Глава 7. О большой семье, художниках и картинах
Дед Алексей – второй бабанин муж – был старше её на 13 лет. Работал он тогда бухгалтером в Пензе. Раньше он с детьми своими жил в городе Белинском, там остался жить один из его сыновей.
Так как деда Алексея пригласили работать в Пензу, в училище сельскозойственное, дали ему на Подхозе две комнатки в бараке(длинном деревянном доме на восемь семей), в этих-то комнатках и жили мои бабушки и Таня. Тане был год, получается, когда они здесь поселились. То есть в Ахунах на Подхозе жили они с 57-ого года. Страна потихоньку из разрухи выходила, и иметь свой угол, даже небольшой, было счастьем.
Сын деда Алексея Валентин Алексеевич работал раньше в Пензе на Кирпичном заводе, жил в Ахунах, со всеми домочадцами (как все помещались в этих комнатках, неизвестно) потом переехал в наш город Каменку и работал сначала в Каменском машиностроительном техникуме педагогом, а потом стал директором.
Раиса Алексеевна – дочь деда Алексея – в селе Вазерки Бессоновского района была директором школы. К ним Таня - тётя моя - любила в гости ездить.
Александр Алексеевич служил на Камчатке, там и остался, потом стал начальником юстиции Камчатского округа, а Виктор Алексеевич строил Асуанскую ГЭС в Египте на реке Нил. Когда он приезжал в Ахуны на Подхоз, то они с моей мамой, сидя на крыльце, слушали Высоцкого на небольшом катушечном магнитофоне, который у него был. Таня тогда впервые узнала о Владимире Высоцком, потом пластинки с его песнями покупала, и мы любили их гонять на стареньком проигрывателе-приёмнике.
Жила моя бабаня с детьми мужа в добре и согласии, всегда о них говорила с уважением и даже гордостью. Как же было не гордиться такими детьми, хоть и мужниными. Они её тоже любили. Раису Алексеевну Таня, несмотря на то, что та была директором школы, всегда называла «няня Рая». Так и говорила: «Надо к няне Рае в Вазерки в гости съездить».
Я, конечно, деда Алексея не могу помнить, его не стало в 1963 году, а я родилась спустя два года, но про него часто рассказывали в семье. На стене над диваном в передней висела их с бабушкой фотография, как я поняла, со свадьбы, только бабушка на ней не в белом платье и не в фате. Платье на ней скромное тёмное с красивым белым кружевным воротничком. А дед Алексей в белой рубашке, чёрном пиджаке и в галстуке.
Так как я ни одного деда не видела в живых, то мне всегда казалось, что дед – это такой мудрый пожилой человек, которого в доме должны все слушаться. И когда я чего-нибудь наозорничаю или натворю что-нибудь, как с бабушкиным матрасиком на сундуке, то всегда на эту фотографию взгляну. А дед Алексей с неё так строго на меня смотрит, и мне уже озорничать не хочется, я ему говорю: «Я больше так не буду!» И дед вроде повеселее с фотографии на меня глядит.
В «передней» у бабани было много картин по стенам. Дело в том, что дед Алексей спустя время перешёл работать бухгалтером в Пензенский Союз художников, и художники часто ему свои картины дарили. Над диваном, повыше их с бабушкой фотографии висела огромная картина, изображающая лес и полянку. А в уголке на стене напротив, где стояла большая бабанина железная кровать, висели солнечные картины, изображающие поле с копнами сена на нём и людьми с вилами, а вдалеке лесок.
На одной такой картине у стога сидела маленькая кудрявая девочка с льняными волосами, с пухлыми щеками. Я часто рассматривала портрет этой девочки, и мне казалось, что щека одна у неё больше. Я думала: « Художник-то этот не очень, наверное, умел рисовать, одну щёку больше нарисовал». Однажды я так и сказала бабане. А та рассмеялась, и они с Таней рассказали мне про портрет. Оказалось, что на портрете Таня изображена, когда маленькой была. А щека одна больше, потому что дядя художник угостил её конфеткой, и эта-то конфетка на портрете у неё за щекой.
Над кроватью поверх ковра с оленями ( такие почти в каждом доме тогда были) висела картина, изображающая большой город с красивыми башнями и мощёной камнями площадью, по которой гуляли люди. Это была вечерняя Москва, Красная площадь на фоне закатного неба. О том, что за город на картине, мне Таня с бабаней тоже потом рассказали. Картина эта больше была похожа на фотографию, на ней не было видно мазков краски, как на других картинах. И я спросила у Тани, почему так.
- Потому что эта картина написана акварелью, а другие маслом.
- Как это - маслом? – не поняла я. – Тем, что в кашу бабаня кладёт?
- Да нет. Так масляные краски называют, - пояснила Таня.
Акварель я знала, мама мне покупала акварельные краски, и в садике мы тоже рисовали акварелью. Но так красиво, как этот художник, акварелью я рисовать, конечно же, не умела, поэтому эта картина мне нравилась больше всего.
Когда мы с братом оставались на каникулы у них на две недели, мы с Таней спали на большой кровати и я часто, засыпая, поглядывала на картину и представляла, как я однажды поеду в этот большой город и буду гулять по Красной площади и слушать, как бьют куранты.
А ещё я решила, что обязательно научусь рисовать так же красиво.
Фото-иллюстрация в свободном доступе в интернете
Свидетельство о публикации №220112600386