Театральный художник Наталия Хренникова

Девочку должны были назвать Татьяной. Да и как иначе было ее называть, если родилась она в 1940 году 25 января.

Выбор имени для единственной дочери был не простым. Активно предлагалось назвать Екатериной в честь жены В.И. Немировича-Данченко Екатерины Николаевны  (баронесса Корф). У Екатерины Николаевны своих детей не было, и она обещала все свои наследственные драгоценности подарить девочке, если ей дадут ее имя.
Но папа, а им был выдающийся композитор современности Тихон Николаевич Хренников, решил этот вопрос по-своему. Ни светлый праздник, коим был Татьянин День, ни драгоценности «баронессы» не вызвали в его душе отклика. Он назвал дочку Наталией в честь героини своей первой оперы «В бурю», он вместе с В.И. Немировичем-Данченко поставил в музыкальном театре.

В молодости Тихон Николаевич мечтал о большой и дружной семье. Сидя за свадебным столом с молодой женой-красавицей, а было это в 1936 году, он нежно шептал ей на ушко: «Имей ввиду, Клара, у нас должно быть много детей. Я привык, чтобы за столом сидели братья и сестры; ведь я десятый ребенок в семье, да и ты тоже – пятая». Молодая жена согласно кивала головой, но мечтам этим не суждено было сбыться. Родилась только одна дочка, которая была окружена вниманием, любовью и заботой. Рядом с ней всегда была мама Клара Арнольдовна и няня Поля. Няня стала для Хренниковых родным человеком, членом семьи и прожила в их доме сорок лет, до своей кончины.

Радость материнства для Клары Арнольдовны была омрачена тем, что в 1941 г началась Великая Отечественная война и ей пришлось с маленькой Наташей, бабушкой Женей (своей мамой) и няней Полиной отправиться в эвакуацию на Урал. Первое время они жили в какой-то маленькой деревеньке, названия которой не сохранилось в памяти, а позже перебрались в город Свердловск (ныне Екатеринбург). Здесь Клара Арнольдовна стала работать в музее Свердловского театра оперы и балета и часто брала дочку с собой на работу. Это было первое соприкосновение будущего театрального художника с театром. Девочке нравилось играть с театральными макетами, переставлять в них стульчики, домики, деревья. Она с любопытством рассматривала эскизы костюмов, выполненных для персонажей будущих спектаклей. Театральные принадлежности стали для Наташи первыми игрушками. Шла война и о том, что можно бы купить и настоящие игрушки, даже речи не могло быть. Но, кто знает, возможно, эти первые детские впечатления, игра с театральным реквизитом и определили будущую судьбу Наташи.

Нередко, чтобы занять девочку, Клара Арнольдовна сажала ее в театральную ложу рядом со сценой, из которой можно было наблюдать за всем там происходящим. От тех лет в памяти остались отрывки из опер и балетов. Даже сегодня помнится сцена из «Золотого петушка», где герои почему-то кидались подушками…
Театр с раннего детства вызывал в душе Наташи восторг: сцена, музыка, танец – все это невольно становилось родным, понятным и близким.

В 1943 году семья вернулась из эвакуации в Москву, и в детской памяти стали появляться иные картины. Вот аэростаты, плывущие в небе, один из них, словно бы замер над их сквером около химического института им. Менделеева. А вот они всем домом бегут, чтобы   посмотреть на пленных немцев, которых поведут по улице Горького (теперь Тверская). Война продолжалась, но все чаще стали волновать детское сердечко красочные салюты, которые можно было наблюдать с балкона.  Это были салюты в честь взятия и освобождения наших городов. Салюты победы! В памяти маленькой девочки впечатления от этих салютов сохранились на всю жизнь как нечто великое и жизнеутверждающее. Всякий раз, когда Наталия Тихоновна вспоминает о своем детстве, образ праздничного салюта вспыхивает в ее воображении вновь и вновь.

Детские образы, наполнившие душу, с ней остались навсегда. Они питали ее воображение.

