Дневник профессора Гарросса 26

                Из дневника профессора Гарросса

                13
        В рубке стало тихо. Так тихо, что я услышал бешеный стук своего сердца. Возникшую тишину сняла своим появлением Тетси.
        -  Здравствуйте, мальчики! – радостно поздоровалась она, войдя в рубку. – Что означает этот ужасный шум? Мы уже на Плутоне?
        Её весёлый, слегка легкомысленный тон вывел нас из транса. Первым зашевелился Пача.
        -  Знаете, доктор Стенли, - он сделал в её сторону несколько шажков, - там, за бортом, что-то происходит. Командир утверждает, что какое-то чудовище движется нам на встречу!
        -  Чудовище?! – у Тетси округлились глаза, не то от страха, не то от удивления. – Можно мне на него взглянуть?
        -  Мы только что собирались это сделать, док, - сдержанно ответил Джаксон, - так что присоединяйтесь.
        -  Сэр, - не удержался я, - и что, весь этот переполох из-за того, что там, в космосе, кто-то движется?
        -  Да. Автопилот обнаружил на своей траектории препятствие и поэтому остановил двигатель и разбудил нас, чтобы мы приняли меры.
        -  Но ведь это может быть какой-нибудь метеорит, астероид или другое какое небесное тело. Мало ли их во Вселенной? – я и в самом деле не понимал, из-за чего поднялась вся эта шумиха.
        -  Для них, профессор, у нас есть шесть самонаводящихся лазерных пушек, - Нокт говорил громко, отвечая не только мне, но и остальным несведущим членам экипажа, при этом он почему-то не сводил глаз с инженера-строителя, - и автопилот самостоятельно разобрался бы с ними. Но когда дело касается живых существ, автопилот должен немедленно известить нас об этом.
        -  Живых существ? – Джолтон побледнел. – Что вы несёте, командир? Вы хотите сказать, что там… живое существо? Да вы что, спятили?
        -  Только без истерики! – Джаксон повысил голос. – Спокойно, Джол! Спокойно. Живое существо – это не обязательно чудовище с тремя головами и шестью ногами. Это может быть и транспорт, перевозящий этих чудовищ…
        -  Что? – сразу уцепился Джолтон. - Вы…
        -  Я же сказал, спокойно, Джол, - оборвал его Джаксон, - и не портите нам воздух. Сейчас нам нужны ясные и светлые головы, а для этого требуется чистый свежий воздух. Да, чистый свежий воздух, - повторил он в задумчивости и повернулся к компьютеру.
        -  Колот, - обратился он к бортинженеру, - включи сканер. Может, мы сейчас сможем разглядеть его.
        Тот не заставил дважды себя просить. На центральном экране перед нами открылась завораживающая панорама космоса. Среди мерцающих звёзд мы легко обнаружили виновника тревоги. Его светлый силуэт сильно смахивал на сигарообразный корабль.
        - Да это же звездолёт! – удивился Видар.
        -  Похоже на то, - хмуро согласился Джаксон.
        Команда тесно обступила командира. Взгляд каждого был прикован к экрану. Чей это корабль? Кто находится в нём? Почему они летят нам навстречу? Чего они хотят от нас? Неужели это инопланетяне? Эти вопросы мучили не только меня. Судя по напряжённым лицам товарищей, их это волновало ещё больше. Они ведь были убеждены, что так далеко человечество ещё не летало и, следовательно, считали, что этот звездолёт не мог принадлежать к земной цивилизации.
        Признаться, у меня не было причин отвергать это предположение. Но я знал, что корабли Космического Общества летали ещё дальше и летали не раз. Возможно, это был один из звездолётов, возвращающийся после выполнения задания. А Всемогущий Синдикат?… Эта мысль резанула меня как скальпель. Синдикат, конкурируя с Космическим Обществом, тоже имел космодром, которым также пользовалось государство. Это мог быть и его звездолёт. Он знал про эту экспедицию, просунул туда своего человека и теперь… Но что ему нужно от нас сейчас? Что-то никакой логики.
        -  Сейчас мы попробуем рассмотреть его поближе, - внешне командир старался выглядеть спокойным, но голос выдавал его. – Колот, увеличь фокус.
Статтерт старательно застучал по клавишам. Небольшая фигурка мгновенно увеличилась, обретя отчётливые  очертания межпланетного корабля, чем-то отдалённо напоминавшего «четыреста второго Икса».
        -  Кто-нибудь может объяснить, что здесь происходит? – громко задал вопрос Джаксон и многозначительно посмотрел на меня.
        Я понял намёк, но только собрался ответить, как меня опередил Джолтон.
