Офицерская гаутвахта

               
                Говорят, на всё Божья воля. Он предопределяет нашу Судьбу. Если бы это было так! Частенько же в процесс вмешиваются другая сила, а чистая или нечистая, зависит от того кто за нами стоит. Так ли это, судить не берусь, чтобы  случайно не накликать злых духов. Не зря ведь говорят «не буди Лиха пока оно тихо».
                Одним число 13 приносит удачу, для капитана Клюквина (о нём как раз пойдёт речь в нашем рассказе) не только это число, но всё что содержало цифру 3, по его словам, приносило одни неприятности, главной из которых он считал своей женитьбой.
                В 70 е годы штаб 32 армии располагался в Семипалатинске, а части её были разбросаны по всему Казахстану. Флора и фауна в этом краю я Вам доложу  просто сказочная, достойна отдельного рассказа.
                Для справки: больше половины территории республики, на которой свободно могли бы разместиться почти все государства Европы составляют пустыни и полупустыни. Четверть - занимают степи, и только чуть больше 5%  – лесные зоны и горы. В центральной части находится «желтая степь» - Сары-Арка, а западнее от неё – Тургайское плато. Территория Казахстана настолько огромна, что она захватывает Уральские горы на Западе и Алтай и Тарбагатай на Востоке. На юго-западе располагается Плато Устюрт и побережье Каспийского моря. Восточная же часть упирается в северный Тянь-Шань.
                Климат в республике большей частью резко континентальный. На юге температура летом достигает + 49 градусов, а на севере зимой может опуститься до - 57 градусов.
От сахарского зноя до арктического холода рукой подать. Не хватает лишь белых медведей. Хотя их с успехом могли бы заменить снежные барсы обитающие в горном Тянь-Шане.
                В краю пустынь мне выпало «счастье» бывать летом. В песке можно не только жарить яичницу, но пожалуй и печь картофель, босой ногой лучше не становиться – непременно получишь ожог. Будучи в Баутино, я испытал на практике, после купания  в море Каспии. К слову, вода, не знаю по какой причине, оказалась ледяная.
                Что касается степной зоны, когда смотришь на бесконечную гладь уходящую за горизонт, берёт сомнение в том что Земля круглая. Ни бугорочка, ни кочки, одни солончаки насколько хватает глаз.
                Встретился как-то нам среди ночи человек: добрые люди, в какой стороне Кулунда? Здесь родился, крестился, женился… задремал за рулём, куда-то свернул не пойму. Где-то в другом месте – уснуть за рулём, значит погибнуть, а тут – ни кюветов, ни канав – бескрайняя степь. Рассказали мне так-то историю:
                Одинокий казах решил продать дом - сын позвал в Целиноград, теперешний Нурсултан, прости Господи. Дом посреди степи с тополем во дворе, и  вокруг на семь вёрст ни души.
Покупатель:
 - я куплю у тебя дом, но ты должен спилить этот тополь.
- зачем?
- степь не видно.
                Правда, чтобы полюбить этот край не обязательно быть казахом.
                Конечно в те годы казахи жили гораздо скромнее чем теперь. Обратился как-то один из них с просьбой привезти землицы на крышу. Нам ведь это ничего не стоило. Экскаватор зачерпнул пару-тройку ковшиков целины, самосвал выгрузил и крыша готова. Люди на всей Земле одинаковы, благодарят, чем смогут. Наш пригласил  в свою землянку, разлил «Московскую особую» по стограммовым стопкам, на закуску чай (без сахара), лаваш с топлёным маслом. Нас, как уважаемых гостей, он посадил за  стол на лавку, сам же сел в позе лотоса на циновку. Говорит: мы так привыкли.
                Вот таким образом наши воины проявляли свою доблесть. Хотя, доблесть - понятие относительное. Одно дело помочь аборигенам, а другое – истреблять здешнюю фауну, охотиться на сайгаков с автомобилей. Как сказал Владимир Семёныч : «Эту бойню затеял не Бог – человек». Наши «охотники» истребляли отнюдь не хищников словно врагов Отечества изматывая, загоняя их до смерти высокоскоростными ГАЗ-66, ЗИЛ-130.
               
Мы не делаем зла.
Мы не режем ягнят,
не приносим вреда,
почему же казнят
люди нас без суда?
Гонят нас по степи
на широкий простор,
свет глаза нам слепит,
душу вынул мотор.
Страх сочится из пор
от светящихся трасс.
Нас стреляют в упор,
в спину, в профиль и в фас.
Прислониться б к кусту
от губительных фар!
Кровь вскипает во рту
превращается в пар.
Сзади крики: "Ату-у-у!"
Я не чувствую ног.
«В темноту, в темноту...
не сдавайся, сынок,-
мне сигналит вожак,-
будь же ты молодцом,
мне уж не убежать -
начинили свинцом,
ты же будь молодцом»

Он рванулся... прыжок…
своей смерти назло
Кровью залит движок
Его тело вросло
в лобовое стекло.