Волшебные звуки музыки окружали девочку с раннего детства,
Поэтому вполне закономерно, что Наташу музыке учить начали очень рано. К ней домой приходил замечательный педагог Ефраим Григорьевич Гельман. Сам Тихон Николаевич когда-то у него учился в институте им. Гнесиных.

Но Наташа не хотела учиться игре на фортепиано, она изобретала разные хитрости, лишь бы не заниматься: она пряталась под роялем, запиралась в туалете, делала вид, что вот только сейчас у нее нестерпимо заболела голова…

Учитель каждый раз оставлял родителям гневные записки: «Обращаю Ваше внимание на безобразное поведение Вашей дочери Наталии…» Родители решили, что у девочки не сложились отношения с Ефраимом Григорьевичем и стали возить ее к другим педагогам. Но Наташа упорно продолжала игнорировать занятия. Наконец, Тихон Николаевич твердо сказал: «Все! Хватит девочку мучить! Не хочет она заниматься музыкой». На все возражения жены последовал уверенный ответ: «Все, Клара! Брось это!» Ему все было ясно: Наташа любит танцевать, мечтает стать балериной, а к музыке абсолютно равнодушна. Она сама сочиняет балеты, и сама в них танцует все партии сразу. А совсем недавно Наталья Тихоновна прочитала книгу воспоминаний Нины Владимировны Макаровой, жены Арама Ильича Хачатуряна, где приводится ее письмо к мужу о Дне рождения их сына Карена (Реника), и в нем Нина Владимировна пишет о том, что Наташа Хренникова под аккомпанемент записи музыки Д.Д. Шостаковича танцевала  импровизацию очень красиво и грациозно. Сама Наталия Тихоновна не помнит этого эпизода, но помнит о том, что танцевала всюду, где только было возможно.

Правда, балериной ей стать было не суждено. Во-первых, в детстве она часто болела простудными заболеваниями. Болела до 14 лет. До тех пор, пока ей не удалили гланды; а во-вторых, отец даже слышать не хотел о том, что его дочь станет балериной: «Что это за профессия такая? В 36 лет ты уже пенсионерка! Даже не думай!» Мать мечтала о том, чтобы Наташа стала драматической артисткой. Но это ее тоже не увлекало, хотя какие-то способности у нее и были – в школе она играла старух и очень смешила детскую публику.

По-настоящему Наташа любила только рисование, а когда стала постарше, то стала заниматься рисованием под руководством профессионального художника. Увлеклась так серьезно, что решила поступать в художественное училище. Отец не сразу дал «добро» для принятия такого жизненно важного решения. Он показал рисунки дочери своему другу и земляку, известному художнику-графику Николаю Николаевичу Жукову. Тихону Николаевичу важно было понять, есть ли у его дочери способности, имеет ли смысл посвящать этой профессии всю свою жизнь. Н.Н. Жуков посмотрел рисунки Наташи и дал положительное заключение: «Пусть поступает, способности есть!»
Наташа успешно сдала вступительные экзамены в художественное училище 1905 года. Окончила живописный факультет, а затем по совету отца решила стать театральным художником. «Представляешь, - говорил он дочери, - как интересно работать в театре. Сегодня ты делаешь декорации к Шекспиру, например, а завтра окунешься в другую эпоху. Все время что-то новое, все время в поисках иных решений». Наталия Тихоновна прислушалась к советам отца и после окончания художественного училища поступила на работу в Московский театр оперетты ассистентом главного художника Григория Львовича Кигеля, опытнейшего профессионала. Он научил, начинающую свой творческий путь в искусстве, Наталию всему тому, что должен знать театральный художник. Шесть лет работы в театре, рядом с большим мастером, пролетели очень быстро. Наталия в этот период даже самостоятельно спектакль оформила – «Веселый юбилей». Это была ее первая работа. И она состоялась в музыкальном театре. С этого времени жизнь Наталии Тихоновны стала тесно связана с театрами этого прекрасного жанра. Иногда невольно в душе возникали нотки сожаления о том, что так настойчиво отказывалась в детстве от музыкальных занятий. Иногда, правда, она и драматические спектакли оформляла, но чаще все-таки работала с музыкальным материалом. Как ни старательно бежала она от музыки, но музыка все же ее настигла…

Да, собственно, и настигать ее не надо было – ведь звуки музыки окружали Наталию с самого рождения.