        - А разве не вы должны нам всё объяснить, командир? – разволновался он. – А мы бы с уд…
        -  Прежде чем кто-нибудь надумает высказать свою смелую гипотезу, - не слушая Джолтона, продолжил Джаксон, - я бы хотел дать некоторую справку. Если кто-то думает, что мы до сих пор крутимся вокруг Земли, то он глубоко заблуждается. Согласно показаниям компьютера мы пролетели  почти пятьдесят пять миллионов километров, и теперь находимся недалеко от Марса. Если то, что я вам сейчас сообщил, навело вас на какую-то мысль, то я готов вас выслушать.
        -  Выходит, нам повезло, - как-то неуверенно отозвался Пача, - мы встретили инопланетян. Только вот неизвестно, к добру ли это?
        -  Не забудь надеть свой лучший костюм, - съязвил Джолтон. – Мы обязательно должны им понравиться.
        -  А мне кажется, - подал голос Видар, тем самым помешав Паче отпарировать выпад Джолтона, - этого инопланетянина создавали у нас в Ронджоне. Уж больно он смахивает на корабли для долгосрочных полётов из серии «Икс». В восемьдесят девятом я готовился к полёту на такой посудине. Но потом меня почему-то отстранили.
        -  Лучше бы ты сказал, что мы спим в Палас-отеле, и это всё нам снится, - заметил ему Колот.
        -  Это слишком реально для сна, - заявил Джолтон. – К тому же, лично я сплю без сновидений.
        -  Это с голодухи, - предположил Пача. – Мы же не ели, наверное, с год.
        Точно, сразу пронеслось у меня в голове, по любому, мы не ели очень долго. Но, как ни странно, голода я не испытывал.
        -  Всего-то чуть меньше месяца, - уточнил Джаксон.
        -  А это что, мало? – возмутился механик, поглаживая свой истосковавшийся по пище живот.
        -  Нет, уж лучше спать в Палас-отеле, - мечтательно вставил Колот.
        Пока пилоты разговаривали, неизвестный звездолёт продолжал приближаться. Он не отвечал на сигналы и, не отклоняясь от курса, двигался  нам навстречу. Колот рассчитал скорости обоих
 кораблей. Получалось, если не принять экстренных мер, столкновение произойдёт через пятнадцать минут.
        -  Ослепли там, что ли? – раздражённо воскликнул Джаксон, не сводя глаз с экрана. – Колот, посигналь им ещё. А ты, Видар, приготовь пушку и держи их на прицеле.
        Бортинженер несколько раз включил и выключил прожектор, но звездолёт, не отвечая на сигналы, упрямо шёл прямо на нас.
        -  Дьявол! – вырвалось у него. – Что там у них с мозгами?
        -  Сдвиг по фазе, - отозвался Пача, - если у них есть мозги, разумеется. Если нет, значит, они такими родились.
        -  Идиоты! – выпалил в отчаянии Джолтон, злясь не понятно на кого.
        -  Странно, - вдруг пробормотал Джаксон и вытер со лба выступивший от напряжения пот.
        Он сказал это так тихо, что, пожалуй, кроме меня, стоявшего рядом с ним, никто больше и не услышал. Я с удивлением посмотрел на него и обнаружил, что выражение тревоги на его лице сменилось раздумьем.
        А корабль между тем приближался. Его уже можно было разглядеть в деталях: солнечные батареи, системы связи, даже телекамеры, но тщетно мы пытались обнаружить на нём хоть какую-нибудь надпись, чтобы определить, чей он. Возможно, она находилась на другом, невидимом для нас борту. А может, это действительно пираты? Или «Синди»? Я уже, честно сказать,  не знал, что и думать, и вопросительно посмотрел на командира. Он-то чего молчит и ничего не предпринимает? Но того, казалось, совсем не волновало, что произойдёт с нами через несколько минут. Он с отрешенным видом смотрел на экран и думал о чём-то своём.
        А тем временем по мере приближения незнакомца напряжение в рубке возрастало всё больше и больше. Атмосфера накалилась до предела, но Джаксон по-прежнему молчал. Корабль уже можно было наблюдать в иллюминатор. Ещё немного и… Пора было что-то делать. Раздумья командира, от которого зависела наша жизнь, слишком уж затянулись. Нужно сказать ему об этом. Но только я собрался открыть рот, как кто-то взял мою ладонь и крепко сжал её. Я сразу догадался, кто это сделал, и, повернувшись к Тетси, встретился с её глазами. В них не было ни страха, ни отчаяния. Они излучали тревогу и что-то ещё, что-то такое неуловимое и понятное только сердцу. И я понял, что она больше на меня не сердится. Душа моя мгновенно заполнилась счастьем. Несмотря на столь опасный момент, мне захотелось закричать от радости, обнять Тетси и закружиться с ней в бешеном танце. Из этого состояния меня неожиданно вывел неистовый крик Джолтона.
