Негодяй

      Начало девяностых. «Мегафон» только что начал осваивать просторы России.  Постепенно стали появляться в разных районах республики его вышки. Об интернете, что это такое, и с чем его едят, знали единицы. О компьютеризации населения не было речи. На человека с сотовым телефоном смотрели как на дурочка. Идёт, например, здоровый мужик. Ни с того ни с сего  начинает говорить сам с собою. Чудно.
     Компьютеры и сотовые телефоны стоили дорого. Денег ни у кого не было. А какие деньжонки раньше были – все пропали. На работе перестали платить зарплату. Народ попросту голодал. Выживали за счёт родителей в деревне. Ели соленья и картошку. Какие сотовые и компьютеры? Не до жиру.
     А в это время с запада хлынул поток старой компьютерной техники. На свалку выбрасывать было дорого. Предприимчивые люди всеми правдами и неправдами везли технику из-за бугра. Здесь, в России, продавали её за большие деньги.
     Даже в офисах стояли огромные ящики, называвшиеся электронно-вычислительной техникой. В университете, в котором я тогда училась, компьютеры представляли собой допотопных огромных монстров, программы которых постоянно зависали и сбивались. А руководство универа гордилось, что у них продвинутое учебное заведение. Приезжим иностранцам показывали, как тут у нас всё компьютеризировано и модернизировано. А когда поворачивались к гостям  спиной, те крутили вдогонку пальцем у виска да подхихикивали.
      В учебной программе появился новый предмет. Вычислительная техника. Видимо, преподавателей сей специализации готовили на каких-то курсах в крупных городах. Руководители факультета с них пылинки сдували, всячески лелеяли и холили, так как потратили на их переобучение бешеные деньги. Постепенно, почуяв свою неуязвимость и безнаказанность, сами преподаватели предмета превращались в монстров. Действие этих оборотней студенты ощущали на себе, особенно заочники. 
      Вот и нам не повезло. Сначала учёбы было организованно две группы, в которых насчитывалось семьдесят пять человек. Это оказался второй экспериментальный набор студентов по сокращённой программе обучения на базе уже имеющегося технического образования. Собрали нас с разных городов и республик. На сессии люди приезжали из Белоруссии, Казахстана, Киргизии  и, конечно, с разных городов и предприятий нашей республики. До финиша дошло пятнадцать человек. Много студентов отсеялось после сдачи экзаменов по начертательной геометрии и, само собой, вычислительной техники. Планка сдачи зачётов и экзаменов, поставленная преподавателями предметов, оказалась для многих непосильной.   
      Задания по вычислительной технике включали в себя умение составления программ. А где брать материал? Интернета и компьютеров ни у кого не было. Мне пришлось обратиться к девчонкам, которые только что окончили университет и работали во вновь созданном отделе программирования у нас на заводе. У них было математическое образование с навыками составления программ. Задания были решены. Но их ещё предстояло защитить и рассказать, что откуда взялось, и как такое получилось. Не отходила от девчонок, пока мне буквально на пальцах они объяснили, что должно получиться в том или ином случае при составлении программы.      
       Подошло время экзамена. К восьми утра группа собралась в аудитории. Пришёл преподаватель. Среднего телосложения и невысокого роста. Лысоват. Не красив. Но с лоском. Начался экзамен. Держал он каждого человека возле себя подолгу. Одного за другим стал отправлять людей до встречи с ним вновь на пересдаче. Разрешил пользоваться книгами, выходить в туалет. Приближалось время обеда. Некоторые отпросились в буфет за пирожками.  Вроде не человек, а само благородство. Завечерело. Включили свет. Преподаватель занимался своими делами. Уходил, приходил.
       Некоторые молодые дамы приезжие и местные стали проявлять интерес к преподавателю, балагуря с ним на разные темы. Он с удовольствием принимал их внимание к своей особе, но оценки не ставил. Слащаво улыбаясь, предлагал встретиться ещё раз. Ну, просто, Стокгольмский синдром. 
