О литературе по цитатам

О литературе по цитатам.
Эпиграф:
«Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле.
Всесильная Судьба распределяет роли
И Небеса следят за нашею игрой!

Господний мир – театр. В него бесплатный вход.
И кУпола навис вверху небесный свод».

Рассказ-«Цитатник».

Оноре де Бальзак сказал: «Писатель существует только тогда, когда тверды его убеждения». - А это значит в юном возрасте, когда убеждения ещё не твёрдые и неопределённые – писать не нужно? С ним, с Бальзаком многие не согласятся: именно в молодом и нетвёрдом уме пишутся иногда шедевры. И так бывает очень часто оттого, что, взрослея мы теряем юности задор и мечты воображения.
Виктор Гюго: «Литература – это руководство человеческого разума человеческим родом». Именно молодость мечтает о необычном, стремится к лучшему и сочинения молодых ведут к открытиям.
Но! – и это пресловутое «но», сопровождает нас на пути. – Как говорил Гюстав Флобер: «Главным достоинством писателя – является знание того, о чём писать не нужно».
Чтобы такое знание иметь: что хорошо и что плохо и «нельзя», нужно учиться. Так что писателем не может быть каждый «встречный-поперечный» всё-таки.
Ги де Мопассан говорил о другом: «Писатель может сделать только одно: честно наблюдать правду жизни и талантливо изображать её…». - И это важное замечание. Кто же для потомков оставит «запечатлённое время». Это важная составляющая писательского мастерства.
Как и другой писатель Арнольд Метью (1822-88) (где снова наше «но»-пресловутое): «Для создания литературного шедевра одного таланта мало. Талант должен угадать время. Талант и время нерасторжимы…».
А кто же не мечтает создать «шедевр»? – каждый из писателей!
И Фенимор Купер немного учит: «Действующий писатель, чтобы поддерживать свою репутацию, должен или возделывать новое поле, или собирать более богатый урожай со старого». И тут же он предупреждает: «книги, подобно оружию, обладают силой, чтобы спасти или разрушить». Вот с ним согласиться нужно, ибо действительно – в своё время воздействие книг на человека было велико, что многие люди подражали героям писателей: после «Анны Карениной» Льва Толстого женщины бросались под паровозы… и так далее.
Торо, Генри Девид (1817-62) советует нам: «Книги следует читать также неторопливо и бережно, как они писались. – Читайте в первую очередь классические произведения, иначе вы не успеете это сделать!» - говорит писатель Торо, предвидя. Что книг будет много-много.
Тот же Марк Твен говорит о писателях: «Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием – вот почему они так экономно ею пользуются». И да! – узнав правдивую историю, писатель не торопится ею поделиться сразу и коротко, он старается обернуть «правду» в некое подобие фантика, как конфетку, развернув который читатель бы был в изумлении… И тем самым имя писателя прославится и следующие произведения читатели будут ожидать в нетерпении. С одной стороны – это пиар, а фактически «правда» иногда такая острая. Что без обёртки может принести шокирующий вред.
Есть такое высказывание Максима Горького: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством к миру, к человеку».
-------------------
Много хорошего, над чем стоит поразмыслить сказал о литературе Паустовский Константин Георгиевич (1892 – 1968):
«Богатство ассоциаций говорит о богатстве внутреннего мира писателя». – То есть, писатель не сосредоточен на одном факте. Он «рисует» мир, создает свой мир в своём произведении, где присутствуют всевозможные ассоциации с миром реальным.
«Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой. – Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. – Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека (писателя)». – Так неоднозначно высказался об одном Паустовский: тут же и любовь, тут же и восторг, но тут же и строгость работы, - что писатель должен работать только при пришедшем ему вдохновении, которое такое восторженное встречается редко у людей, как редка и любовь настоящая. Тем самым можно рассудить, что писатель творит как необычный человек, к которому такое редкое «вдохновение» приходит чаще. Писатель – необычный человек!
И далее от Паустовского:
«В истинном писательском призвании совершенно нет тех качеств, какие ему приписывают дешёвые скептики, - ни ложного пафоса, ни напыщенного сознания своей исключительности. – В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. – воображение, рождённое жизнью, в свою очередь получает иной раз власть и над жизнью человека. – Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций». – Писатель, вроде бы, как все люди – прост. Но богатство внутренне, которое он накопил своим вИдением жизни, немного богаче обычного-человеческого, - простые люди часто проходят мимо и оставляют без внимания «случай или предмет или любую мысль».
Ещё от Паустовского:
«Голос совести и вера в будущее не позволяет подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого. – Дело писателя состоит в том, чтобы передать или, как говорится, донести свои ассоциации до читателя и вызвать у него подобные же…» - «Дело художника – противостоять страданию всеми силами, всем своим талантом. – Дело художника – рождать радость». – Тут читали сами могут рассудить, чем писатели отличаются…
А Паустовский заявлял прямо:
«Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание. – Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка. Он будет избегать обилия разжижающих прозу украшений – так называемого орнаментального стиля». – «…Ритмичность прозы никогда не достигается искусственным путём. Ритм прозы зависит от таланта, от чувства языка, от хорошего «писательского слуха». Этот хороший слух в какой-то мере соприкасается со слухом музыкальным». - «Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Ели человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель».
Ну, и конечно, от Паустовского о природе:
«Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесём в ощущение её своё человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.
--------------
Ещё Роберт Стивенсон сказал, что «литература во всех её видах – не что иное как тень доброй беседы». – Но был большой умный человек, который пояснил всё подробно и не только об этом: Грасиан-и-Моралес Бальтасар, профессор философии и риторики (1601 – 1658), в 1646 году издал трактат «Благоразумный, где изложил нравственные принципы аристократического воспитания. А в следующем году – книгу «Карманный оракул, или искусство быть благоразумным. Книга содержит 300 правил житейской мудрости. –
«(необходимо) Владеть искусством беседы, ибо в беседе сказывается личность. Ни одно из занятий человеческих не требует большего благоразумия, хотя в жизни нет ничего обычней, - тут можно и всё потерять, и всё выиграть. Чтобы письмо написать – а письмо та же беседа, только обдуманная и записанная, - надобно размышление. Насколько же больше требуется его для беседы обычной, мгновенного экзамена ума! Люди опытные по языку узнают пульс духа (говорящего человека), недаром сказал мудрец: «Говори, коль хочешь, чтобы я тебя узнал». Иные полагают высшим искусством беседы полную безыскусственность – чтобы беседа была подобно платью (одежде), нестеснительна. Но это годится лишь между близкими друзьями, а беседа с человеком почитаемым должна быть содержательной, являть твоё содержание».
«Любите книгу» - как Максим Горький сказал!
Конец.


Рецензии
Спасибо, Сергий, за то, что собрали в вашей статье размышления замечательных людей о литературе! Их стОит не раз перечитать и поразмышлять. Пища для ума человека творческого разнообразная и полезная. Особое спасибо - за цитирование любимого писателя К.Г.Паустовского! Моя настольная книга - его "Золотая роза".
Но можно поспорить по поводу фразы мудреца Сократа:"Заговори, чтобы я тебя узнал".
Правда, точнее он сказал:"Заговори, чтобы я тебя увидел". Увы, не всегда речь собеседника может помочь узнать, каков человек есть.
Невольно вспомнился печально известный Макиавелли, сказавший:
"Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли". И ведь он прав! Разве не так?
С уважением,

Элла Лякишева   27.11.2020 15:31     Заявить о нарушении
Благодарим за рецензию. Спасибо и за ваше особое мнение!

Сергий Чернец   28.11.2020 10:36   Заявить о нарушении