Моя сто сорок девятая. Крик дельфина. Эпилог

" ...принимать меры для недопущения среди личного состава всех категорий, мифологизации советского Военно-морского флота, как сильнейшего флота планеты во второй половине 20 века. Основную доказательную базу строить на несовершенстве оружия и технических средств того периода, повлекшее за собой бессистемное увеличение количества боевых кораблей не отвечающих задачам военно-морской стратегии государства, что привело к значительному снижению жизненного уровня граждан СССР, и как следствие развалу государства..."

© 2019 год. Неизвестный (мне) политрабочий ВМФ России высокого ранга.


Моя 149 -ая прибыла на "Выдру" 07  августа 2004 года. Увидев уникальный знакомый силуэт, я испытал смешанные чувства. И обрадовался, и расстроился одновременно.

Обрадовался из - за того, что две предыдущие попытки заснять её на мою Sony Handycam CCD-TR440E, окончились неудачей. Почему расстроился? Потому что понял, что стану свидетелем утилизации своей подлодки. -"Ну что уж тут поделаешь, это в любом случае в первую очередь подарок судьбы. А выпавшее на мою долю очередное испытание нужно пережить достойно!" - подумал я. Не откладывая в долгий ящик, на следующее утро я взял бутылку коньяка. И предложил сходить на лодку капитану 1 ранга Ручкину. Для поддержки и за компанию. Идти было недалеко, буквально метров за десять от КПП дивизиона. На самый ближний стацпирс – набережную Н-1. Владимир Николаевич остановился у трапа и закурил. Я же привычно – быстро спустился по трапу, козырнув. Хотя никакого флага на пла уже, естественно не было. Её держал гражданский экипаж. Подошёл к ограждению рубки и... Никогда не думал, что стану таким сентиментальным. Я только прикоснулся к ограждению рубки и прошептал:

-"Ну здравствуй, родная!".

Тут же меня жёстко и свирепо накрыло. Нахлынуло ****ь, так как я и представить не мог. Слёзы из глаз. Глажу ограждение рубки.  Полный ****ец, короче! Оглянулся на Ручкина, тот уже докурил, и показывает оттопыренный вверх большой палец правой руки:

-"Пошли, на лодку, Женя!"

Я сказал пару слов в носовых отсеках, показал наварыши, оставшиеся от ракетных шахт. Начштаба же на гаджиевских "бомбовозах" служил, и ему было безусловно интересно, с чего всё начиналось. Хотя он неоднократно посещал уже К – 19, первую ПЛАРБ, головную лодку нашего проекта. Владимир Николаевич часто мне говорил: "Гордись службой на первом поколении!" и "Я тебе завидую, тебе удалось прикоснуться к истокам!" Рассказал я ему и про "науку":

+ФОТО+ №1

+ФОТО+ №2

Ёбнули по стопке в кают компании. Ручкин остался беседовать со старшим смены. А я пошёл в корму. Про мерзость запустения, ЧУЖИЕ запахи я распространяться не буду. Отсеки крайне слабо освещены, но шильдик боевого поста химслужбы я разглядел. Он был на месте. Тут же мужики, стоявшие на вахте, его по моей просьбе спилили. Его (КП/Х), кстати, Вы можете увидеть в рассказе "Морские термины". Походил, побродил. Повспоминал. В следующий раз я пришёл со своей подружкой Соней Хэндикам. В сопровождении своего хорошего товарища капитана 3 ранга Серёжи Каратова. Сначала зашли на его лодку:

+ФОТО+ №3

+ФОТО+ №4

Серёга спустился вниз, а я произвёл панорамную съёмку:

+ФОТО+ №5

Кстати, все snapshot*s в этом рассказе с чудом уцелевшей записи, которую я уже отчаялся найти. Но, оказывается, они терпеливо ждали своей участи на микрокассетах формата Video8. Я их так и не перевёл в своё время в формат VHS (стандартного видеомагнитофона). И оцифровал я эти записи совсем недавно.
Носовой торпедный (первый) отсек:

+ФОТО+ №6

Для повышения надежности при запроектных авариях была предусмотрена система ввода жидкого поглотителя нейтронов (раствор азотнокислого кадмия) в реактор, 5 отсек:

+ФОТО+ №7

К вопросу, есть ли иллюминаторы на атомных подводных лодках:

-тамбур-шлюз, 5 отсек:

+ФОТО+ №8

-КАВ (кормовая аппаратная выгородка), 6 отсек:

+ФОТО+ №9

Шестой (реакторный) будет проиллюстрирован полнее (просто мы с Серёжей туда переноску принесли))):

+ФОТО+ №10

Переборочная дверь из пятого в шестой:

+ФОТО+ №11

КАВ, автопортрет:

+ФОТО+ №12

Вид в корму:

+ФОТО+ №13

Баллоны ГВД (газа высокого давления):

+ФОТО+ №14

Подпиточный насос первого контура:

+ФОТО+ №15

Преобразователь из постоянного в переменный ток:

+ФОТО+ №16

Вид в нос:

+ФОТО+ №17

Где – то здесь (скажем так))) Вася Репещук научил меня дренировать третий контур в трюм:

+ФОТО+ №18

Воздуходувка ГРЦ-А, системы СК-3:

+ФОТО+ №19

Такими грелками грели (уже в ОФИ) отсек, и первый контур, внизу парогенератор л/б:

+ФОТО+ №20

Компрессор ваккумирования реакторного отсека:

+ФОТО+ №21

Неугомонный спецмеханик Серёга лезет на второй этаж, там насосы ГЦЭН-146 и ВЦЭН-147, первого контура:

+ФОТО+ №22

Знаменитый БП-65 (где наши срочники – спецтрюмные традиционно торт поедали при вводе АЭУ;):

+ФОТО+ №23

Переборочная дверь из шестого в седьмой отсек:

+ФОТО+ №24

Маневровое устройство, седьмой (турбинный) отсек:

+ФОТО+ №25

Фильтр очистки воздуха ФЛО-360, там же:

+ФОТО+ №26

Родной восьмой отсек, носовая переборочная дверь:

+ФОТО+ №27

Мнемосхема электротехнического отсека, там же:

+ФОТО+ №28

Аварийный телефон 8 отсека (Серёгин голос за кадром: -"Евгений Геннадьевич, свяжитесь с центральным постом и доложите…"):

+ФОТО+ №29

Ответ (голосу) – «Вот делать-то мне нехуй… Да и знают ли  они в ЦП, как им пользоваться?;):

+ФОТО+ №30

Ну и по выходу (#Прощай!!!):

+ФОТО+ №31
+ФОТО+ №32
+ФОТО+ №33
+ФОТО+ №34

Затем была лекция, где по просьбе гражданского экипажа и нашего НЭМС*а я рассказал, что помнил, по системам и механизмам обеспечения живучести и непотопляемости, ответил на вопросы и подарил два служебных блокнотика. Трюмная и главная осушительная магистрали подробнейшим образом, основная силовая сеть, etc. Хотя это скорее всего была даже не лекция, а краткий рассказ - беседа, кому - то из "боссов" заводоуправления всё очень понравилось. В результате наши дивизионные механики получили ещё один компьютер и принтер. Не новые, но в вполне себе приличном состоянии. Поскольку на "механических" компьютерах я тоже работал, и даже имел от каюты НЭМС*а свой собственный ключ, "лекция" безусловно, удалась.

Позже была выгрузка активных зон:

+ФОТО+ №35

Ну а далее подлодку загнали в эллинг, и собственно говоря, утилизировали. В результате остались на плаву лишь три отсека (реакторный и смежные), так называемый плавмодуль. По мере накопления эти плавмодули отбуксировывали в Сайда - губу. И вот как - то я был приглашён на церемонию прощания с одной из гремиханских пла. Командир устроил фуршет прямо на пирсе. Всё было достойно и пристойно. И тут я вижу чуть в стороне группу плавмодулей. И табличка на единственном из них - "907". Это номер заказа. Лодки при постройке и ремонте, модернизации и утилизации в заводской документации проходят не по тактическим номерам, а по номерам заказов. Перехватив мой взгляд, кто – то из экипажа спросил меня:

-"Геннадьич, твоя? Давай заснимем тебе на память?!"

-"Нет, спасибо…" - ответил я, попрощался и ушёл. Поскольку настроение у меня сразу и резко испортилось. Потом плавмодуль №907 убрали...

+ФОТО+ №36

Работая над этим рассказом, я почему - то вспомнил старую историю. Курсантом третьего курса СВВМИУ я в один из выходных направился смотреть  художественный фильм "Крик дельфина". Выходя из актового зала училища, я увидел смотревшего на плакат (афишу), размещённую выше, "пятака" - курсанта пятого курса. Он молча докурил сигарету и сорвал плакат со стены. Впрочем, не повредив его. Аккуратно свернул его в рулон и забрал с собой. На память. Я тут же подумал, что поскольку дельфин является символом подводников с 1972 года и утверждён ГК ВМФ, неплохо было бы привести тут этот знак в качестве иллюстрации. Вы же знаете, как я люблю подробно иллюстрировать свои рассказы. Вот он:

