Богомаз глава 20
Глава 20. Расчет.
Поздним вечером Гулин вошел в храм. Кто то из прихожанок, узнав его, поклонились. Повсюду горели свечи. Пахло навязчивым ладаном.
Гулин встал под куполом и последний раз окинул пристальным оком Страшный суд
Композиция была закончена и свободно читалась по фигурам и сюжету. Даже в сумерках легко смотрелась полуобнаженная Дева Мария. и верхние ангелы. Лицо банкира просматривалось в группе апостолов, а Злоказов, влекомый в ад хохочущими чертями, был мерзок и смешон.
- Да, смотрится благостно , правда, это далеко не Микельанжело,- промелькнуло в голове Гулина. С другой стороны и Сикстинская капелла пошире и помасштабнее. Разместить органично вместе четыреста фигур, как у Микельанджело, у него точно бы не вышло. Едва хватило места для сотни персонажей. Но и голубой мазок платья Девы Марии так же властно, как и в Сикстине организует внимание. Спасибо Микельанжело.
Однако кольцо святых и апостолов смотрелось приятней - всего то двадцать персонажей. Вполне читаемы в полутьме. Не было такого излишне фамильярного сдавливания фигур,как у римского богомаза. Так же задорно летели ангелы с трубами, кого то тащили на небеса, кого- то запихивали в рай. Все как в классике. Наверно подобный набор праведников и негодяев в любую эпоху примерно одинаков. Все дело в ракурсе и композиции. Как то узрел сам богомаз. Как ему подсказал гений.
Только кисть художника наверняка отражает его собственные беды и радости. Кисть богомаза смахивала краски с палитры его души. А в душе у Гулина страстей за эти три года работы в храме было с избытком. Тут он и выложился полностью и кажется иссяк. Вряд ли кому то придет в голову приглашать очередного Даниэля де Вольтерра подрисовывать стыдливость одеждами, как в свое время обязали замазать кисть Микеланджело отцы церкви. А святого Власия с Екатериной он вообще не стал брать в композицию. Хотя хотелось : чересур -страстные у святых были объятия. Ну да ладно, а то и впрямь начнут бдительные критики просматривать плагиат.
Главное сам Христос, в отличии от рельефного Пантократора Микельанжело был не такой фактурный и атлетичный. Гулин в свое время подумал, что если не драпировать его хламидой, то лучше убрать лишние рельефы и выдать тело обычной земной красоты. Решение было правильное. Излишней наготы на фресках не было. Да и зачем - это было не Возрождение, а грохочущий закат советской перестройки - и не сытый Ватикан, а голодное Подмосковье. Не поймут!
Он мельком прошелся взором по полутемным люнетам, лосмотрел на композиции на парусах и перекрестился. Работа была закончена. В чем то ему крепко повезло, он не сверзился как Микельанжело с высоты, изрядно поломав руки ноги. Или как тот же Мурильо в далеком Кадиксе, грохнувшись насмерть при завершении "Обучения святой Екатерины". Что тогда и говорить о венецианском богомазе Фумиане, замахнувшемся на абсолютный рекорд - семьсот квадратных метров канонической биографии святого Пантелеймона. Ведь никто до него и не пытался соединить вместе пространства стен и свода. Тоже слетел с лесов насмерть, утратив грань реальности в творческом угаре. Такое у них непростое ремесло. Может просто ему, Гулину, повезло. Хотя при его ненормированном дне и обстоятельстах непростой личной жизни такое было крайне мудрено. Чудо, что вообще остался жив.
Он вышел из храма и устало присел на лавочке . Покидать храм было совсем тяжко. Здесь он вернулся в профессию, здесь обрел веру в себя . Здесь ощутил свою магическую силу вершить судьбы людей. Такое в искусстве хоть редко, но случается. Возможности искусства безграничны и непознаваемы. Для этого нужен не только человеческий гений, но мощнейший астральный посыл, доступный лишь избранным .
А впрочем его отсюда и не гнали. Он рассматривал противоположный берег Москвы реки - новые коттеджи, заборы и размышлял о своем неожиданном даре, откуда он в нем - и главное, зачем?
Батюшка с вздохом подсел к нему , поставив на лавочку изрядно тяжелый мешок .
- Вот ноне воздаю за радение, Виктор. Не обессудь! На что горазд! - сказал Священник.
- Ого! Не много ли? - поморщился Гулин
- Куда там много! Килограммов семь рублей, - отвечает батюшка невесело.- Это же не серебро Виктор. И не зелень. Так крохи от прихожан.
- Что случилось? Без спонсоров остались? - усмехнулся Гулин.
- На все воля божья!- смиренно ответил священник. - В одной стране живем.
Гулин прикинул тяжелый гремящий мешок в руке:
- Опять металлом платят, - вспомнил молодость Гулин.
- Суета сует,- заметил с горечью Священник.- Ноне одно – наутро другое. Однако можешь отказаться.
-Нет, да можно и так,- вздохнул тяжко Гулин. -Как знать может куда и позовут. Надо бы дожить в тепле .
Было тихо и прохладно.У дальней церковной ограды в полутьме Ваня и Юра лениво ковырялись лопатами.
Они обустраивали пространство между новыми могилами. Ваня ткнул лопатой и спросил, глядя на портреты на памятниках:
– Честно, Вань, дык как растак, а кем бы ты хотел быть банкиром или бандитом.
Ваня помотал головой и сказал рассудительно:
-Да, Юр, кем угодно, только бы живым.
Гулин встал с лавочки , прошел по плитам до церковной ограды, прямо к обрыву. Внизу перед ним был неширокий лужок, за ним извилистое русло реки. На том берегу над разляпистыми крышами особняков вылезла лимонная луна и проложила яркую дорожку прямо к обрыву. Гулин вытащил из кармана теплую панагию. Лик императрицы даже в полумраке был высокомерен и суров. Гулин немного подумал и широким жестом зашвырнул панагию прямо на середину лунной дорожки.
Свидетельство о публикации №220112601345