        -  Какого чёрта мы ждём, Джаксон? Когда эти безмозглые идиоты протаранят нас? Почему вы не приказываете стрелять? Почему мы ничего не делаем, чтобы предотвратить столкновение? Вы что, спятили и не понимаете, что сейчас произойдёт? Очнитесь, командир! Ещё немного и нас разнесёт на куски! Ну! – не дожидаясь ответа, Джолтон бросился к штурману. – Стреляй, Видар, пока ещё не поздно. Разве ты не видишь, что наш командир сошёл с ума? Стреляй! Или дай лучше мне…
         -  Закрой пасть, кретин! – неожиданно заорал на него Джаксон. – Сядь и утри нюни! Твои вопли мешают нам работать.
         Джолтон сразу сник, устало шлёпнулся в кресло и обмяк, словно держался на ногах только за счёт истерики.
         -  В нашем распоряжении четыре минуты, - как бы, между прочим, напомнил Колот.
         Командир снова уставился на экран. Лицо его, хотя и было бледным, выражало решимость.
         -  Всем сесть и пристегнуть ремни, - приказал он. – Будем делать манёвр. Пача, запускай вспомогательные двигатели. Видар сделай корректировку траектории влево. А ты, Колот, глаз не спускай с этого корабля.
         Работа тут же закипела, и напряжение сменилось надеждой. Мы расселись по креслам -  я рядом с Тетси, разумеется, - и тщательно пристегнули себя ремнями. Вскоре мы почувствовали под ногами легкий гул: заработали двигатели.
         -  У меня всё готово! – доложил Пача.
         -  У меня тоже! – оторвался от компьютера Видар. – Можно начинать.
         -  Сколько у нас времени? – спросил Джаксон, усаживаясь за рычаги управления.
         -  Шестьдесят секунд, - ответил Колот.
         -  Ну, давай, малышка, - ласково обратился к « Бриджитте»  Джаксон, - покажи нам, как ты умеешь прыгать.
         Он вывел двигатели на полную мощность. «Бриджитта» вздрогнула всем корпусом и рванула в сторону, уступив дорогу молчаливому незнакомцу. Затем Нокт сбавил мощность, ловко развернул корабль вокруг своей оси и, заглушив двигатели, пустил его в дрейф. Всё это было проделано быстро и лихо, как на легковом автомобиле. Что и говорить, Джаксон показал себя настоящим профессионалом и снискал этим всеобщее уважение.
        Когда манёвр закончился, мы отстегнулись и бросились к иллюминаторам левого борта. Неизвестный корабль спокойно проплывал мимо, предоставив нам на рассмотрение правый бок. В его хвостовой части зияла огромная дыра. У меня мороз пробежал по коже при виде этих рваных, оплавленных краев обшивки. Какая трагедия произошла с ним? А ведь в нём, возможно, были живые существа. Что они пережили в эту минуту? Живы ли они сейчас? Я попытался представить последние минуты космонавтов и этот взрыв… Если они летели на автопилоте, находясь, как и мы, в анабиозе, то они просто не поняли, что умерли. А что если система питания не повреждена, и они до сих пор ещё находятся в спячке? Я уцепился за эту мысль, как за соломинку, но развороченный бок не давал мне никакого шанса. И тут я впервые всерьёз подумал о предупреждении Голда о том, что нам может грозить в космосе.
        -  Это ужасно, - не выдержал я. -  погибнуть вот так, вдали от родины… Кануть в неизвестность…
        -  Они выполняли свою работу, - отозвался Нокт, - как и мы.
        -  И у нас ещё всё впереди, - ввернул Пача.
        -  Сплюнь, идиот! – накинулся на него Джолтон. – Нашёл время каркать!
        -  Боишься, что ли? – Пача добродушно улыбнулся, обнажив большие и редкие, как у лошади зубы. – Тогда не надо было соглашаться. Сидел бы сейчас у себя дома, держался бы за задницу какой-нибудь красотки и наслаждался бы жизнью.
        -  Не твоё дело, толстяк! – вспылил тот. – И не тебе указывать, что мне делать!
        -  Я ещё идиотам не указывал! – Пача, довольный, рассмеялся и повернулся ко мне. – Во, видали дурака?
        -  Сам ты такой! – огрызнулся Джолтон.
        Слушая их перебранку, я продолжал разглядывать таинственный звездолёт. Конечно, его искорёженный взрывом бок впечатлял. Возможно, поэтому я не сразу заметил две еле заметные буквы «и» и «с» и цифру «3» следующую за ними через дефис. Без сомнения это было окончания надписи названия корабля. «…ис-3», - повторил я про себя и на память сразу же пришло «Эвкалис– 3», название корабля, который нашёл Чиккорию. Так вот ты кто, таинственный незнакомец! Сообщив о своей находке на Землю, ты после, наверное, столкнулся с метеоритом, что вызвало взрыв в моторном отсеке, а может быть, какая-нибудь неисправность в топливопроводе стала причиной трагедии. Как бы то ни было, теперь это уже неважно. Этот смертоносный случай навсегда вывел тебя из строя и сбил с траектории, и теперь ты стал вечным космическим скитальцем. Что ж, вот и нашлась одна потеря старика Дуорта. И, вероятно, где-то так же неприкаянно плутают ещё три его творения, не вернувшихся из полёта.
