Сергей Перминов - Заслуженный артист России

               
Много лет проработав в театре, я все еще не утратила способности удивляться тому, какими разными, порой неожиданными путями артисты приходят к своей профессии и своему успеху.
 
Представить себе не могла, что такой замечательный артист нашего театра как, Заслуженный артист России Сергей Перминов, не помышлял о профессии оперного певца. Он «рисовал» и строил себе совершенно иное будущее, в котором оперному театру не было места.

Как складывалась его жизнь? Попытаюсь вместе с Сергеем рассказать об этом, хотя и понимаю, как трудно полно осветить его творческий путь, сопровождаемый взлетами и падениями, радостью достижений и горечью потерь…

Родился Сергей в г. Кирове. Семья была очень дружной, родители бережно относились друг к другу. Отец работал водителем, мать трудилась на заводе. Хотя, музыка рано вошла в жизнь мальчика, потому что его отец играл на баяне, был активным участником художественной самодеятельности клуба при автобазе, на которой работал. Он брал сына на репетиции, тот слушал музыку и восхищался своим отцом.

К сожалению, Сергей рано остался без него…мальчику было всего 12 лет, когда горячо любимый отец умер, и они с сестрой остались на попечении матери. Сергей шутит: «Вырос я на улице, в хулиганском районе, кого-то из моих сверстников уже нет в живых, кто-то оказался в местах «не столь отдаленных, с благодарностью говорю:

«Спасибо музыке. Она сопровождала меня повсюду: в школе, в  кружках, на танцах». Сергей был подвижным, ярким мальчиком. Его мама была по национальности болгаркой. Она наградила сына жгучими черными глазами, курчавой шевелюрой и добрым сердцем.

Когда Сергею было 14 лет, Кировское музыкальное училище открыло перед ним двери эстрадно-джазового отделения. В то время это было самое престижное отделение, куда поступали только взрослые, сложившиеся в своем жанре музыканты из ресторанных оркестров и оркестров с танцплощадок.  Многим было свыше 30 лет… Но тем не менее, получив «5» по сольфеджио, Сергей был принят. Попав во взрослую компанию, он был несколько растерян. Самооценка пришла позже: «Я тоже, оказывается, что-то могу» - сказал себе Сергей, сказал тогда, когда именно его пригласили работать в оркестр ресторана гостиницы «Интурист». Это была несбыточная мечта многих музыкантов. (Еще бы, ведь там платили зарплату в 600 рублей, в то время как инженер зарабатывал – 120). Сергей помогал семье, на себя почти ничего не тратил. За время работы в ресторане он купил себе только один джинсовый костюм, а на все остальные деньги приобретал музыкальную аппаратуру. К 19-и годам он уже имел  собственную музыкальную студию и свой музыкальный коллектив, который  быстро приобрел популярность и стал востребованным. Репутация коллектива росла, от предложений не было «отбоя». Одно из таких предложений Сергей принял и уехал из Кирова в теплый Геленджик, там и нашла его повестка, «приглашавшая» на службу в ряды Советской Армии. «Сняли» с него длинные черные волосы, так постригли, что и друзья не сразу узнавали. Как разглядеть в коротко стриженном пареньке известного джазового музыканта, трубача и пианиста?..