+ФОТО+ №37

Выбор в пользу дельфина был неслучайным. Поскольку считается, что именно подлодка "Дельфин" является первым отечественным кораблем этого класса. В источнике "Под знаком Дельфина": ( https://geraldika.ru/article/3144 ), капитан 1 ранга Англинов даёт интереснейшую историческо – мифологическую версию выбора символа. На фото внизу подводная лодка "Дельфин" после модернизации у стенки Балтийского завода, 1904 год:

+ФОТО+ №38

А затем я наткнулся на статью: (http://savedolphins.net/about-dolphins/ ). Цитирую: "Дельфина, отловленного для дельфинария, буквально лишают самого важного в жизни - семьи, охоты, необходимого движения. Ни один дельфинарий не может предоставить подходящие условия для нормальной жизни дельфинов. Размеры бассейнов - это просто крошечный фрагмент того, что дельфин проплавает за минуту на свободе. Касатки, к примеру, могут проплыть до 100 км в день. Для воды в бассейне используется хлор. Хлор в принципе противоестественен для дельфинов, живущих в морской воде, а в дельфинариях воду хлорируют в таких концентрациях, что зачастую у дельфинов слезает кожа, а также наступает слепота. Охота - это природа дельфина. Они были созданы хищниками, а не рабами, выступающими за еду. Дельфины в дельфинариях выполняют трюки, которые в природе они никогда не делают. Дикие дельфины не бороздят океаны на хвостах, и не прыгают через кольцо. Все это против природы дельфинов. Попав в дельфинарии, они становятся рабами. И выхода из этого рабства нет. Только смерть. Суицид часто встречается в дельфинариях. Иногда дельфины просто перестают дышать, а иногда разбивают головы о бетонные стены. Дельфины слишком умные и социальные существа. Они не могут жить без своей семьи, без необходимого движения и без свободы. Поэтому в неволе большинство дельфинов погибают, не дожив и 10 лет. Только мало кто знает все это. Люди думают, что дельфины счастливы жить в маленьком бассейне, ведь они постоянно улыбаются… На самом деле, улыбка дельфина - это самый большой обман природы. Это всего лишь строение головы дельфинов, а не выражение счастья. Мертвый дельфин тоже "улыбается".

+ФОТО+ № 39

Интересно, буду ли улыбаться я, когда придёт время - подумалось мне. Но счастливой улыбкой успевшего исполнить своё предназначение в жизни человека? И много ещё чего я подумал, произведя  анализ логической цепочки: "дельфин" - "подводник"  - "пла".

Они стоят в одной из бухт Кольского полуострова. Бывшая краса и гордость ВМФ СССР. Атомные подводные лодки. Точнее то, что от них осталось - в настоящее время большинство из трёхотсечных блоков - плавмодулей разделано до одноотсечного. Реакторного. И хранятся они уже не на плаву, как раньше:

+ФОТО+ №40

А на бетонном основании:

+ФОТО+ №41
+ФОТО+№42

На стапельных плитах долговременного хранения в ПДХ РО "Сайда" ( http://nuclear-submarine-decommissioning.ru/node/1076 ).
Я считаю, что за столько лет службы это бездушное для кого - то железо, не могло, впитав в себя столько человеческих эмоций, тоже в некоторой степени не очеловечиться. Пусть для кого - то дальнейшее покажется полным бредом, я всё же выскажусь.

Итак. Их проектировали. Затем их строили, создавали из кусков металла и не только заботливые человеческие руки простых работяг. Потом за их долгую и славную историю на них служили разные люди. Совершенно разные. И равнодушные, и любящие своё "железо". И даже его ненавидящее. Они ходили на них в море. Бывало, горели и тонули. Случалось, получали дозы радиации. Каждый - свою. И просто жили на них. Думали и мечтали. Занимались своим повседневным трудом и совершали подвиги. Всё было. Много и разного.

Но вот уходит последний экипаж. Лодку начинают терзать, рвать на куски. Попутно задыхаясь от алчности, потея в предвкушении ожидаемой прибыли от продажи частей её тела (металл), кровеносных сосудов (медные кабеля и провода), нервных клеток (элементная база аппаратуры, драгметаллы),  etc. Умирают ли они тогда в агонии, беззвучно проклиная своих мучителей? Или нет? Но тогда им уготовлена ещё более страшная судьба - ждать ещё сотню лет, уже в облике плавмодуля. А затем одноотсечного блока. Своеобразного временного памятника в ПДХ реакторных отсеков Сайда – губы. Пока люди милосердно наконец не прекратят их мучения. Если это так, о чём же эти пока ещё до конца не уничтоженные кусочки бывших подлодок думают? Исковерканные, обрезанные, изуродованные обрубки, но пока ещё странно, зрительно и осязаемо - существующие? Подобно людям, лишённым подвижности, органов чувств и до самой смерти прикованным к больничной койке? С тоской вспоминают былые времена, неторопливо обмениваясь впечатлениями? Или просто покорно и равнодушно ждут своей участи? Ведь пройдёт несколько десятилетий, и их утилизируют полностью. И не останется от них ничего. 

