Психосоматика болезнь или путь?

Мы живём в такое время, когда медицина постоянно предъявляет нам надёжные методы диагностики с помощью современной аппаратуры, множество новых лекарственных средств, кстати, которые являются достаточно эффективными. И, тем не менее, практикующие врачи часто сталкиваются с определённой категорией больных, которым традиционные методы лечения не помогают… Эти пациенты страдают психосоматическими расстройствами.

Такие больные жалуются на негативные побочные эффекты от приёма лекарств, изменение симптоматики, а порой и просто отсутствие ожидаемого результата лечения. В результате они предпочитают доверить своё здоровье не академической медицине, а знахарям, гомеопатам или психотерапевтам.

В современном мире накопилась масса нетрадиционных подходов к лечению болезней: натуропатия, акупунктура, телесно-ориентированные практики, такие как йога, цигун, медитация. Всех их объединяет общие стремление — не терять из виду человека в целом, рассматривать его как телесно-душевное единство.

Таким образом, академическая медицина иногда бывает не эффективной из-за того, что не рассматривает человека в целом, не учитывая картину мира, в которой находится пациент и его роль в процессе взаимодействия с окружающей средой. Не принимает важность фактора влияния эмоциональных переживаний, стрессовых ситуаций, условий жизни пациентов и их личностных особенностей на их физическое самочувствие.

В рамках эзотерических концепций болезнь рассматривается как путь личности к саморазвитию, сигнал о назревших переменах, которые требуют поиска подходов к их разрешению через самопознание и восстановление гармонии с окружающим миром.

В современной академической медицине термин психосоматическое расстройство означает соматическое заболевание, которое вызвано психологическими факторами или проявления которого обострились в результате их воздействия.

Современная психосоматика берет начало в работах клиницистов психоаналитического направления. Впервые семь психосоматических заболеваний описал Франц Габриэль Александер, американский врач и психоаналитик венгерского происхождения, объясняя их возникновение наследственной предрасположенностью, дефицитарным эмоциональным климатом в семье и эмоциональными переживаниями во взрослой жизни. Это нервная анорексия, бронхиальная астма, язвенный колит, гипертония, кардионевроз, гастроэнтерит. Согласно созданной им модели вегетативного невроза, если бессознательный конфликт не имеет выхода во внешнем проявлении, то он приводит к эмоциональному напряжению, сопровождаемому устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе. Что в свою очередь может повлечь за собой изменения тканей и даже необратимые поражения органов.

Большой вклад в исследование психосоматических заболеваний был сделан Вильгельмом Райхом — австрийским и американским психологом, одним из основоположников европейской школы психоанализа. Благодаря созданной им теории "аналитической вегетотерапии", в которой делается ссылка на функциональную идентичность характера человека с положением его тела, появилась биоэнергетика — терапевтическая техника, помогающая человеку восстановить гармонию между своим телом и душевным состоянием. Данная теория гласит, что при всех формах хронического мышечного напряжения формируется так называемый "мышечный панцирь", который служит для защиты индивидуума от боли и угрожающих эмоциональных переживаний. "Броня" защищает человека как от опасных импульсов внутри самой личности, так и от нападок извне, т.е. выполняет функцию психологической защиты.

Таким образом, появилось телесно-ориентированное направление в психотерапии, кстати, основанное на использовании приёмов древних методов цигун, тайцзи-цюань и йоги. Методы телесной психокоррекции эффективно работают с психосоматическими заболеваниями. Ибо, как было сказано выше, психосоматические расстройства представляют собой не что иное, как интенсивные телесные проявления психологических проблем.

Говоря о симптомах психосоматических расстройств, в первую очередь необходимо обратить внимание на симптомы телесные, являющиеся на физиологическом уровне следствием реакции на психологический фактор — тревогу и фрустрацию. При этом психосоматические нарушения внутренних органов представляют собой неадаптивные проявления стрессовой готовности. Болевые ощущения тесно связаны с мышечным напряжением в сочетании с повышением болевой чувствительности.

Наиболее типичными соматическими проявлениями стресса (кратковременного, но интенсивного, либо затяжного) и накопленных не отреагированных отрицательных эмоций являются следующие болевые мышечные проявления:

Боли в области сердца, возникающие вне связи с физической нагрузкой и имитирующие стенокардию.

