Детство и дедство

                В чём причина?

   Не знаю, как мне быть. Но совета не спрашиваю: сам разберусь. Или не разберусь. Вчера по пути домой заяц проявил невынужденную, спонтанную, как мне показалось, агрессивность по отношению к однокласснику, решившему стать нам попутчиком до нашего трамвая.
   До сего момента я никогда не замечал между ними вражды и даже натянутых отношений. Парень, на мой взгляд, с лёгким жизнерадостным характером, общительный. Единственный из их класса, которого я знаю по имени и с которым не раз понемножку общался. Да и вышли они из школы, как мне показалось, вдвоём и с растянутыми в улыбке губами. Впрочем, в этом я теперь не уверен. Я же в тот момент не знал, что будет дальше.
   А дальше мы с этим пареньком заговорили о том, о сём, а наш ребёнок начал его несильно, но со злостью отталкивать. Прогонять. В том числе словами. Прямым текстом: «Иди отсюда!» Я поначалу подумал, что шутит. Не хватило мне воображения, чтобы представить такие странные выверты в поведении почти десятилетнего ребёнка, вспыхнувшие на ровном месте. Когда мы остались на остановке и распрощались, точнее, я распрощался с пацаном, то попытался выяснить причины происшедшего. В ответ – ни слова.
   Я порылся в своей памяти в попытке отыскать там педагогические приёмчики. Не нашёл. И пошёл на абордаж. Рассказал ему, что, какой бы ни была причина, так вести себя и глупо, и некрасиво, и вообще недостойно. Что с таким отношением к людям он никогда не будет иметь друзей. И что, если ему это по душе, дело, конечно, его, но он впоследствии может очень сильно об этом пожалеть. Предложил ему назавтра, если одноклассник тот не сделал ему ничего плохого, о чём заяц не хочет мне рассказывать, просто подойти с утра и попросить прощения: «Извини, пожалуйста, на меня что-то нашло».
   Ребёнок сидел на лавке остановки, понурив голову до колен, так, что рюкзак был не сзади него, а над ним. Я думал: «Может, раскаивается?»
   Как бы не так. Утро, правда, порадовало. Ожидали трамвая, и я, между прочим, сказал, что надо заскочить на рынок, купить смесь перцев: я её люблю, а в ближайших магазинах куда-то подевалась. А он:
  - Теперь я знаю, что тебе подарить на день рождения!
   Ну что, ребёнок совершенно прав: чем дарить какую-то ненужную безделушку, лучше презентовать то, что человек любит. Если ты, конечно, к этому человеку не питаешь негативных чувств. Меня это рассмешило, и я приобнял зайца. Когда обнял, увидал в его смотревших на меня в упор глазах радость. И подумал, что всё в прошлом: возможно, хоть это и нахально звучит из моих уст, ребёнок просто приревновал деда к чужому ребёнку. Проснулись в начинающем человеке мелкособственнические интересы. Немного пободрствовали, да и уснули снова. Ну или совсем уж прозаично: влюбились они в одну девчонку, а она предпочла соперника. Такое же тоже может быть? Вполне можно в это поверить. Особенно, когда ищешь оправдания своему любимчику.
   В общем, утром, вроде бы, всё наладилось. Но после школы тот паренёк вышел чуть раньше нашего, с другим одноклассником, и, поздоровавшись с крыльца, абсолютно безоблачно и весело глядя на меня, сказал:
  - А он на меня до сих пор обижается!
  - Да? И в чём это выразилось?
  - На физкультуре сидели рядом, и он меня локтем тыкал.
   С одной стороны, понятно было, что тыкал несильно, раз улыбается, с другой, таки получается, что наябедничал. Но если он действительно ни в чём не виноват, а заяц наш намного крупнее и сильнее, то пареньку как-то нужно защититься от агрессии, хотя художественный стук лично я никогда не признавал, как метод борьбы за свои права и в других не приветствовал. Но, как говорится, это проблемы того паренька, а у нас – своих хватает.
   По дороге домой попытался схитрить и выудить у зайца информацию, как фундамент для дальнейшего воспитательного процесса.
  - Если честно, ты меня вчера сильно расстроил и у меня до вечера не было настроения. - Это была чистая правда. – Да у меня его и сегодня с утра ещё не было. Он на тебя ещё обижается?
  - Да он уже и забыл о вчерашнем.
   Соврал.
  - А ты?
  - А я – нет.
   Ну расскажи тогда, в чём причина такого дикого твоего поведения?!
  - Деда, хватит уже об этом!
  - Нет, не хватит! Я должен знать!
  - Тогда я вообще разговаривать не буду!
  - Хорошо, молчим.
   И правда минут пять молчали Он пару раз забывал об обете и порывался что-то сказать, но вовремя осекался на первом же слоге. Но через эти самые пять минут он увидел удивительный автомобиль и спросил:
  - Это что поехало?
  - А, это как раз тот самый ЛуАЗ, который я вчера пытался тебе описать, как чудо совавтопрома по производству легковых автомобилей.
   Я вчера рассказал ему историю из советских времён. Как на производствах люди записывались в очередь на покупку распределяемых по предприятиям легковушек и вот один наш проходчик, уже пенсионного возраста, наконец добрался до самой вершины очереди. Но на его беду на шахту пришло три машины: ВАЗ, «Москвич» и ЛуАЗ. А проходка хоть и относится к одной из двух самых основных и опасных профессий на шахте, всё же первенство и по зарплатам, и по прочим почестям – за добычниками. Естественно, что проходчику предложили «осадочек» – ЛуАЗ.
  - Не хочешь – не бери. Жди следующего распределения.
   А он-то только из-за машины и продолжал работать, будучи на пенсии! Когда я пришёл в забой и увидал пришедшего туда раньше всего своего звена одинокого его, то, естественно, не преминул подколоть. По его бурной реакции тут же понял, что я уже далеко не первый остряк за сегодня и лучше мне срочно удалиться по делам, благо их у меня хватает.
   Не всё это, конечно, рассказал ребёнку, чтобы не пасть в его глазах, но причину расстройства проходчика попытался описать в красках. Когда понял, что мне не хватает слов, чтобы это сделать, пообещал показать в интернете по возвращению домой. Да только мы оба забыли.
   Произвела машинка впечатление на ребёнка. Кажется, он даже понял, отчего у меня не хватило красок для описания этого достижения инженерной мысли. Потому что тут же спросил:
  - А «Трабант» ты видел?
  - Нет, заяц, я в ГДР не был…


Рецензии