Лёгкое дыхание. Сценарий-адаптация

«Лёгкое дыхание» Сценарий-адаптация одноименного рассказа И.А.Бунина (1916)

ИНТ.ГОСТИНАЯ В ДОМЕ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ.УТРО

Гостиная маленькая, но светлая: в ней большое окно, занавешенное прозрачным тюлем и белыми шторами в мелкий цветочек. Вдоль стены - книжные полки, на них книги, фарфоровые статуэтки и шкатулки. Рядом с полками - большой старинный комод из темного дерева, покрытый кружевными салфетками, на них - несколько фотографий в рамках. Среди всех выделяется фото серьезного офицера среднего возраста (40), с преждевременными морщинами на одутловатом уставшем лице и серыми отвисшими усами. На фото - траурная ленточка перечеркивает правый нижний угол. У окна - большой письменный стол, на нем тетради, бумаги, книги стопкой.

Невысокая старушка с седыми волосами, ЕЛЕНА ПАВЛОВНА (50, 150), в траурном платье с высоким горлом ходит по гостиной, поправляет салфетки на комоде, берет в руки фото офицера, смотрит на него, ставит обратно и крестит горсточкой. Подходит к столу, на стопке книг верхняя книга лежит неровно. Обложка книги темная, потертая, видно название, выдавленное золотыми виньетками: "Каноны женской красоты". ЕЛЕНА ПАВЛОВНА задумчиво смотрит на книгу.


ИНТ.КЛАСС.ДЕНЬ- FLASHBACK

ОЛЯ МАЛЕНЬКАЯ (Ольга Мещерская в 12 лет) листает эту книгу, сидя в классе (большая светлая комната с ученическими деревянными партами и огромными высокими окнами, сквозь которые льется мягкий солнечный свет). ЕЛЕНА ПАВЛОВНА проходит мимо рядов с ученицами и ведет урок.

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
(нараспев)
И тогда Александр Невский решил дать бой псам-рыцарям, используя преимущества своей дружины на льду Онежского озера...

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА проходит мимо парты ОЛИ МАЛЕНЬКОЙ и смотрит на девочку.

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
Оля, ты почему не слушаешь урок? Что это за книга?

ОЛЯ МАЛЕНЬКАЯ поспешно захлопывает книгу и пытается ее убрать в парту.

ОЛЯ МАЛЕНЬКАЯ
Это... Просто книга.

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА берет книгу, несмотря на попытки ОЛИ МАЛЕНЬКОЙ ее спрятать и смотрит на заголовок.

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
Откуда у тебя эта книга? Почему ты читаешь ее на уроке?
ОЛЯ МАЛЕНЬКАЯ
Я просто... Извините, Елена Павловна, она такая интересная! Я взяла ее у папы в библиотеке.

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
Во-первых, такие книги еще рано читать девочкам твоего возраста. А во-вторых, повтори что я только что говорила об Александре Невском.

ОЛЯ МАЛЕНЬКАЯ послушно встает, скрещивает руки на груди.

ОЛЯ МАЛЕНЬКАЯ
(с запинкой)
Александр Невский... Это царь, который дал отпор... Дал отпор...

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
Ну вот видишь, ты ничего не слышала! Я заберу эту книгу, а отдам только твоему отцу. Расскажу ему, как ты ведешь себя на уроке.
(делает движение чтобы уйти, но задерживается)
И посмотри на свои пальцы - они все в чернилах!

ОЛЯ МАЛЕНЬКАЯ смотрит на свои пальцы и улыбается.

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
И ты еще улыбаешься! Тебе нравится грязь? Пойди отмой их и вернись на свое место. Как не стыдно находиться в классе с такими грязными руками!

ОЛЯ МАЛЕНЬКАЯ
Да, мадам.

ОЛЯ МАЛЕНЬКАЯ выбегает из класса.

КОНЕЦ FLASHBACK

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА поправляет книгу. Потом задергивает занавески и выходит из гостиной.