Ну же, дети степей,
вы не знавшие плеть,
чашу воли
испей-
те,
Да,
надо успеть…


                Сайгак (кто не знает) – разновидность антилопы, обитает в Средней Азии. Раньше его популяции встречались и на Кавказе, и в европейской части СССР (в Астраханской области, в Калмыкии), теперь этот вид животных занесён в красную книгу по причине массового истребления. Как тут не вспомнить «Охоту на волков» с вертолётов  Владимира Высоцкого. Здесь же «охота» велась с автомобилей. Выслеживалось стадо, а затем начиналось преследование и расстрел. Сайгака очень трудно догнать даже на автомобиле, он развивает скорость до 80 км/час. Наши господа ахвицера и товарищи прапорщики, не смотря на строгие запреты начальства,  случалось тоже принимали участие в травле этих животных. Поедут бывало проверять караулы на дальние рубежи, как не порезвиться. Очень уж велик соблазн. Это чеховскому персонажу стыдно перед собакой, а нашему современнику только  в кайф. Да и трофей (рог мужеской особи) привезти «на большую землю» очень даже лестно. Правда, если это станет известно командованию, пощады не жди. Гауптвахта  -  самое малое что может ожидать охотников за антилопами.  Одна загвоздка – офицерская гауптвахта только в Семипалатинске, а туда – не менее 400 км. Потому наш комполка договорился с местным начальником УВД, майором милиции Калтымбековым Магометом Усмановичем и тот принимал штрафников с большим радушием.
Но об этом чуть позже.

                Капитан Клюквин, кстати, был не то чтобы охотник, но любил погонять зайцев во время ночных выездов. Техника простая – заметил зайца на пути, включил дальний свет и начинай преследование, тот уже не свернёт бежит в полосе пока не встретится с бампером. Признаюсь мне претила такая «охота».
Клюквин был душой компании, весельчак, пьяница и баламут. Шага не сделает чтоб кого-нибудь не разыграть.
Идёт, к примеру, навстречу сослуживец, он ему:
- Я твою фотографию видал.
Тот не ожидая подвоха:
- Где?
- На трансформаторной будке, Вооо! – изображая  знак «не влезай - убьёт»

                Бывало напьётся и в гарнизонную гостиницу – от сторонних глаз, проспаться.
                Прибыл к нам на службу врач капитан Абдурахманов. Знакомится со всеми, кто находился в комнате в данный момент: Николай Иванович.
Протягивает руку Клюквину:
- Николай Иванович.
Тот, ещё не продирав глаза, увидел азиатскую физию:
Что?! Ты скажи как тебя по-настоящему звать!
- Кахрамон.
- Ну так и скажи Ахламон .
 Полагаю вот из-за таких шутников и прочих «Великороссов- Держиморд» наши азиатские братья по разуму не долго раздумывали в 91 ом, когда появилась возможность уйти в свободное плавание.
Разыгрывал он не только подчинённых, друзей, но и умудрялся шутить даже с  командирами.
- Товарищ майор, тут приходили вас искали двое! (это он пропагандисту полка)
- Кто?
- Один с кадилом и двое с лопатой.
И ему сходило с рук.
                Будучи дежурным по части: докладывает и.о. командира:
-  «Товарищ п/п-к во время моего дежурства происшествий не случилось, за исключением Жучка сдохла!»  Кто же не знал армейскую шутку про Жучку*:
- Когда ты уже будешь серьёзным, Клюквин? Что у тебя тут творится?  (Около штаба вели прокладку кабеля и ещё не зарыли)
- Товарищ полковник, щас здесь будет ровно.
- Ох допрыгаешься ты, капитан.
И допрыгался таки. Однажды (из ревности) разукрасил жену как новогоднюю ёлку.
И кого ревновать. Она работала гарнизонной поварихой, рано встаёт, идёт в столовую, сделает заготовки к завтраку, бежит домой, отправить детей одного в школу, другого в садик.
 Он же как-то проснулся в 7 часов – её нет. Видно не с той ноги встал: «иб…ся сука», ну и вломил ей по приходу. 
На сей раз ему не сошло, пришлось таки познакомиться с Магометом Усмановичем.
Её в госпиталь, его на «гаутвахту» на 5 суток.
О как же обожал нашего брата сей блюститель закона по гражданской части.
Первое, с чего начинал этот «чингизхан»,  собственноручно срезал пуговицы на брюках арестанта со словами «дэржи штаны». Но самое интересное было потом, когда сердобольная жена приносила мужу передачу, нащальник принимал котелок с пловом или с супом, запускал туда потную пятерню, снимал пробу, вылавливал самое вкусное, и затем, вытирая жирные пальцы о край посуды,  протягивал арестанту: «на, ещь». Какой там уже «ещь».
Проштрафившиеся офицеры чуть ли не на коленях умоляли командира: «всё что угодно, голубчик: строгача… вплоть до неполного служебного, только не отправляйте в КПЗ к Магомаду. 
Известно, честь у восточных славян испокон веков ставилась превыше всего. Это отразилось и в Судебнике Ярослава Мудрого «Русской Правде». К примеру, за удар кулаком равным равного (по статусу) обидчик платил, помнится, штраф от 3 до 5 гривен, тогда как за удар батогом аж 12. Так уж издревле повелось, русский человек готов терпеть боль, муки, всё что угодно, только не унижение. В Российской Империи не только в знатных кругах, но и в простонародье, обида причинённая в драке считалась менее тяжким оскорблением нежели обычная пощёчина.

-----------------

* Ком.полка:
- Какая Жучка?
-Да наша собака, караульная.
- постой-постой, а от чего она сдохла?
- конины объелась
-какой конины?
- да наш же Пегий околел, всю ночь на нём воду возили.
- зачем?
- как, а вы разве не знаете, штаб тушили.
- а где нач.штаба?
- штаб сгорел, знамя сгорело, начальник штаба застрелился.

.


Рецензии