НО ОНИ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ПЕРЕЖИВУТ ВСЕХ НАС, СЛУЖИВШИХ НА НИХ.

Собственно говоря, только из - за этого я и начал писать свои воспоминания. Чтобы успеть рассказать  Вам про подлодку, на которой я служил. И про окружающих меня людей - войсковую часть 13127, экипаж сто сорок девятой пла. Жаль, конечно, что история получилась столь несовершенной,  да и рассказать удалось не про всех. Но что уж тут поделаешь? "...Как уж смог. От души. Без прикрас..." - цитируя самого себя.

Вот и всё. Сегодня я в очередной раз прощаюсь со своей подводной лодкой. Но теперь уже навсегда. Работа над рассказом окончена. Я на удивление абсолютно спокоен. Мне осталось только надеть обувь и накинуть куртку.

И через несколько минут я уйду в магазин.

Что - то подсказывает мне, что сегодня я нажрусь. В хлам.

Ohhh… yesss!!!

Я однозначно напьюсь. Бессмысленно, яростно и беспощадно…

+ФОТО+ №43

Фотографии и снапшоты Вы можете посмотреть по адресу, ссылки: ( https://dzen.ru/a/Yue-Bboy5jb-wM6q, https://dzen.ru/a/YuhhvtVJz03-i7in ).



Всем спасибо!


Рецензии
А мы стоим и просто курим..
Над Океаном снег летит.
Мы перешли такие бури,
Которых Вам не перейти.
Мы перешли такие беды,
Что отрывало от земли.
Мы не попали в домоседы, -
Но и в пираты не пошли.
Лежит на грунте субмарина
Задрав обшивку о гранит.
Давно молчит её турбина,
А сердце – все еще стучит.
Не утонуть бы нам сегодня:
Стакан грохочет о стакан
И как подвыпивший подводник
Рыдает Тихий Океан.

А мы стоим. И, просто, курим.
Над Океаном снег летит.
Мы перешли такие бури,
Которых Вам не перейти.
Мы перешли такие беды,
Что отрывало от земли.
Мы не попали в домоседы, -
Мы в дистрибьютеры пошли.
Не утонуть бы нам сегодня:
Стакан грохочет о стакан
И как подвыпивший подводник
Рыдает Тихий Океан.

Рыдает Тихий Океан.

Алексей Николаевич Крылов   26.02.2023 10:31     Заявить о нарушении
Спасибо! Но я пошёл в сторожа-вахтёры, предварительно отслужив "до предельного возраста". Так уж вышло. И, сейчас будете смеяться, и оттуда ухожу. Здоровье не позволяет.

С уважением, Евгений.

Юджин Джексон   27.02.2023 18:46   Заявить о нарушении
Уходят в даль. Шторма терзают рубки.
Короста льда легла на корпуса.
Остались за кормой в прощальном взмахе руки.
Застывшим криком смежены уста.

Алексей Николаевич Крылов   28.02.2023 00:45   Заявить о нарушении
Замечательно!

Юджин Джексон   28.02.2023 01:52   Заявить о нарушении
Это к-129. 55 лет прошло. Помянем.

Алексей Николаевич Крылов   28.02.2023 07:26   Заявить о нарушении
Считаете, что официальная дата гибели (8 марта) должна быть перенесена на более ранний срок?

Юджин Джексон   28.02.2023 15:25   Заявить о нарушении
Это надо уточнять у штурмана Свордфиш.

Алексей Николаевич Крылов   28.02.2023 15:28   Заявить о нарушении
Согласен. Но сам я поминаю именно 8 марта. Возможно, я неправ, но полагаю, тем, кто погиб, это не очень важно. Им вообще уже ничего не нужно. Ну а для живых и неравнодушных самое главное - чтобы мы их помнили!

Юджин Джексон   28.02.2023 17:30   Заявить о нарушении
Вечная память!
... И если пенные объятья
Назад не пустят ни на час
И ты в конверте за печатью
Получишь весточку о нас,-

Не плачь, мы жили жизнью смелой,
Умели храбро умирать -
Ты на штабной бумаге белой
Об этом можешь прочитать.

Переживи внезапный холод,
Полгода замуж не спеши,

А я останусь вечно молод,
Там, в тайниках твоей души.

А если сын родится вскоре,
Ему одна стезя и цель,
Ему одна дорога - море,
Моя могила и купель.

Алексей Николаевич Крылов   28.02.2023 18:28   Заявить о нарушении