ИНТ.ПРИХОЖАЯ ДОМА ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ.УТРО

Маленькая узкая прихожая с белыми стенами и несколькими репродукциями на них. На одной из стен висит большое овальное зеркало в деревянной полированной раме. Под ним - коричневая тумбочка, с потертыми углами, и бледными царапинами на столешнице. На тумбочке лежит ридикюль (черный, пухлый, из лакированной кожи) и пара лайковых темных перчаток. На полу прихожей - простой цветастый половик.

У входной двери, крашенной белой краской, - деревянная вешалка на ножках, на ней висит черное пальто с довольно потертым меховым воротником и черная бархатная шляпка. ЕЛЕНА ПАВЛОВНА заходит в прихожую, подходит к зеркалу, смотрится в него, трогает себя за щеку. Открывает ридикюль, вынимает из него маленькое круглое зеркальце и дышит на него. Оно все запотевает. ЕЛЕНА ПАВЛОВНА недовольно, быстро вытирает зеркальце о рукав и убирает обратно. Снимает с вешалки пальто, надевает его, берет шляпку, надевает, подходит к зеркалу, берет с тумбочки ридикюль и перчатки, опускает со шляпки небольшую вуаль и выходит из дома. 


ЭКСТ.УЛИЦА.УТРО.

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА выходит из дома, спускается по небольшому крыльцу (лестница 3-4 ступени) и семенит по улице. День серый, деревья вдоль улицы голые, тонкие, гнутся под ветром. ЕЛЕНА ПАВЛОВНА идет по тротуару вдоль четырех- и трехэтажных светлых зданий с эркерами. На первых этажах зданий большие темные окна, на некоторых имеются вывески: "Галантерея", "Булочная". Она плотнее запахивает полы пальто, ежится и надевает перчатки, идет дальше и доходит до здания с вывеской "Аптека", толкает дверь внутрь, входит. Над дверью звенит колокольчик.


ИНТ.АПТЕКА.УТРО.

АПТЕКАРЬ (45) смотрит на ЕЛЕНУ ПАВЛОВНУ через высокий замызганный темный прилавок. Слева от него стеклянный шкафчик со всяческими склянками, справа - бумажные цветы в больших корзинах.

АПТЕКАРЬ
Доброе утро, Елена Павловна! Студёно сегодня, правда?

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
(кивает с улыбкой)
Доброе утро, доброе утро! На то и апрель, чтоб холодно было!

АПТЕКАРЬ
(кивая)
Дай бог, назавтра солнце выглянет! Весна все-таки! Вам как обычно?

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА кивает. АПТКАРЬ протягивает ей несколько искусственных (бумажных) красных роз на длинных стеблях и маленький пузырек валериановых капель. ЕЛЕНА ПАВЛОВНА расплачивается, монетки звонко цокают о прилавок.

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
Спасибо, до свидания!

Поворачивается и выходит из Аптеки. Колокольчик на двери снова звякает.
ЭКСТ.УЛИЦА.УТРО.

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА выходит из Аптеки в то время, когда по мостовой едет экипаж: две лошади впряжены в черную коляску. В коляске сидит дама с мелко завитыми седыми буклями, одетая в синее бархатное платье (НАЧАЛЬНИЦА гимназии Лидия Михайловна Малютина (56). Рядом с ней – АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (56), ее брат, с опрятной седой бородой, расчесанной надвое. У него магнетические черные глаза, тонкий нос, ухоженный, холеный вид. Массивная золотая цепочка от часов виднеется в складках жилета. Коляска останавливается, АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ловко спрыгивает и подает НАЧАЛЬНИЦЕ руку, она величественно сходит на тротуар перед Аптекой. НАЧАЛЬНИЦА замечает ЕЛЕНУ ПАВЛОВНУ и кивает ей.

НАЧАЛЬНИЦА
Елена Павловна, доброе утро! Вот уж кого не ожидала встретить здесь сегодня! Вы знакомы с моим братом?

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ вежливо приподнимает шляпу. ЕЛЕНА ПАВЛОВНА опускает голову, ее глаза бегают.