Сегодня Наталия Тихоновна сама удивляется тому, как много спектаклей она смогла оформить за свою жизнь. Она поставила их в Омске и Риге, Кишиневе и Ташкенте, Каунасе и Сыктывкаре, Минске и Кемерово, Ленинграде и Киеве…и еще во многих и многих других городах.

Более 14 спектаклей ей оформлено в Болгарии: с творчеством талантливой художницы из России знакомы зрители  в Русе и Софии.

Часто она оформляла спектакли, которые ставились на музыку, написанную ее отцом Тихоном Николаевичем Хренниковым. Его балет «Любовью за любовь», «Много шума из ничего» оформляла в нескольких разных театрах. И всюду находила новые краски, стараясь не повторяться, искала новые решения, иные художественные образы.
Значительный пласт творческой деятельности Натальи Тихоновны связан с выдающимся оперным режиссером Борисом Александровичем Покровским. Он, был много лет главным режиссером Большого театра в Москве, а позже создал легендарный экспериментальный музыкальный камерный театр. Этот театр стал уникальным явлением нашей культуры. И особой гордостью Наталии Тихоновны стало то, что первую оперу «Не только любовь» Родиона Щедрина в камерном театре оформляла именно она. Пока в качестве приглашенного художника. Это была ее первая творческая встреча с Борисом Александровичем. И только потом она стала главным художником Камерного театра Покровского, проработала в нем 12 лет, поставила с Борисом Александровичем множество спектаклей как в своем Камерном театре, так и за рубежом. Всюду, куда приглашали на постановки прославленного режиссера, он брал с собой молодого талантливого театрального художника Наталию Хренникову, вместе  с которой ему было комфортно работать.

Профессия театрального художника, как и профессия актера, является очень «зависимой» профессией. Без режиссера ее, практически, не существует. С теплотой и признательностью она вспоминает многих режиссеров и балетмейстеров, с которыми приходилось работать в разных театрах страны, в разных городах и странах.
Особо значимое место в жизни Наталии Тихоновны занимает незабываемая Наталья Ильинична Сац. Кстати, именно Н.И. Сац впервые привлекла молодого Тихона Николаевича к работе в театре, и именно она дала позже его дочери глубокое понимание основ театральной жизни и особенностей профессии театрального художника. Сотрудничество с детским музыкальном театром ознаменовались для Натальи постановкой детских опер «Мальчик-великан», «Колобок» и «Комар и самовар». С благодарностью вспоминает и Владимира Акимовича Курочкина, режиссера яркого, создавшего в Свердловске лучший театр музыкальной комедии; огромный след в душе оставил болгарский балетмейстер Петр Луканов, с которым поставила в Болгарии 8 балетов; Теплые творческие взаимоотношения сложились у Натальи Тихоновны с Семеном Ильичем Лапировым – режиссером Ленинградского Малого оперного театра, в содружестве с которым она поставила несколько опер в Воронежском оперном театре, а «Бориса Годунова» в Болгарском городе Русса.
Все эти люди живут в благодарной памяти Наталии Тихоновны. Мне особенно близка ее жизненная позиция: «Не помнить зла, но никогда не забывать о добре, которое для тебя сделали люди».

