Фра Беато Анжелико. Осмеяние Христа
Келья 7, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Эта фреска украшает монастырь Сан - Марко во Флоренции. Монастырь стоит на месте, на котором с 12 века находился сначала монастырь монашеского ордена валломброзианов, а затем - монастырь ордена сильвестрианцев. В 1418 они были изгнаны и в 1438 монастырь отошел доминиканцам.
В 1437 году Козимо деи Медичи – правитель Флоренции, один из старейших представителей могущественного рода тосканских герцогов , приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь. Перестройка Микелоццо дала новую жизнь обветшавшему зданию.
Фра Беато Анджелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря, и эта работа была проведена им и его помощниками (среди которых был Беноццо Гоццоли) в период с 1439 по 1444 год. Церковь была освящена в 1443 году в присутствии Папы Евгения I.
Настоятелем Сан-Марко в 1491—1498 годах был известный доминиканский священник Джироламо Савонарола. Сохранилась и доступна для посещения келья, в которой он жил, а также его портрет, выполненный его приверженцем Фра Бартоломео.
Монастырь Сан-Марко содержит большое количество работ, в основном, фресок, итальянских художников эпохи Раннего Возрождения, в том числе, Фра Беато Анджелико, Беноццо Гоццоли, Доменико Гирландайо, Фра Бартоломео, Алессио Бальдовинетти и многих других. Особенно стоит отметить работы Фра Беато Анджелико: «Благовещение», «Распятие», «Страшный суд» и алтарный образ «Мадонна со святыми».
В настоящее время монастырь превращён в музей ( Museo Nazionale di San Marco). Расположен на площади Святого Марка во Флоренции.
ОСМЕЯНИЕ ХРИСТА.
Сцена - одна из самых известных в цикле благодаря необычайной лаконичности, с которой трактуется священный эпизод. Позади Девы и Святого Доминика , как будто это проекция их отражений, находится в треугольной композиции центральная фигура Христа.
Христос сидит в строго фронтальном положении, на фоне прямоугольного занавеса с изображенными на нем символами Страстей. Использование эмблематической иконографии, известной еще треченто, в данном случае могло быть продиктовано стремлением отойти от драматизма действия и повествовательности, сопряженных обычно с трактовкой этой сцены.
Христос сидит в комнате с простыми ровными стенами, одетый в белую мантию и тунику, которые написаны с особой тщательностью ,объемной завершенностью, что делает его похожим на драпировку мраморной статуи.
Большая плита белого мрамора под ним добавляет светящейся белизны, окружающей его. Его глаза завязаны платком, на голове – терновый венец.
За ним находится экран, подвешенный на гладкий фриз, с изображенными на нем символами его унижения: головы плюющего солдата, рук бьющих его, руки и палки, прижимающей терновый венец к его голове.
На низкой ступени на переднем плане картины сидят Мадонна и святой Доминик, они не глядят на Христа, а сидят к нему спиной, погруженные в глубокую медитацию. Святой Доминик в безмолвном чтении был образцом для подражания для монахов, фигурой, которая подсказывала позицию, которой необходимо следовать.
Этот тип иконографии существовал и в четырнадцатом веке, но здесь Анджелико предпочитает подчеркивать повествовательные аспекты сцены, а не насильственные.
Сцена передает ощущение неподвижности, которое подчеркивает плоский фон, изолируя главную фигуру и избегая любых отвлекающих факторов, которые уводят разум от границ сцены. Композиционная простота только умножает ясность сцены.
Свидетельство о публикации №220112600780