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
(оглядывая ЕЛЕНУ МИХАЙЛОВНУ наглым взглядом)
Алексей Михайлович Малютин к Вашим услугам.

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
Доброе утро. Не имела удовольствия раньше встречаться. Мое почтение. Прошу простить меня, я очень спешу.

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ усмехается еле заметно.

НАЧАЛЬНИЦА
До свидания, Елена Павловна! Назавтра жду Вас у себя в кабинете. Надо обсудить детали предстоящего праздника. Нашу гимназию обещал посетить сам генерал-губернатор!

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
(спешно)
Хорошо. До свидания.

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА кланяется, поворачивается и быстрым шагом идет прочь. По пути она мелко крестится.

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Что с ней?

НАЧАЛЬНИЦА
(взяв его под руку)
Старая дева. Пойдем, Alexis, не обращая внимания.
Они уходят.


ЭКСТ.ПАРК.УТРО.

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА входит в городской парк, идет по аллее с голыми деревьями, проходит мимо большого пруда, огороженного изящной чугунной решеткой с завитушками. Из-за туч выглядывает солнце, ЕЛЕНА ПАВЛОВНА жмурится, прислоняется к ограждению, прикрывает глаза рукой, оглядывает сверкающую на солнце воду.

ЭКСТ.ЗИМА.ЗАСНЕЖЕННЫЙ ПРУД.ДЕНЬ -FLASHBACK.

Большие сугробы вокруг замерзшего пруда, много людей вокруг, одетых тепло, по-зимнему: в меховые шубы, шапки, дубленки. Девушки в цветастых платках. Все веселятся, смеются, слышны голоса зазывал.

ГОЛОС ЗАЗЫВАЛЫ (З/К)
А кому кренделей соленых, сладких?
Кому чаю горячего?

На пруду катаются на коньках ребятишки и взрослые. Рядом прилавок с горячими пончиками и кренделями. Туда очередь. Первым стоит высокий худой ГИМНАЗИСТ (17) в пальто, позади него две гимназистки в дубленках и платках - голубом с розами (ГИМНАЗИСТКА 1, (15)) и красном с белым рисунком (ГИМНАЗИСТКА 2, (16)). Позади всех стоит ЕЛЕНА ПАВЛОВНА.

ГИМНАЗИСТ
(платит за пончики)
Вот-с получите: пять копеек. Спасибо.

Забирает кулек с пончиками. Отходит от прилавка, идет к пруду. Там катается на коньках ОЛЬГА, она проносится мимо, звонко смеясь. ГИМНАЗИСТ протягивает ей кулек.

ГИМНАЗИСТ
Вот пончики, как Вы и просили, - положили больше сахарной пудры!

ОЛЬГА
(смеясь)
Нет, нет! Вы ошиблись! Я сказала не пончики, а крендели! Купите крендели!

ОЛЬГА делает красивый пируэт. ГИМНАЗИСТ бежит за ней с кульком.

ГИМНАЗИСТ
Но я же слышал сам: Вы сказали "пончики"! Ну пожалуйста, не уезжайте так быстро! Прошу Вас!

ОЛЬГА, смеясь пытается уехать, он бежит за ней.
ГИМНАЗИСТКИ смотрят на все это, держа в руках кульки с пончиками, облокотясь на ограждение.

ГИМНАЗИСТКА 1
Ольга Мещерская совсем с ума сошла от веселья! Смотри, как вертит им, вконец загнала!

ГИМНАЗИСТКА 2
(откусывая пончик)
Вертихвостка! Помнишь? Гимназист Шеншин чуть не повесился из-за нее прошлой зимой!

ГИМНАЗИСТКА 1
А ей все мало! Сначала она танцует с ними на балу, хохочет как ненормальная, а потом бросает их.

ГИМНАЗИСТКА 2 кивает головой, жует пончик. Рядом стоит ЕЛЕНА ПАВЛОВНА, в руке у нее крендель. Она не ест его, а внимательно слушает девушек.

КОНЕЦ FLASHBACK

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА отходит от пруда и выходит из парка (указатель  КРУПНО: "Соборная улица"). 


