всем был порядок, как хорошо отлаженный механизм, как часы – всё было налажено, отлажено…

Зима, морозы? – Так и одевали нас – улыбку вызывает даже сейчас! Два комплекта нательного белья белого – тонкое и толстое фланелевое, потом – хэ-бэ, потом – когда на работу или в караул идти –ватные штаны и ватная телогрейка, на нее – шинель, а на шинель еще – тулуп овчиный в караулке наденешь, на голову – чулок шерстяной с прорезью для глаз и для носа, на ноги – валенки, на руках – овчиные рукавицы!.. Вот так – нам не страшен серый волк!..


Земляка встретил однажды – в один знойный день на полигоне, в учебке еще… Дали нам задание - драить броню БТРов – а мы одеты в черные комбинезоны поверх хэ-бэ, да на раскаленной броне, да в жаркий полдень июльский! Взобрался и я на указанный мне БТР, начал работать…

Вдруг слышу – сержант спрашивает – «Ты откуда?» - Из Тверской области, говорю. – А там откуда? – оживился сержант. – Из Бежецка. – «Да ну? – Так мы же с тобой земляки! Слезай же с брони, давай альбом мой дембильский смотреть!».. Вот так, спасибо земляку! Приветил!.. Помнится всё, хорошее же приятно и вспомнить!..

         
В том самолете нас прилетело много студентов, так что, бывало, чистим в наряде по кухне ночью картошку и разговариваем о чем-нибудь интересном, мечтаем… Кормили в общем-то хорошо, всё было качественным, пусть простым – но именно качественным…

Тем не менее, любили мы по возможности в «чипок» - магазин продуктовый так называли – забегать… Помню, молоко там покупали и там же пили его с булочкой или с печеньем; Боже – каким же вкусным казалось нам молоко! Наверное, и правда вкусным всё было, да еще и аппетит хороший!.. В жару же почему-то особенно хотелось минералки – и покупали ее по возможности…

А вот привычка радоваться ходу времени – это тоже наследие армии – наверное, не очень уместное сейчас... Это находило отражение во множестве поговорок типа:

«Только сон приблизит нас к увольнению в запас!»,

«Пайка масла – день прошел, два яйца – и нет недели, что б еще такого съесть, чтоб два года пролетели?» (По воскресеньям давали два яйца на завтрак…)

«Дембиль неизбежен, как крах империализма!» Мда...

       
Кстати – вот ведь лишь недавно узнал – почему еду мы называли тогда в армии «чифан» - говорили, например, «идем – чифан привезли!», или – «Идем чифанить!»… Зашел вдруг недавно на какой-то сайт китайского языка, смотрю, «чифан» - это и есть по-китайски «еда»! Оказывается, близость Китая так сказывалась!..


Письма… Письма в ходу очень были! Мы писали родным, друзьям, те – нам, так и шла переписка оживленная… Слышал, теперь стараются, чтобы солдат служил вблизи дома, чтобы в увольнения мог домой зайти, с родными повидаться, говорят – так легче служить…

Не знаю, может быть, и легче кому-то… Мне же кажется – вот лично для меня было очень хорошо, что я служил за тысячи километров от дома, я знал твердо, что до истечения срока службы не увижусь ни с кем из родных, твердо знал это – и – хотите верьте, хотите – нет – мне так было спокойнее!...

И еще – мне кажется, если бы вдруг как-то устроили мне тогда встречу с родными во время службы – мне потом стало бы лишь тяжелее! От такой резкой перемены ситуации стало бы лишь тяжелее! А так – служил и служил себе спокойно, свыкся, притерпелся, притерся…


В баню мы ездили в город – небольшой райцентр – как наш Бежецк… Городок очень красивый культурный! Мне там друг один, кстати (Макс - тоже студент из Москвы), зная, что я изучаю испанский, купил в простом книжном магазине замечательную книгу – сборник испанской поэзии на двух языках!…

Помнится еще вот – едешь из бани в автобусе, смотришь на окна домов, там в окнах – занавесочки тюлевые… О – как это меня трогало – тюлевые занавески на окнах! Казалось – там – должен быть рай, должна быть такая радостная мирная приятная полная любви и взаимопонимания семейная жизнь!.. Я рад, что хотя бы прочувствовал эту мечту, понял ценность добрых отношений между людьми, ценность малого – казалось бы, малого…


Помечтаем!.. Войны все должны уйти в прошлое! Новое тысячелетие на дворе – войнам никаким не должно быть места на земле! Как может видоизменяться армия по ходу этого процесса улучшения жизни? – Очень хорошо и просто! К примеру – гуманитарные операции!

Представьте, к примеру – парень шлет из армии письма девушке, что он находится в Африке с частью, помогает, скажем, голодающим Эфиопии (только бы не Поволжья!), фотографии шлет – как кормит смуглых худеньких эфиопских детей… Это же здорово! И молодым людям – хорошая служба, хороший урок, и родным, и девушке приятно об этом сказать!..

Так что перспектив светлых добрых безобидных – море на самом деле!..
Только бы всё шло хорошо! Только бы мир хранили, да и между собой бы ладить учились люди…


А отсыпался я после армии в деревне у бабушки – целое лет там жил – перед продолжением учебы в Университете… Спал в прирубе – там голые бревна некрашеные, дощатый некрашеный пол с половичком, сотканным самою же бабушкой… Береза шумит за окном… О Боже – как хорошо!..

         

Иллюстрации - Геннадий Павлишин


Видео - художественный фильм "Сказка Странствий", 1982 год, режиссер - Александр Митта... Этот фильм я посмотрел впервые как раз в армии - у нас там стройбат клуб построил (наряду с гражданскими специалистами), и нам кино стали крутить по выходным!.. Как сейчас помню - и эту сказку смотрели...

Очень понравилось, а теперь вижу - с временем нашим перекликается!.. Мда... Жаль лишь, что грустного много...

Помоги, Господи!
Защити, Архангел Михаил!
Закутай Покровом твоим, Богородица!


Рецензии