        -  Н-да, - пробормотал я себе под нос, провожая взглядом погибший корабль. – Судьба…
        -  Вы что-то сказали, профессор? – встрепенулся Джаксон.
        -  Да, - спохватился я и, чтобы не вдаваться в объяснения, спросил его. – Скажите, сэр, а мы будем осматривать этот звездолёт?
        -  Нет, конечно, - не раздумывая, ответил тот.
        -  Почему, командир? – полюбопытствовала Тетси, решив, наверное, поддержать мою затею. Возможно, ей самой стало это интересно. – Неужели вам не хочется узнать, чей это корабль?
        -  А какая теперь разница, доктор? – тот  вопросительно посмотрел  на неё. – Чей бы он ни был когда-то, теперь это корабль - призрак. Если на нём и были живые существа, то от взрыва они все погибли. Я уверен, что внутри корабля, кроме расплавленного металла вы ничего не найдёте.
        -  Но, возможно, кому-то из них всё же удалось выжить, - предположила Тетси.
        -  Вряд ли, - ответил на это Джаксон. – Если кому-то и удалось всё-таки выжить после такого взрыва, доктор, то разгерметизация корпуса всё равно лишила его шанса остаться в живых.
        -  И всё же, - настаивала Тетси, - обследовав его, мы могли бы что-нибудь выяснить.
        -  А что вы хотите выяснить, доктор? Вам непременно хочется  узнать, кто летел в этом корабле?
        -  А вам разве не интересно?
        -  Я же сказал…
        -  Извините, сэр, - встрял я в этот бесконечный разговор, который уже стал раздражать Джаксона. – Кажется, я смогу удовлетворить любопытство нашего доктора.
        -   Да? – Джаксон обернулся ко мне, и его удивлению не было предела.
        Остальные члены команды были ошеломлены не меньше его и с недоумением уставились на меня.
        Конечно, зря я это сделал. Моя осведомлённость вызовет у командира лишь новую вспышку недовольства мною. Но непонятная настойчивость Тетси, меня тоже стала раздражать, и я не выдержал. К тому же, команда должна знать, кто стал виновником их раннего пробуждения.
        -  Это как же? – спросил Джаксон, напомнив этим, что задал мне вопрос, на который жаждал услышать ответ.
        Что ж, отступать было уже поздно, и я заявил:
        -  Я знаю, чей это корабль.
        -  Это что, шутка такая? – рассердился он на это. – Пока мы с доктором Стенли дискутировали, вы что, успели за это время сбегать на тот корабль и всё о нём узнать?
        -  Для этого совсем необязательно было надевать скафандр, сэр, и, тем более, рисковать жизнью для того, чтобы выйти в открытый космос, - ответил я. – Если этот эвездолёт всё же вас заинтересовал, то я могу кое-что рассказать о нём. Если хотите, конечно.
        -  Конечно, хотим, профессор! – ожил Пача. – Ещё как хотим! Вы нас так заинтриговали!
        -  Мы вас внимательно слушаем, профессор, - сказал Видар, весь напрягшийся от ожидания.
        -   Не стесняйтесь, профессор, - поддержал его Колот.
        - Что ж, тогда я тоже с удовольствием послушаю, - сдержанно согласился Джаксон.
        -  Давайте же, профессор, - в нетерпении подтолкнула меня Тетси, - не томите нас.
        -  Не хочется тебя разочаровывать, Пача, - начал я, - но это были не инопланетяне. Как это ни странно звучит, но Видар угадал. Я не знаю, где собирали эту игрушку, но я точно знаю, что она принадлежит Космическому Обществу и её зовут «Эвкалис – 3».
        -  Извините, профессор, - прервал меня Джолтон, - но откуда такая уверенность? С чего вы взяли, что это именно «Эвкалис– 3»?
        -  Чтобы узнать это, нужно было просто повнимательнее посмотреть на корабль, Джолтон, а не устраивать истерики. Взрыв уничтожил почти всю надпись. Но почти. Мне удалось разглядеть её окончание: «…ис – 3». Это и дало мне возможность установить его название. Пилотируемый корабль «Эвкалис - 3» стартовал с космодрома Космического Общества около сорока лет назад…
        -  Когда? – обескуражено переспросил Видар, и его вытянутое лицо вытянулось ещё больше.
        -  А вы неплохо осведомлены об этом полёте, - едко заметил Джаксон, справившись с  собой.
        -  Так уж получилось,  что я об этом знаю, - ответил я.


Рецензии