ЭКСТ.УЛИЦА.УТРО.

Елена Павловна идет по улице, следующий дом - Гимназия, большое белокаменное здание с высокими окнами, огороженное забором метра два высотой из железных прутьев с набалдашниками (табличка на заборе "Гимназия для девочек"). Она поворачивает голову к зданию, замедляет ход, берется обеими руками за прутья забора и смотрит во двор гимназии.

ИНТ.ШКОЛЬНЫЙ КОРИДОР.ДЕНЬ - FLASHBACK

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА подходит близко к двери кабинета и прикладывает к нему ухо. Слышен строгий голос НАЧАЛЬНИЦЫ, она говорит по-французски.

НАЧАЛЬНИЦА (З\К)
Bonjour, mademoiselle Mescherskaya

ИНТ.КАБИНЕТ НАЧАЛЬНИЦЫ.ДЕНЬ- FLASHBACK

ОЛЬГА стоит ровно, смотрит на стол. На столе большой букет свежих ландышей в изящной бело-голубой вазе. на стене позади НАЧАЛЬНИЦЫ - парадный портрет императора во весь рост. НАЧАЛЬНИЦА сидит в кресле, ее белые волосы разделены строго на прямой пробор, уложены гофрированными прядями. Она вяжет пушистый голубой шарф, клубок катается по блестящему деревянному полу.   


НАЧАЛЬНИЦА
(глядя на вязание)
Я, к сожалению, не первый раз вынуждена призывать Вас сюда, чтобы говорить относительно Вашего поведения

ОЛЬГА подходит к столу НАЧАЛЬНИЦЫ и делает реверанс.

ОЛЬГА
Я слушаю, Madame

НАЧАЛЬНИЦА
(тянет за нитку, клубок вертится на полу)
Слушать вы меня будете плохо, я, к сожалению, убедилась в этом.
(поднимая глаза)
Я не буду повторяться, не буду говорить пространно

ОЛЬГА обводит глазами кабинет, улыбается.

НАЧАЛЬНИЦА
(раздраженно)
Вы уже не девочка

ОЛЬГА
(радостно)
Да, Madame!

НАЧАЛЬНИЦА
Но и не женщина!
(краснеет)
Прежде всего, — что это за прическа? Это женская прическа!

ОЛЬГА трогает руками свои красиво убранные волосы.

ОЛЬГА
Я не виновата, Madame, что у меня хорошие волосы

НАЧАЛЬНИЦА
(еще более раздражаясь)
Ах, вот как, Вы не виноваты! Вы не виноваты в прическе, не виноваты в этих дорогих гребнях, не виноваты, что разоряете своих родителей на туфельки в двадцать рублей! Но, повторяю Вам, совершенно упускаете из виду, что Вы пока только гимназистка...

ОЛЬГА слегка наморщивает носик. Делает предостерегающий жест рукой.


ОЛЬГА
(спокойно)
Простите, Madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом — знаете кто? Друг и сосед папы, Ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом, в деревне.

НАЧАЛЬНИЦА широко открывает глаза, смотрит на ОЛЬГУ.

ИНТ.КОРИДОР ГИМНАЗИИ.ДЕНЬ.

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА отваливается от двери, приваливается к стене рядом и почти сползает по ней, прижав руку к губам. В это время дверь отворяется и из нее выходит ОЛЬГА. ОЛЬГА окидывает равнодушным взглядом ЕЛЕНУ ПАВЛОВНУ и уходит прочь по коридору.

КОНЕЦ FLASHBACK

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА убирает руки с прутьев забора, вытирает глаза под вуалью. Качает головой, идет дальше.


ЭКСТ.УЛИЦА.УТРО.