Памятен ей и момент, когда к ним домой приехала съемочная группа фильма «Пятнадцатилетний капитан» по роману Жюль Верна.  Наташу хотели снять в роли мальчика. Почему мальчика? Наташа рыдала, видимо, решив, что перед нею врачи, а врачей она очень боялась с раннего детства. В общем, идея «снять Наташу» провалилась. Сняли потом настоящего мальчика, двоюродного брата Майи Плисецкой. Так что встреча с кинематографом в раннем детстве не состоялась. Зато позже, в 1959 году она была приглашена сняться в фильме «Орлиный остров». Приглашение поступило от Майи Рошаль, дочери известного режиссера Григория Рошаля. Сценарий был написан мужем Майи, который был археологом. Фильм снимался на студии Молдова-фильм. У Наташи в нем была большая роль, но главная прелесть состояла в том, что съемки проходили в Крыму. Три месяца они жили в райском уголке в городе Судак, и оттуда выезжали в другие части полуострова.
 
В фильме снимались выдающиеся артисты Светлана Дружинина, Ростислав Плятт, Геннадий Юдин, группа молодых молдавских артистов. Хотя состав артистов в фильме был занят яркий, но фильм почему-то остался незамеченным, да и самой Наталье Тихоновне он в то время не понравился. Однако, значительно позже, уже в наше время, она еще раз просмотрела его через интернет, и с удивлением отметила, что фильм получился вполне приличным, да и сама себе в нем она понравилась тоже. А 1970 году режиссер А. Птушко пригласил Наталию Тихоновну на роль молодой Наины в кинофильм «Руслан и Людмила». Этот фильм часто показывается по телевидению. Роль у Наталии удалась, и отец шутя стал называть ее «Наша Ермолова».

Несмотря на то, что сама Наталия Тихоновна больше не снималась, с кинематографом у нее сложились длительные творческие взаимоотношения, но уже не как с актрисой, а как с художником. В трех фильмах она работала художником по костюмам. В 1985 году в фильме «Дороги Анны Фирлинг» режиссера С. Колосова по пьесе Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» она выступила как художник по костюмам. Одевала Людмилу Касаткину, Армена Джигарханяна, Эммануила Виторгана, Лилиту Озолиню и многих других известных артистов. Этот опыт в дальнейшем очень пригодился. Фильм получился мрачным, тяжелым, но интересным и, как считает Наталия, недооцененным.
С нашим театром Нижегородским Академическим театром оперы и балета им. А.С. Пушкина у Наталии Тихоновны складывались особо теплые и длительные взаимоотношения. Впервые она встретилась с нашим театром давно, еще в то время, когда у нас ставилась опера Тихона Николаевича «Мать» по повести А.М. Горького. Она наблюдала за работой театра над выпуском спектакля, присутствовала на его премьере и до сих пор помнит, какое яркое впечатление осталось у нее от этой работы. Это было в 1953 году. Девочке было всего 13 лет, но она помнит то, каким был успех,  выпавший на долю ее отца и всего творческого коллектива театра.
Самостоятельно же работать с нашим театром Наталия Тихоновна начала значительно позже. В 1983 году она оформила спектакль «Любовью за любовь» музыку к которому написал Тихон Николаевич. Автором либретто и постановщиком спектакля был Вахаджан Ниязович Салимбаев, который в то время был главным балетмейстером нашего театра. Спектакль имел огромный успех и, возможно, именно этот успех и послужил тому, что В.Н. Салимбаев после премьеры, был приглашен на работу в Пермский театр оперы и балета. Он не смог отказаться от заманчивого предложения и переехал в Пермь. Спектакль более семи лет шел на нашей сцене, но в 90-е годы сошел из-за изношенности костюмов и декораций. Время было трудное и для восстановления материальной части спектакля средств не хватило.