Служба в армии, после курса молодого бойца, проходила в родном городе Кирове. Он служил в военном оркестре. Здесь стал Лауреатом Всесоюзного конкурса «Товарищ песня», не раз выходил в эфир Первого всесоюзного телеканала. Петь стал неожиданно для самого себя…с армейским оркестром. В каком бы амплуа он не появлялся перед публикой, она всегда встречала его горячими аплодисментами. Армейская служба тоже когда-то заканчивается, и во весь рост встает вопрос: «Что делать дальше?». Поразмышляв, решил поступать в Московский институт культуры. Желание поступить было велико, молодое упорство не знало пределов, только при подготовке к экзаменам, он «заиграл» себе руку, - пальцы стали чужими и перестали слушаться хозяина. Поступление в институт стало невозможным, в душе возникло смятение, от безысходности -  развилась депрессия…(правда диагноз этот Сергей сам себе поставил), казалось, что жизнь потеряла смысл. Но вечная мудрость гласит: когда закрывается одна дверь, обязательно откроется другая…
На одном из концертов Сергей случайно встретился с известным артистом Кировской филармонии Бирюковым, (жаль, что имени этого доброго человека сейчас не помнит), посетовал на неудачу и получил неожиданный совет: «Так, я же слышал как ты поешь, вот и поступай на вокальное отделение в консерваторию, там рука помехой не будет.» Это был «сигнал» к спасению, и Сергей за него ухватился. Шел 1984 год. Сергей понятия не имел о том, что представляет собой вокальное пение, но быстро нашел педагога по вокалу, получил у него два урока и поехал поступать учиться пению в Горьковскую консерваторию им. М.И. Глинки.
«В самом деле, чего тебе не попытаться, может при поступлении за высокого баса сойдешь», - напутствовал Сергея его первый педагог по вокалу.
Программы для показа у Сергея не было, а горячего желания поступить в консерваторию имелось в избытке.

Первую вступительную консультацию для абитуриентов проводил проф. В.И. Васильев. Слушал он, слушал Сергея, качал седой головой качал, и говорил, словно для себя самого: «Этого ты не можешь, этого тоже не можешь, - и вдруг «зацепился» за «живую» ноту: «А вот это, пожалуй, можно показать!»

Вторую консультацию проводил проф. А.М. Седов. На наивный вопрос Сергея: «Как мне петь высокую ноту?» -Андрей Михайлович, махнув рукой, ответил: «Высокая нота - чем выше, тем лучше». И высокая нота, которую «взял» на вступительном экзамене Сергей Перминов в песне «Священный Байкал» решила его судьбу. Андрей Михайлович Седов взял Сергея на свой «подкурс»- т.е. 2-х годичный подготовительный курс. Но уже через год он поступил в консерваторию как баритон, а закончил ее как драматический тенор. Сергей с огромной благодарностью вспоминает своего первого педагога по вокалу, который одной фразой рассеял все сомнения молодого человека в правильности выбранного жизненного пути. Сегодня все сомнения Сергея кажутся смешными и наивными, но в юности ему покоя не давали неровные зубы. «Как с такими кривыми зубами я выйду на оперную сцену?» - размышлял вслух молодой человек. Ответ его порадовал и избавил от сомнений: «В оперном театре между сценой и зрителем существует огромная оркестровая яма и никто не увидит, какие у тебя зубы»…Сергей перестал думать о своих «кривых» зубах и с азартом бросился осваивать новую профессию.

Я очень ценю этого замечательного артиста. Часто вспоминаю его многочисленные работы в разных спектаклях нашего театра. Каждый раз, когда я о нем думаю, в душе поднимается теплая волна радости оттого, что в нашем театре много лет работает и радует зрителей этот талантливый артист.