       Наконец, наступила моя очередь сдаваться. Все свои программы и задания взяла с собой. Закрыв листком задачу, он оставлял её условие. Я вновь писала решение. Всё, что было в тетради от корки до корки, пришлось решать заново. Хорошо, что накануне, зная скверный характер этого препода, пользуясь опытом людей предыдущей группы, которые нас просто предупредили, что это за человек, заучила наизусть решения и ответы. Наконец, наступило время составленных программ. Преподаватель, закрыв тетрадь, давал задание, на которое нужно составить программу. Я писала. Кое-где с лишними переходами. Но у меня, всё-таки, получилось.
       Как всегда, верней, часто такое бывало, что в стрессовых ситуациях мной овладевало совершеннейшее спокойствие и безразличие к окружающей меня действительности. Так и тогда, на сдаче экзамена по вычислительной технике. На происходящее действо я смотрела как бы со стороны. Надоело, наверно, преподавателю надо мной изгаляться, взял он мою зачётку, и мелким правильным почерком, соответствующим его характеру, вывел – «удовлетворительно». Когда я вышла из аудитории, часы показывали половину восьмого вечера. От нервного напряжения и голода, за день так и не пришлось поесть, у меня слегка кружилась голова.
      Вместе со своей однокурсницей мы вышли на улицу. Нас обдало холодным сухим воздухом, от которого захотелось кашлять. Тогда стояли сильные морозы, ниже двадцати градусов. От корпуса, в котором учились, пошли на остановку. Кроме нас вокруг никого не было. Вдруг прямо наперерез нам на тротуар с дороги выехала иномарка, в ней сидело четверо молодых людей. Высунувшись из машины, внимательно оглядев нас с ног до головы, ни слова не говоря, братки развернулись и уехали прочь. Они думали молодки идут, а тут дамы в годах. Мы сами чуть не оказались в ситуации «из огня, да в полымя». Так нелегко доставалась учеба. Но это ещё не конец истории про негодяя.
                ***    
       На следующий день я узнала, что экзамен по вычислительной технике сдали пять человек. Двум молодым симпатичным дамам преподаватель назначил свидания. Как ни странно, они оказались не прочь интрижки с ним. И превратились тут же в сексуальных рабынь, пользовал их он почти до самой защиты дипломной работы. Между дамами разыгралась борьба, кто быстрее окажется в койке препода. Днём в своей квартире он «занимался» со студентками. Вечером приходила с работы сожительница, наводившая в доме порядок, готовившая жрачку для любимого мужчины, который так и не удостоил её предложением выйти за него замуж. Наши однокурсницы, не стесняясь, рассказывали, как было у него в квартире, какая женщина жила с ним бок о бок.
       С другого товарища по несчастью препод вымогал детали к машине, из раза в раз, отклоняя попытки студента подсунуть зачётку за очередную принесённую зап. часть. Итак, почти до конца учёбы, пока откладывать уж дольше не было возможности. С третьего студента преподаватель вымогал детали к электронной технике. Выяснял, кто чем занимался на работе, что с кого ещё можно взять. Нет. Он был честен до конца. Деньги не требовал, в зачётку отметки поставил. Вся группа знала, кто у него в должниках.
       Конечно, хвостатость ликвидировать надо было вовремя. Иначе, следующая сессия будет неоплачиваемой. В то сложное время безденежья никому не хотелось ходить в должниках. Но, увы. На преподавателя по вычислительной технике ни уговоры, ни просьбы, ни всяческие там подношения в виде неодушевлённых предметов или одушевлённых, как то: тело, не имели никакого воздействия. Одним словом - Негодяй.

        25.11. 2020 года. Фото автора.


Рецензии
Здравствуйте, Елена!
Эх… прочитал Ваш рассказ и разрыдалась моя душа, придавила грусть – досада, сожаление раскалённым железом расцеловало моё сердце. И чего я не пошёл преподавать в университет, когда предлагали? Ходил бы в костюмчике, наслаждался бы юными особами, был бы у меня большой кожаный портфель для взяток. Но… это в 90-х, а сейчас девицы того и гляди сами обвинят в домогательстве даже и без всяких причин в надежде отжать профессорскую зарплату, что же порождения эпохи потребительства, стяжательство их идол. Взятки – Боже упаси за бутылку коньяка посодют. Только и остаётся пилить бездарно раздаваемые государством гранды, имитируя научную деятельность. Скукота. Хороший у Вас рассказ получился, жизненно – философский, порождающий извечный вопрос: «Почему именно негодяям вольготно живётся?»

Владимир Дубенский   01.02.2023 18:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.