Замотивированные наглухо
Проще будь, и люди к тебе потянутся. Так говорила нам, осваивающим азы актёрского ремесла и сценической речи, желторотикам, Мастер Слова Ольга Васильевна Суздальцева, ежели мы нагромождали вдруг нелепостей разных в текстах. Мы только-только начинали осознавать, что «проще», отнюдь не значит примитивнее. Поскольку речь нашего Учителя была струящейся, лёгкой, и при этом всегда точной, раскрывающей суть происходящего. На наше счастье тогда мы ещё не были погребены под громоздкими конструкциями бессмысленных слов, и нам было действительно проще понять и вычленить это самое ЧТО из текста. Легко передразнивали мы тех, кто пытался скрыть под витиеватыми заумными словами, самую простую вещь, дабы выглядеть в глазах простаков/перечёркнуто/дураков солиднее. Со смехом сами накручивали над простым действием подобные фразочки, доводя их до безобразных масштабов, чтобы показать всю нелепость подобных потуг. Досмеялись, блин.
В нынешних реалиях работая с подростками, через слово талдычу: «проще, вернись к сути». И накрывает меня волна чувств разных от сожаления до злости в адрес тех, кто детей в неестественные существа обращает. Но образ Ольги Васильевны встаёт рядом и кладёт руку на плечо: «Проще будь». Выдыхаю.
Разбираем текст с прекрасным юным дарованием.
- «...Не слабая машинка у тебя! - присвистнув, с завистью произнёс Мишка и от души хлопнул друга по плечу...»
- Погоди.. ЧТО делает Мишка?
Взгляд ученицы выражает скорбь. Мол, началось, сейчас она начнёт требовать сказать - ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КОМУ? ЧТО ГОВОРИТ?, и уместить ещё это всё в одно слово, в глагол, в действие. Фраза «актёр — человек действия» уже дырку в черепушке просверлила. Вздох и понеслось…
- Вы будете сердиться на то, что я опять перейду на любимые категории, но нас так учат сейчас. В общем, с точки зpения банальной эpудиции, каждый индивидуум, кpитически…
- Погоди.
- ...мотивиpующий абстpакцию…
/текст, естественно, был иной, но сути столько же/
- Остановись.
- ...не может игноpиpовать кpитеpии утопического субъективизма, концептуально интеpпpетиpуя общепpинятые дефанизиpующие поляpизатоpы, поэтому консенсус, достигнутый диалектической матеpиальной классификацией всеобщих мотиваций в паpадогматических связях пpедикатов, pешает пpоблему усовеpшенствования фоpмиpующих…
Вот она, работа в онлайн. Энергетический посыл через монитор не проходит так, как в зале. Там достаточно только посмотреть, тихо произнести слово, и всё понятно. Увы, дабы привлечь внимание и перекрыть сей фонтан краснобайства, приходится повысить уровень громкости в голосе и жёстко обрубить.
- СТОП!
Улыбается. Ведь точно предсказала мою реакцию.
- Я же говорила, что Вы будете сердиться.
- Возвращаемся к вопросу, что делает герой.
Скрежет мозговых извилин заполняет эфир. Глаза цепляются за определённое слово. Надежда, затаив дыхание, присела рядом со мной по эту сторону монитора. Сидим, любуемся. Глаза девочки становятся такими выразительными, когда запускается механизм работы мысли. /Кстати, один из мальчиков, по словам мамы, после пробного урока отказался от занятий как раз из-за того, что думать надо много, а ему лень./ Проходит несколько секунд, и я слышу ответ в форме вопроса.
- Завидует?
- Не без того. Это, конечно, не то, что делает герой, но слово «зависть» есть в тексте, и на него тоже нельзя не обращать внимания, умница. Теперь попробуем разобраться, что стоит за этим словом, и что же всё-таки делает наш герой, когда произносит свою фразу.
В глазах ликование, и мгновенная перемена взгляда. Одно слово верно зацепила, дальше можно, не напрягаясь, выпустить поводья мысли и пересесть в удобную форму шаблонных саней. Мысли-скакуны, почуяв отсутствие властной руки хозяина, закусили удила и понесли сани по косогорам, переворачивая вместе с содержимым.
- Ну, слово «зависть» имеет эмоционально отрицательную окраску. Это же чувство неприязненного, враждебного отношения к кому-либо. Фактически — осознание более низкого своего положения, и возникающее на этом фоне чувство досады, раздражения или злобы, и как следствие могут проявиться такие действия, как разрушение, устранение предмета зависти…
- Тпр-ру-у! Стоять!
Натягиваю вожжи, чтобы не уехать в никуда в санях доморощенных психологов. В течении полутора часов всплесков, угасания и сияния мысли даже техника начинает перегреваться. Не привыкшие к таким простым физическим действиям, как обращать внимание своих обладателей на то, что по сути очевидно, мозги скрипят и плавятся. Снег за окном тает вместе с сугробами бессмысленных шаблонов и заумных фраз. И — ура! Мы понимаем, что герой таки радуется тому, что у друга появилась такая штуковина, которую бы он и сам хотел иметь. И всё это есть в тексте.
А ещё через полчаса я слышу начало будущего рассказа. Вот уже и нет зажима или череды взрослых, стоящих за спиной ребёнка, который с придыханием и «выражением» /не понятно чего/ декламирует текст, скопировав интонации ископаемых восторженных любителей читать стихи. Четыре предложения. Живая речь живого человека, наполненная смыслом. И я уже понимаю, ЧТО мне хочет сказать этот человек, ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ. И так красив становится человек в эти минуты и часы работы. И хочется услышать скорее, что же будет дальше с героями его рассказа.
- Уф-ф-ф! Вот, видишь? Всё просто. Проще надо думать.
- Да-а-а! Оказывается, так сложно просто думать.
Свидетельство о публикации №220112601952
— Бернард Шоу
а тут думают, рассуждают... ты удивительный мастер своего дела.
Елена Мёкк 11.12.2020 05:22 Заявить о нарушении