Комиссар

Великой русской актрисе Нонне Мордюковой посвящается.

Этот дебютный , и последний фильм Аскольдова без единого показа был положен на полку на долгие двадцать лет... За него был уволен режиссер с волчьим паспортом, и приговором : "профнепригоден".И только в перестроечное время, 8 июля 1987 года , на внеконкурсном показе московского международного кинофестиваля , картина наконец явила себя из небытия ...На фестивале присутствовали Роберт Де Ниро и Ванесса Редгрейв. Элем Климов, державший речь перед иностранными гостями , заявил, что времена "фильмов на полках"закончились. Аскольдов набрался смелости ему возразить, Редгрейв стала свидетельницей этого разговора - и фильм наконец-то увидел свет. Почему же судьба картины оказалась столь сложной и столь трагичной для ее создателей ? Казалось бы , всего лишь экранизация ,снятая по мотивам рассказа Василия Гроссмана "В городе Бердичеве" , об нескольких днях из жизни женщины-красноармейца ,прожитых ею на фоне революционных событий. Экранизация великолепная, с уникальной операторской работой Валерия Гинзбурга , с потрясающей музыкой Альфреда Шнитке. Да и сам Аскольдов заявлял : «Я делал фильм о том, как из крови и грязи рождается новая революционная нравственность».Парадокс в том,что эта картина, которая ,казалось бы, должна была прославлять эту самую "нравственность", духовный подвиг бывшей прачки, а ныне красноармейца Клавдии Вавиловой , оставшейся до конца верной своим идеалам , должна была прославлять революцию...А получилось так ,что она стала ее реквиемом.
Фильм вдруг обнажил то ,что что раньше привыкли подавать под острым соусом экстрима гражданской войны . Вспомните фильмы " Сорок первый" или "Донскую повесть" , с их бессмысленными смертями...В "Комиссаре" никто не умирает , но от этого еще страшнее-здесь бессмысленной выступает сама жизнь , уничтожающая все человеческие добродетели и ценности .
Оценивая масштаб трагедий российского прошлого, обычно ведут счет погибшим. Но ведь для того ,чтобы оценить масштаб влияния этих трагедий на психику будущих поколений ,считать нужно не только погибших,но и выживших ! Погибшие-погибли. Выжившие - стали гражданами страны,чьими -то родителями , дедушками и бабушками ,прадедушками и прабабушками. Выжившие -это осиротевшие, овдовевшие , ,сосланные, раскулаченные , доносившие , убивавшие ради идеи, или ради собственного спасения, превращенные в палачей, спившиеся от чувства вины и потерянной веры. Иногда кажется,что лучший способ защиты от ужасов прошлого - не тревожить ,не задумываться ,не пытаться анализировать , просто не знать.На самом деле -хуже...Намного.
Я бесконечно сочувствую мадам Вавиловой , этой революционной мадонне , с великой гордостью, и непривычной для себя нежностью держащей на огрубевших , привыкших к холодному металлу оружия руках своего запеленутого в ситчик младенца ,перед видом которой снимает шляпу потрясенный ксендз (или кто он там еще).Невероятную гамму чувств подарила своей героине великая русская актриса , Нонна Мордюкова !
 
P.S.Родившийся в 1932-м, Саша Аскольдов был ребенком, когда арестовали его отца , а следом и мать. Случайно оброненная энкэвэдэшником фраза , что за сыном арестованного надо бы вернуться, заставила его впервые в жизни самостоятельно открыть английский замок... Спасаясь, он бежал по Крещатику к друзьям родителей — в многодетную еврейскую семью...


Рецензии