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА идет по улице. Слева у нее Монастырь (несколько высоких зданий с куполами и крестами, огороженных высоким каменным забором), справа - Острог (Две деревянные башни с треугольными крышами, между ними - огромный частокол из бревен - ограждение). ЕЛЕНА ПАВЛОВНА еле пробирается между ними - под ногами много луж, бревенчатая тропинка то пропадает под слоем воды, то появляется. ЕЛЕНА ПАВЛОВНА пытается не угодить в лужу, неловко балансирует на тропинке, потом, все-таки попадает в одну из грязных луж носком тонкого шнурованного ботинка, на нем остается грязь. Она вздыхает и идет дальше. Где-то вдали слышен гудок паровоза.

ЭКСТ.ВОКЗАЛ.ДЕНЬ -FLASHBACK

Переполненный перрон. Гудит огромный паровоз, выпускает больший белые клубы дыма, за ним стоят на рельсах пассажирские вагоны. В вагоны грузятся люди: дородная ТОРГОВКА (40) с корзинами, прикрытыми разноцветным тряпьем, пожилая пара ОН (65), одетый в котиковое пальто с шапкой-пирожком и тростью, ОНА (60), одетая в толстое шерстяное пальто с черным лисьим воротником. КОНДУКТОР (57), высокий, тощий, в фуражке и форме, проверяет билеты, стоит у подножки вагона. Внезапно раздается выстрел. Все оборачиваются и видят ОЛЬГУ, медленно оседающую на пол. На ее груди растекается большое красное пятно. Рядом с ней - КАЗАЧИЙ ОФИЦЕР (35, лицо в оспинах, ноги кривые, рост - 160-165 см). Он опускает руку с дымящимся револьвером. Его глаза безумно смотрят на ОЛЬГУ. Раздается оглушительный свист КОНДУКТОРА, к КАЗАЧЬЕМУ ОФИЦЕРУ подбегают полицейские, хватают его, он неотрывно смотрит на умирающую Ольгу, его глаза выпучены, лицо искажено яростью. Он пытается стряхнуть с себя полицейских, но они крепко держат его и уводят прочь.
ИНТ.КАБИНЕТ НАЧАЛЬНИКА СТАНЦИИ.ДЕНЬ -FLASHBACK

КАЗАЧИЙ ОФИЦЕР сидит на стуле в кабинете НАЧАЛЬНИКА СТАНЦИИ, его руки связаны за спиной. Напротив за столом сидит ПОЛИЦЕЙСКИЙ (50), рядом стоит НАЧАЛЬНИК СТАНЦИИ (54). Он кладет на стол перед ПОЛИЦЕЙСКИМ толстую тетрадь в темно-красной сафьяновой обложке.

КАЗАЧИЙ ОФИЦЕР
(кричит)
Она бросила меня! Завлекла и бросила! Издевалась, обещала стать женой, но соврала! Вот, смотрите, она дала мне почитать, здесь на вокзале! Всё-о-о здесь есть, здесь, в тетради! Стыдобища!

КАЗАЧИЙ ОФИЦЕР кивает на тетрадку. ПОЛИЦЕЙСКИЙ берет тетрадь в руки, листает.

КАЗАЧИЙ ОФИЦЕР
Смотрите десятое число, июля смотрите!

ПОЛИЦЕЙСКИЙ
(спокойно)
Не торопитесь, сейчас все посмотрим, не волнуйтесь.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ листает тетрадь, находит 10 июля, читает.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Сейчас второй час ночи. Я крепко заснула, но тотчас же проснулась…

ГОЛОС ОЛЬГИ (З/К)
Нынче я стала женщиной! Папа, мама и Толя уехали в город, я осталась одна, я была так счастлива, что одна!

Появляется изображение большого светлого загородного дома конца XIX века, дом освещен солнечными лучами, вокруг - высокие деревья и кусты с яркими цветами. У крыльца дома - объёмная цветочная клумба.


ЭКСТ.НАТУРА.ДОМ ОЛЬГИ.ДЕНЬ.

ОЛЬГА выходит на крыльцо дома, потягивается, улыбается солнцу, подходит к розовому кусту, наклоняется и нюхает цветок.






ГОЛОС ОЛЬГИ (З/К)
Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла. Под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто.

ОЛЬГА заходит в дом. К крыльцу подъезжает пролетка, запряженная двумя небольшими саврасыми лошадками. Из нее выходит АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, поднимается по лестнице к двери и стучит.