Сотрудничество театра с Наталией Тихоновной продолжилось в 2000-х годах. Главным балетмейстером театра Виталием Николаевичем Бутримовичем была задумана постановка балета «Эсмеральда» на музыку итальянского композитора Цезаря (Чезаро) Пуни. Постановка спектакля должна была ставиться в сжатые сроки, потому что театр получил приглашение от руководства итальянского города Генуя принять участие в торжествах, посвященных 230-летию со Дня рождения композитора, намеченные на лето 2002 года. Автором либретто и хореографии выступил сам Виталий Николаевич. Он уже «видел» будущий спектакль, однако предложения о художнике для этой работы у него не было. «А вы помните какие красивые декорации были у Наташи Хренниковой в спектакле «Любовью за любовь»? – неожиданно вспомнила заместитель директора театра Людмила Кулавина. Я тоже хорошо помнила этот яркий спектакль и решение обратиться к Наталие Тихоновне созрело моментально. Шла весна 2000-го года, после телефонных переговоров, мы вместе с Виталием Николаевиче выехали в Москву: он для обсуждения творческих вопросов, касающихся будущего спектакля, а я для заключения трудового договора, наличие которого делало работу обязательной для исполнения. Наталия Тихоновна принимала нас в собственной квартире, где все говорило о том, что здесь живет представитель истинной московской интеллигенции. Картины, художественные керамические и фарфоровые тарелки, привезенные из тех стран, в которых работала Наталия Тихоновна, книги, журналы, эскизы оформленных ранее спектаклей. И удивительно предупредительная простота в общении. Сразу же возникло чувство давнего знакомства с этой, приятной женщиной. Технический вопрос подписания договора решен был легко и быстро, и мне посчастливилось наблюдать за тем, как заинтересовано, с какой предельной тщательностью обсуждала Наталия Тихоновна с постановщиком все детали будущего спектакля. Следующая наша встреча состоялась уже в Нижнем Новгороде, когда Наталия Тихоновна привезла готовый макет декораций и эскизы костюмов. Предложенное художником решение было единодушно принято всеми участниками художественного совета. Оно привлекало своей яркостью, удобством в изготовлении, и атмосферой, понятной для артистов, которым предстояло «жить» в созданном художником сценическом пространстве. Премьера спектакля состоялась 26 мая 2001 года. Новая работа театра с одобрением была принята нижегородскими зрителями и с большим успехом показана в Италии в дни празднования юбилея Ц. Пуни. «Эсмеральда» и сейчас идет на нашей сцене. Уже не один состав исполнителей в ней поменялся. Заслуженный артист России Сергей Куракин выбрал именно эту работу театра, чтобы партией Квазимодо отметить свое 50-илетие.

Успех, который выпал на долю «Эсмеральды» театру захотелось повторить в следующей работе театра. На сей раз возникло предложение осуществить постановку балета «Капитанская дочка», музыку к которому написал Тихон Николаевич по одноименному роману А.С. Пушкина. Этим спектаклем театр решал сразу две задачи: во-первых, пополнялся репертуар из спектаклей, созданных по произведениям А.С. Пушкина; а во-вторых, этот спектакль театр посвящал 90-летию со Дня рождения Тихона Николаевича, композитора, с которым театр связывали давние творческие отношения. Премьера состоялась 25 мая 2003 года, юбилей композитор отмечал 10 июня. Но в это время театр был уже в очередном отпуске, поэтому у себя мы юбилей отметили заранее. Спектакль получился чрезвычайно образным, необычно ярким, точно выражающим настроение, заложенное в тексте А.С. Пушкина и музыке Т.Н. Хренникова. Сам Тихон Николаевич на премьеру приехать не смог, но прислал поздравительную телеграмму всему творческому коллективу. Оформление «Капитанской дочки» достигало невероятной глубины в понимании мыслей и чувств, заложенных в литературном произведении.

У театральных художников выстраиваются разные формы взаимоотношений с коллективами в период выпуска спектакля. Одни нередко свое недовольство художественным результатом, вымещают на работниках постановочной части; другие очень долго размышляют над выбором материалов, из которых изготавливаются декорации и костюмы, а когда выпуск спектакля реально задерживается, вину за это возлагают на тех же работников, которые порой, действительно, уже не успевают во время подать костюмы и декорации. Возникает нервозная, суетливая обстановка, которая делает даже успешную премьеру радостной не для всех ее участников.
Наталия Тихоновна умеет создать на редкость доброжелательную обстановку в период выпуска своего спектакля. Ее требования всегда оправданы и понятны. Она может пойти на поиск альтернативного решения, в случае если театр в силу объективных причин не в состоянии выполнить в полном объеме все ею задуманное. Премьеры Наталии Тихоновны всегда объединяют радостью весь творческий коллектив. В театре это очень ценится.