Боли в области шеи и головы, особенно в затылочной области, или боли мигренозного характера, охватывающие половину головы; реже — в височной области или в области лица, имитирующие невралгию тройничного нерва.

Боли в области живота, имитирующие заболевания органов пищеварения. Боль в подложечной области имитирует язвенную болезнь желудка. Возникая в начале в связи с наплывами отрицательных эмоций, постепенно она может перерастать в действительный гастрит или язвенную болезнь — дистанция до неврогенного органического заболевания здесь довольно короткая (особенно если человек страдает заниженной самооценкой, занимается "самоедством"). Боль опоясывающего характера, отдающая в поясницу, часто имитирует панкреатит (в отличие от истинного соматического заболевания, объективные отклонения по данным лабораторных анализов здесь незначительны или отсутствуют вообще). Человек при этом как бы "не переваривает" жизненную ситуацию.

Боли в правом подреберье, связанные с состоянием желчных протоков, имитируют холецистит, а при отсутствии объективных данных нарушения оттока желчи (данных ультразвукового исследования и др.) носят специальное название дискинезии желчевыводящих путей. Связь этих болей с эмоциональным состоянием (подавленностью, склонностью к депрессии, раздражительностью или скрываемой агрессивностью) известна со времён Гиппократа и получила название меланхолии (в буквальном переводе — "чёрная желчь").

Необходимо отметить, что вегетативные нервные сплетения пищеварительного тракта (расположенные в стенке кишечника) интенсивно синтезируют нейромедиаторы. В первую очередь это биогенные амины (дофамин, серотонин), снижение содержания которых в организме отмечается при депрессии. Как известно, снижение аппетита и торможение моторной активности кишечника являются типичными телесными проявлениями депрессии.

Отчасти нормализовать подобное состояние могут разгрузочно-диетические мероприятия. Любимые российским народом очищение организма и лечебное голодание (также как религиозные посты) во многом являются интуитивными способами самопомощи при депрессивных состояниях. Также эффективными могут занятия телесно-ориентированными практиками:

Боли в спине (в пояснице, в межлопаточной области), которые расцениваются как проявления остеохондроза, (могут быть и провоцирующими факторами последнего). По А. Лоуэну проявление болей в верхней части спины психологически часто бывает связано со сдерживаемой агрессивностью, с застойным напряжением мышц плечевого пояса. Боли же в нижней части спины нередко сопровождают переживание отсутствие помощи и поддержки (регрессионный механизм связан с возрастом, в котором ребёнок начинает самостоятельно сидеть, вначале благодаря внешней поддержке).

Боли в костях и суставах. Обычно это боли ноющего или ломящего характера, не связанные с физической нагрузкой, зато обостряющиеся на высоте эмоциональных переживаний или беспокоящие по ночам (в период господства подсознательных психических механизмов). Они могут протекать под маской ревматизма, остеоартроза.

Очень распространены психосоматические проявления со стороны сердечно-сосудистой системы:

Скачки артериального давления (обычно его повышение, реже понижение).

Сердцебиение или перебои сердца (аритмии). Во многих случаях психогенные нарушения ритма сердца становятся результатом "всплывания" подсознательного материала, который вытесняется бдительной "цензурой". Так как подобное негативное подсознательное не осознается, то остаётся только доступное для осознавания телесное отражение эмоций в виде изменения сердечного ритма. Соответственно на сознательном уровне возникающая вспышка тревоги или гнева представляется беспричинной, отсюда и тягостное её переживание (интуитивно понимание "второго плана" или "двойного дна" подобных эмоциональных состояний).

Проявления со стороны пищеварительной системы:

Нарушение аппетита.

Нарушение глотания.

Приступы психогенной (тошноты) рвоты.

Проявления со стороны дыхательной системы:

Одышка, не связанная с болезнями органов дыхания и проявляющаяся как чувство неудовлетворённости вдохом, сопровождающееся желанием вдохнуть поглубже. Регрессионный механизм следующий — подавляемая реакция детского плача (ребёнок пытается остановить плач за счёт частых глубоких вдохов с коротким выдохом).