Первой крупной работой Сергея на нашей сцене была роль Самозванца в спектакле «Борис Годунов» М. Мусоргского. Эта работа значима и для самого артиста. Дело в том, что до этого у Сергея были только вводы и ему приходилось входить в уже готовый, поставленный спектакль. Здесь же, в «Борисе Годунове», он создавал образ своего героя вместе с режиссером с первой репетиции и до премьеры. Он имел возможность искать собственные краски, предлагал собственные мизансцены, спорил с постановщиком, добивался выразительности образа Григория Отрепьева. Сергею важно было донести до зрителей собственное понимание природы исполняемого персонажа. Каков он – его Самозванец? По замыслу Сергея, в Самозванце должны были быть черты характера, которые делают его фигурой равнозначной царю Борису. В этом он видит конфликт в образе Григория, да и в спектакле вцелом. Нужно так показать мощные и нескрываемые амбиции Самозванца, чтобы каждому сидящему в зрительном зале, было понятно, что толкает беглого монаха на преступный путь овладения русским престолом. Актер пытается понять и оправдать своего героя, найти в нем человеческие качества. Ключ для этого образа он находит у А.С. Пушкина: «Борис! Борис! Все пред тобой трепещут
          Никто тебе не смеет и напомнить
          О жребии несчастного младенца, -
          А между тем, отшельник в темной келье
          Здесь на тебя донос ужасный пишет:
          И не уйдешь ты от суда мирского,
          Как не уйдешь от божьего суда».
Сергей смог донести до зрителей свою личную трактовку образа Самозванца, с его неуемными амбициями, авантюризмом, безумной жаждой власти, которые прикрываются, якобы, желанием отомстить за гибель младенца царевича Дмитрия. Сесть на царство и сделать мир справедливым. Сергею явно не хочется показывать Самозванца исключительно отрицательным персонажем. (Каковым он, собственно, и является). Каждый артист имеет право на собственную трактовку исполняемой им роли. Поэтому Самозванец у Перминова не просто злодей. В нем теплится и любовь. Любовь к Марине… В спектакле образ Самозванца получился выпуклым и ярким. Зрители с интересом следят за каждым движением, каждой интонацией выразительного голоса, которым пользуется Сергей при создании этого образа. Сергей – обладатель красивого тенора, богатого красками, которые дают ему возможность с одинаковым успехом исполнять партии как лирические, так и драматические. А это не так часто в театрах случается. На протяжении всего спектакля чувствуется, что партия Самозванца дорога артисту, он пытается оправдать мотивы поведения своего героя. Не легким был путь к премьере, но тем не менее эту партию пел Сергей. (Хотя изначально на нее было назначено еще два исполнителя). Сергей был основным исполнителем этой партии Самозванца и во время триумфальных гастролей театра в Германии. С его участием осуществлена фондовая запись «Бориса Годунова» общероссийским телеканалом «Культура».

В нашем театре Сергей работает с 1990года. Первый выход на нижегородскую сцену для Сергея носил экстремальный характер. Театр готовился к ответственным гастролям в Киеве. Предстояло работать на главной Государственной сцене Украины в театре им. Тараса Шевченко. Открывать гастроли, естественно, предстояло «Чародейкой» П.И. Чайковского. Сергей был свободен от этого спектакля. Шел теплый июнь… после гастролей начнется долгожданный отпуск. И вдруг возникает непредвиденное обстоятельство – совершенно некому стало петь партию Балакина. (Ушел из жизни единственный ее исполнитель А. Богутский). За два дня до выезда Сергей смог выучить и спеть эту партию на открытии гастролей. Срочный ввод в спектакль – это всегда стресс для артиста. И хотя ввод оказался успешным, Сергей до сегодняшнего дня помнит все детали работы над этой небольшой по объему, но очень значимой для спектакля ролью. «Чародейка» дорога Сергею еще и потому, что он сегодня является основным исполнителем партии Княжича. После длительного перерыва, в течении которого эта опера не шла в театре, в 2017 г было принято решение создать ее новую редакцию. Сергей не очень надеялся, что его назначат на эту партию вновь. Назначили. И это Сергей считает для себя подарком судьбы. У него словно открылось второе дыхание. Работал азартно и увлеченно. Его Княжич горяч, красив и эмоционально очень молод. Ему веришь безоговорочно: Княжич может быть только таким. Премьеру осенью 2018 года пел Сергей.

Знаковым спектаклем для С. Перминова является и «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Для тенора партия Германа является своего рода проверкой мастерства, вокальной и актерской зрелости. Партия Германа, на редкость гармонично легла на голос Сергея. Ему удобно существовать в ней и психологически. У каждой работы любого артиста есть своя история. Есть она и у Германа -  Сергея Перминова. Дело в том, что Сергей православный и глубоко верующий человек. К Герману он относится с некоторым предубеждением. В ней приходится соприкасаться с «темными силами» и это вызывает в нем чувство отторжения. Первым, спеть эту партию предложил Сергею Народный артист России В.Т. Степанов – руководитель и создатель Нижегородского Камерного театра. Сергей не мог отказать Мастеру. Но вот какая любопытная деталь: спел он ее только с третьей попытки. Два первых спектакля отменялись по разным причинам.