ИНТ.ДОМ ОЛЬГИ.ДЕНЬ.

Большая светлая комната с белыми стенами и большими окнами, завешенными изящными драпированными занавесками. Посередине комнаты - большой рояль, за ним сидит ОЛЬГА и играет. Ее лицо весело, она кивает в такт игре. Поодаль справа - чайный стеклянный столик и тонкие деревянные стулья с подушками вокруг него. Чуть ближе к окну - маленькая тахта. ОЛЬГА одета в светлое струящееся платье, на шее и груди - прозрачный розовый платок-шаль. Входит служанка КАТЯ.

КАТЯ
(слегка кланяется)
Там Алексей Михайлович приехали, просят Вас видеть.

ОЛЬГА
(вскакивает из-за рояля)
Проси, проси его!

Входит АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, ОЛЬГА встречает его, протягивая ему обе руки. Он берется за них, смотрит ей в глаза.

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Добрый день, Ольга Александровна! Я Вашего папеньку заехал проведать, а вот и нет его, оказывается.

Наклоняется, чтобы поцеловать ей руку. ОЛЬГА радостно смотрит на него.

ОЛЬГА
Как я рада Вас видеть, Алексей Михайлович! Сегодня так необыкновенно хорошо! Такая погода чудесная!

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Дождь был, Ольга Александровна, мои вятки совсем промокли. Дозвольте остановиться у Вас ненадолго, пока они просохнут. 

ОЛЬГА
Конечно! Мне в радость занимать Вас! Скоро подадут чай, а пока пойдемте в сад.

ОЛЬГА берет АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА за руку и ведет к двери. Он с готовностью идет за ней.


ЭКСТ.САД.ДЕНЬ.

ОЛЬГА и АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ идут по саду. Деревья образуют над ними подобие шатра.

ОЛЬГА
Как Вы милы! Знаете, я сегодня думала о том, как счастлива. Это солнце и эти ветви, - все так прекрасно нынче в саду!

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
И у Вас необыкновенно цветущий вид! Я всегда был Вашим самым преданным поклонником, Вы знаете это. И теперь я так рад, что застал Вас одну! Я могу наслаждаться Вашим прекрасным обществом, не отвлекаясь ни на что. Я как Фауст рядом с юной Маргаритой, тоже расцветаю вслед за Вами!

ОЛЬГА смеется радостно. С мокрых ветвей падают дождевые капли. ОЛЬГА кутается в свой прозрачный розовый шарф.

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Но, позвольте, Вам холодно?

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ расстегивает свою накидку (крылатку) и галантно набрасывает на плечи ОЛЬГИ.

ОЛЬГА
Ах, не говорите мне комплиментов, пожалуйста! Мне неловко слушать их.

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Ну почему же? Я как вижу Вас, всегда хочу говорить Вам только комплименты, ведь Вы достойны их!

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ целует руку ОЛЬГИ, потом смотрит на нее. Она опускает глаза.

ОЛЬГА
(тихо)
Пойдемте в дом! Тут так свежо.

ОЛЬГА идет по направлению к дому, АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ за ней.

ИНТ.ДОМ.ДЕНЬ.

ОЛЬГА и АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ сидят на стульях возле чайного столика. КАТЯ подает чай и уходит. ОЛЬГА берет чашку и подносит к губам. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ курит, задумчиво глядя на нее.

ОЛЬГА
Алексей Михайлович, не надо на меня так смотреть!

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
(туша сигару, хрипло)
Почему?

ОЛЬГА отставляет чашку, расплескивая чай. Пересаживается на тахту.

ОЛЬГА
Я ...не знаю... Мне душно становится.

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ пересаживается к ней на тахту, берет ее руку в свою, целует тыльную сторону, смотрит на ОЛЬГУ, переворачивает ее руку и целует ладонь, не отводя глаз от девушки. ОЛЬГА выдергивает свою руку, отодвигается, закрывает лицо до половины прозрачным платком. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ проводит по платку пальцами, ведет ими по носу и губам ОЛЬГИ, одновременно снимая платок. Они глядят друг другу в глаза.