Ощущение комка в горле на фоне затруднённого дыхания. Сюда же можно присоединить спазм мышц, управляющих голосовыми связками, что приводит к нарушению голосообразования ("перехватило голос"). Подобные проблемы могут возникать в моменты ответственных публичных выступлений. Затяжной стресс может приводить к развитию расстройств по типу хронического ларингита, сопровождающего постоянным нервным подкашливанием. Регрессионный механизм — подавленная речь в детском возрасте на фоне строгих окриков родителей, запрещающих ребёнку словесное выражение своего мнения и своих эмоций.

Все эти телесные расстройства представляют собой патологические эквиваленты психофизиологической адаптации. Иными словами эквивалент неотреагированных эмоций — суррогатную, неадаптивную форму эмоциональной разрядки. Именно поэтому эффективным способом борьбы с ними являются телесно-ориентированные методы эмоционального самораскрытия, саморегуляции и самоконтроля. Например, такие, как регулярные занятия медитацией, цигун-терапия, а также танцевальные марафоны.

Однако, как уже было сказано выше, человек существо не только биологическое, телесное, но и духовное, социальное. Поэтому при выборе методов помощи пациенту должна проводиться тщательная диагностика, исследование проблемы (жалоб и симптомов) с которой человек обратился.

Чтобы оценить трудности пациента надо определить основной источник дисфункции, а также диапазон сопутствующих проблем, которые способствуют данным нарушениям. Например, уровень развития личности, тип организации характера, уровень профессиональной эффективности (школьной успешности), проблемы с внешним социальным окружением. Этот уровень рассматривает проблемы членов семьи в контексте социальных связей. А также рассматриваются эмоциональные конфликты человека: аффекты (тревога, депрессия, чувство вины, апатия). Важно принять во внимание невротические механизмы защиты — бессознательные способы редукции эмоционального напряжения.

Хочется отдельно отметить, что проблемы социальных взаимодействий могут отражаться через симптомы психосоматических расстройств и встречаться при всевозможных обстоятельствах. Проблемы адаптации всегда связаны с межличностными отношениями пациента, его экосистемой, с семейными отношениями, а не только с самим пациентом.

Например, методы распространённого в психотерапии экзистенциального подхода направлены на личностный рост пациента, а не просто на лечение болезни. Патология понимается здесь как отсутствие возможностей для самовыражения, как результат блокирования, подавления внутренних стремлений к саморазвитию. Остановка саморазвития обусловливает различного рода личностные, в том числе психические (психосоматические) нарушения. В данном случае критерием эффективности психотерапевтической работы является восстановление способности к саморазвитию. Под саморазвитием в данном случае понимается развитие у пациента своего духовного начала:

ответственности за выбор;

расстановка приоритетов в ценностной системе личности;

осознание смысла своего существования.

Например, современный стиль воспитания способствует проявлению нарциссических тенденций. Так, например, у детей и молодёжи приветствуется стремление к успеху, а не скромность, как это было всегда. И, если в семье воспитывающей ребёнка культивируется установка "скромность украшает человека", то вполне возможно, что в дальнейшем у ребёнка возникнут проблемы с самореализаций и социализацией. Что может привести к развитию заниженной самооценки, внутренним конфликтам и как факт — возникновение психосоматического заболевания.

С другой стороны, часто приходится наблюдать как родители, не учитывая, реальных возможностей своих детей, в погоне за престижем, отдают их в гимназии, в школы повышенной сложности. В моей практике постоянно приходится сталкиваться с тем, что люди не осознают свои возможности, игнорируют свои скрытые таланты. А это, впоследствии, негативно отражается на их самочувствии.

Корни такого неприятия своих внутренних ресурсов и интересов уходят глубоко в детство, когда их родители совершенно не задумывались о том, что может быть полезно и интересно их ребёнку. Не могу забыть мальчика с тяжелейшим нейродермитом, страдающего аффект-респираторными приступами. Ослабленного ребёнка родители пытались подготовить к поступлению в школу с углублённым изучением английского языка. К счастью, вовремя одумались. Теперь, правда, хотят отдать его в горнолыжную секцию.

В завершении ещё раз хочу подчеркнуть, что психотерапия является эффективной методикой устранения психосоматических симптомов. Задача психотерапии — помочь человеку в процессе саморазвития и преобразования. Для этого мы — психологи, целители, в отличие от официальной медицины, встаём на сторону симптомов наших пациентов и пытаемся использовать их как поворотный пункт на пути к выздоровлению.


Рецензии