Был ли запрещён старинный романс в Советском Союзе

Памяти любимых исполнителей

В течение 30 с лишним лет старинный -городской-бытовой-цыганский романс в Советском Союзе преследовался, как буржуазное течение. Практически до начала 1960-х годов его не просто не пели, а запрещали петь. Точно так же, как и стихи Есенина. Уму непостижимо, как можно запретить стихи:

Ты жива ль ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Или:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло.

Как можно запретить изумительную музыку в исполнении такой певицы, как Изабелла Юрьева?! А ведь именно из-за преследований она перестала петь уже в 1959 году, хотя жить ей оставалось ещё 40 долгих лет.

Но вот на сцену ленинградского театра выходит – Галина Карева и после исполнения планового произведения запевает романс… Успех был потрясающим. Публика неистовствовала. Её вызывали снова и снова. И следом за ней с романсом выступает Рубина Калантарян. И снова успех. Большая поклонница русского романса Р. Калантарян стала исполнять романсы на подмостках эстрады.

А затем появился настоящий самородок, кстати, непрофессиональный музыкант и певец Валерий Агафонов. С помощью очаровательной помощницы Шурочки Пурцеладзе, большого знатока романса, литературоведа по образованию, ему удалось собрать десятки старинных романсов и выяснить их происхождение. Выступая перед рабочими на заводах, фабриках, перед самой разношёрстной аудиторией, Валерий Агафонов в буквальном смысле слова нес романс в массы.

В 1977 году по частному вызову в Россию приехала из эмиграции певица Алла Николаевна Баянова. Если на Западе имя её широко известно – она объехала полмира, жила в Румынии, в Париже – то у нас в стране её практически никто не знал. Впрочем, знал Александр Вертинский, который даже выступал с ней на подмостках западных театров. Ну и ещё десяток-другой наших путешественников, футболистов. Несколько филофонистов имели её записи романсов на русском языке. Но этого было так мало. Скажем: несправедливо мало! И вот Алла Николаевна у нас в гостях. И справедливость восторжествовала: романсы, которые в своё время покинули нашу Родину, вернулись! Весь огромный запас изумительной музыки Алла Николаевна подарила своей стране.

Старинный романс теперь уже стал классикой, так как прожил не одно столетие, благодаря исполнителям, которые дали ему вторую жизнь. Более тридцати лет романс не исполнялся, это были годы с 30-х до начала 60-х,но оставался жить в сердцах и душах многих. Поступая учиться, я исполняла несколько старинных романсов и солистка Большого театра Народная артистка Талахадзе с волнением спросила меня: " Деточка, кто же Вас так петь научил?", а это были пластинки и ноты моих дорогих, любимых бабушек и прабабушек, которые сохранились, издания 1911,12,13,14 годов. Вот так из поколения в поколения, из уст в уста можно передавать в дар следующим поколениям истинные ценности.


Рецензии