ГОЛОС ОЛЬГИ (З/К)
Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!

Затемнение.

КОНЕЦ FLASHBACK


ЭКСТ.ДОРОГА МЕЖДУ ОСТРОГОМ И МОНАСТЫРЕМ.УТРО

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА зажмуривается, опирается рукой о стену монастыря, другую руку прикладывает к сердцу. Переводит дыхание, идет дальше. Подходит к большому низкому саду, обнесенному невысокой белой оградой, на воротах написано "Успение Божьей Матери" старинными буквами. ЕЛЕНА ПАВЛОВНА крестится, заходит в ворота.

ЭКСТ.КЛАДБИЩЕ.УТРО

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА подходит к большому деревянному кресту, стоящему над свежей глиняной насыпью.

Под крестом лежит фарфоровый белый венок с фарфоровыми трепещущими на ветру цветами с маленькими бубенчиками внутри.  Раздается мелодичный звон от их трепетания. ЕЛЕНА ПАВЛОВНА бережно поправляет венок, бумажные розы кладет под крест. КРУПНЫЙ ПЛАН: фото на кресте: в овальной рамке портрет ОЛЬГИ с чуть заметной улыбкой, глаза смотрят прямо в объектив, веселые. ЕЛЕНА ПАВЛОВНА крестится, отходит и садится на скамейку напротив, задумчиво смотрит на крест. Вынимает из ридикюля круглое зеркальце, дышит на него, оно запотевает лишь чуть-чуть. Она удовлетворенно смотрит на него и убирает в ридикюль обратно.

ИНТ.ГИМНАЗИЯ.ДЕНЬ.FLASHBACK

ОЛЬГА и ее ПОДРУГА в уборной комнате, стоят напротив зеркала в витиеватой золоченой раме, смеются. ПОДРУГА расчесывает гребнем волосы ОЛЬГИ, они длинные, струятся сквозь пальцы. Ольга смотрит на себя в зеркале, наклонив голову. Перед ней на полке - заколки и шпильки. В просвете чуть приоткрытой двери видно лицо ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ, оно мелькает и исчезает. 

ОЛЬГА
Я в одной папиной книге, — у него много старинных, смешных книг, — прочла, какая красота должна быть у женщины... Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, — ей-богу, так и написано: кипящие смолой!

ПОДРУГА
(смеясь)
Да ну?

ПОДРУГА кладет гребень. ОЛЬГА приглаживает волосы руками, забирает в хвост, закручивает в высокий пучок. ПОДРУГА берет с полки заколки и втыкает в волосы ОЛЬГИ сзади. 

ОЛЬГА
Потом - черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, — понимаешь, длиннее обыкновенного!

ОЛЬГА вытягивает руки, шевелит растопыренными пальцами, ПОДРУГА смотрит на свои руки.

ОЛЬГА
(продолжает)
Маленькая ножка, в меру большая грудь, покатые плечи, — я многое почти наизусть выучила, так все это верно! — но главное знаешь ли что?

ПОДРУГА мотает головой, смотрит на ОЛЬГУ во все глаза. Крупный план: губы ОЛЬГИ у самого уха ПОДРУГИ рядом с завитком ее волос, от ее дыхания волосы чуть подрагивают.

ОЛЬГА
Легкое дыхание!
А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть?

ПОДРУГА кивает, ОЛЬГА смеется и бросается в ее объятия.

КОНЕЦ FLASHBACK

ЭКСТ.КЛАДБИЩЕ.ДЕНЬ.

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА сидит на скамейке у креста.

ЭКСТ.ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ.ДЕНЬ.FLASHBACK

К безжизненно лежащей ОЛЬГЕ подходит ДОКТОР с чемоданчиком, щупает ее пульс, прикладывает ухо к ее груди, потом вынимает из чемоданчика зеркальце, подносит к ее рту, - оно остается чистым. Тогда он закрывает ее глаза пальцами.

КОНЕЦ.


Рецензии