Вполне оправданным стало то, что желание сотрудничать с ней не исчерпывалось постановкой только балетных спектаклей.

4 ноября 2001 года ею в содружестве с Отаром Михайловичем Дадишкилиани осуществлена еще одна премьера. На сей раз это была опера «Севильский цирюльник» на музыку Дж. Россини. Не изменяя себе, она создала для этого спектакля великолепные исторические костюмы и декорации живописные, неназойливые, помогающие артистам комфортно чувствовать себя на сцене. Вот уже 19 лет спектакль идет в нашем театре. Он любим не только молодыми зрителями, его охотно посещают люди старшего поколения; артисты – гастролеры из других театров страны, с удовольствием работают в удобном и выразительном сценическом пространстве, созданном Наталией Тихоновной.

18 декабря 2005 года в театре состоялась премьера еще одного спектакля, художественное оформление к которому создано Наталией Тихоновной. На сей раз это был мюзикл «Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Встреча с художником носила на сей раз некоторый экстремальный характер. Первоначально планировалось, что режиссер-постановщик спектакля Ольга Тимофеевна Иванова будет ставить,  желанный для всех нас, спектакль в содружестве с известными московскими художниками кино. (по этическим соображениям, я не хочу называть имен этих профессиональных и хороших художников современной киноиндустрии). Время шло, но предоставление художественного решения спектакля театру затягивалось. И, наконец, в апреле 2005 года эскизы декораций и костюмов были показаны художественному совету. Они были выполнены в стиле хай-тек, черная одежда сцены, на фоне которой располагается блестящая стальная витая лестница, вокруг которой в течении всего спектакля должны существовать персонажи мюзикла. Спектакль этот был нам нужен, он должен был стать примером реализовавшейся мечты для девушек, начинающих свой жизненный путь. Нам хотелось, чтобы он вселял в них надежду на то, что труд может помочь самую дерзкую мечту сделать явью. Предложенное сценическое решение «хоронило» наши надежды. В результате, оформление не было принято, режиссер, самолюбие которого было уязвлено, тоже отказался от работы.

Но театр – это еще и организация, в которой существует строгий производственный процесс, он должен выполнять все принятые плановые обязательства. Стоит в плане театра – премьера, значит она должна выйти к зрителям вовремя. Наша премьера должна была выходить в 4 квартале. Обычно это был октябрь. Мы вновь обратились к Наталие Тихоновне с просьбой не просто поставить очередной спектакль, но и спасти театр от производственного провала. Она согласилась. Спектакль увидел свет в декабре. Годовой план работы театром был выполнен. Режиссер-постановщик спектакля молодой, яркий и энергичный Борис Лагода сумел увлечь артистов, которые работали с ним с особым энтузиазмом. Наталия Тихоновна в экстремальных условиях сумела создать красивый атмосферный спектакль, который и сегодня с успехом идет на нашей сцене.

Я часто вспоминаю Наталию Тихоновну Хренникову - удивительно доброжелательную, красивую женщину, знакомство с которой мне подарил театр. Я уверена, что о таких творцах современного театра нужно писать книги, и моей слабой попытки явно недостаточно, чтобы создать образ этого талантливого человека. Женщины и художника.

Наталия Тихоновна художник многогранный. Она увлеченно занимается живописью, любит писать портреты, с удовольствием оформляет рассказы для различных журналов. Ее участие в художественных выставках всегда привлекает к себе внимание и взывает теплое чувство. И еще есть одно, свойственное ей качество: она скромна и доброжелательна, и эти качества делают ее человеческий образ особенно притягательным и незабываемым.   


Рецензии