В нашем театре Народный артист России В.В. Бойков неоднократно предлагал Сергею спеть Германа. Но тот каждый раз отказывался, не объясняя истинной причины отказа. И только тогда, когда был издан приказ о назначении на эту роль в новой постановке «Пиковой дамы», Сергей вынужден был подчиниться и начать работать над порученной партией. Не смотря на внутреннее сопротивление, образ Германа стал безусловной очередной удачей артиста. Развитие этого образа обдумано им в деталях. Первая ария исполняется с нежностью и лиризмом, что дает возможность более контрастно показать Германа в следующих картинах. И только в последней сцене обнажить беззащитную страдающую душу человека, принесшего много зла.
Прошло много лет и Сергей получил письмо от одной своей давней поклонницы, часть из которого мне хочется привести: «Сколько «Пиковых дам я пересмотрела и переслушала. Лучше нашей – нет. У нас лучший на свете Герман! Сколько артистизма! Сколько эмоций! Необыкновенная красота голоса! Трижды была на нашей «Пиковой» и это еще не предел! Не устаю повторять: Браво Сергею Перминову! Браво! Браво! Браво!».

Такие письма – это тоже часть жизни артиста. Они нужны ему, потому что дают возможность вновь ощутить свою необходимость. Свыше сорока ролей сыграл Сергей на нижегородской сцене. Невозможно, хотя и хотелось бы рассказать о каждой из них. Всех его героев отличает глубокое проникновение в характер создаваемого образа. Они не похожи друг на друга. Каждый имеет свое лицо. Их всегда отличает яркое своеобразие, присущее природе талантливого артиста.
 
Невозможно пройти мимо еще одной работы С. Перминова. Это партия Хозе в опере «Кармен» Ж. Бизе. В этой партии Сергей номинирован на «Золотую маску» за лучшую мужскую роль. Выдвигал его на эту премию Пермский театр оперы и балета, с которым Сергей долго сотрудничал. Его Хозе – открытый , искренний, любящий и беззащитный в своей любви человек. Сергей исполняет партию Хозе с глубоким сочувствием к герою. Это сочувствие передается зрителям, которые тоже начинают сопереживать «запутавшемуся» в жизни солдату. Никогда не пребывает Сергей на сцене формально, он живет жизнью своих героев, никогда не выключаясь из действия.

Значим для Сергея и образ Ленского в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского. Этот образ часто трактуется как образ лирического героя, влюбленного поэта-романтика. Сергею довелось петь эту партию в Nirgest-опера в г. Берген. Там по-другому понимается характер Ленского: Ленский там - мужчина с обостренным чувством чести. Он способен ценой собственной жизни защитить честь своей любимой. Там он в большей степени прагматик, нежели лирик.
 
Для Сергея чрезвычайно важно с первой минуты пребывания на сцене установить доверительные отношения со зрителями. Он чувствует настроение людей, находящихся в зрительном зале, и они отвечают ему теплотой и пониманием.

Свою задачу Сергей видит в том, чтобы как можно больше людей приобщить к великой музыке, употребить все свое мастерство, чтобы привлечь людей в театр.
Сергей – личность чрезвычайно многогранная. Он достиг огромного успеха в профессии, о которой в юности даже не задумывался.

Но он не изменил и своему первоначальному выбору: продолжает работать в эстрадном жанре, сочиняет музыку, сам создает аранжировки для различных музыкальных произведений. У него своя музыкальная студия, в которой он может пропадать часами…
И все, что бы ни делал Сергей, он делает великолепно.   





































         





































 


Рецензии
Анна,хочу сказать вам откровенно,что со слухом плохо у меня,но ваша статья затронула моё сердце и хочется поехать и послушать этого певца,хотя я не любитель опер.

С уважением.

Юрий Симоненков   01.06.2021 08:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.