42 Легенда Екатерина. Сырой кирпич

ЛЕГЕНДА ЕКАТЕРИНА. Часть 42. Страничка истории № 21. Сырой кирпич.

"А что есть красота?
Сосуд в котором пустота,
или огонь, мерцающий в сосуде?"

 На этот раз историк Джоннотан и мисс Джейн прошли в подземелье, в тайную библиотеку древнего дворца. Джейн пробежала рукой по полке с книжками. И достала одну из них, они решила просто пролистать страницы в поисках картинок. У нее в руках оказался небольшой псалтырь времен рыцарства в красивой расписной обложке. Она рассматривала древние рисунки с неподдельным интересом.
 Мистер Джоннотан рассказал ей такую историю, с которой мы не можем не познакомить и Вас, дорогой читатель.
-Мисс Джейн, рад Вам сообщить, что эта вещица интересовала не только Вас. Когда-то в былые времена, это была карманная книга девушек этого рыцарского рода, чей щит мы видим на обложке псалтыря. То есть это была любимая книжка, предназначенная для пения. Древние книги были рукописные. Существовала даже такая работа: писец. Вообще все писцы древних крепостей были обязаны уметь писать. Конечно, этой грамоте были обучены и сами юные девушки. Что входило в эти обязанности: во-первых, умение держать перо, другими словами уметь красиво писать. Но к умению писать, необходимо было писать стихами. Был закон: писать исключительно в стихотворной форме. От чего эти книжки часто называют стихослов. Писали чернилами из небольшой чернильницы. Все древние книги – это псалмы, где в стихотворной форме описывались важные события, о любимом историческом персонаже: образ человека, либо бога. Писец обязан был приукрашать действительность. Эти псалмы нельзя было просто читать, их нужно было петь под лиру, или арфу. В любую свободную минутку, которая выдается, например прогулка-путешествие по лесу верхом на осле, девушка доставала свой любимый псалтырь, что-то вроде нашего дневника, и распевала песенки под звуки птиц и шумящей листвы деревьев. Мимо крепости иногда проходили бродячие бедные люди, они распевали песенки, показывали фокусы с ручными зверьками. Они заходили в крепость через мост рва с водой, исполняли свои номера во дворе крепости или во дворце перед столом. Во дворе люди выглядывали из окон вторых этажей домов. Они слушали музыку, песенки, и смотрели представления, в благодарность из сочувствия к беднякам, бросали монеты под ноги музыкантам. Во дворце их называли шутами и бросали им объедки со стола. И бродячие артисты шли дальше, в другую крепость, до тех пор, пока не находили себе приют под крышей одного из домов. До нас дошли только сказки, где есть эти бродячие музыканты. В наше время книги претерпели множество изменений в правилах обращения, что и само предназначение книг значительно изменилось. В этой книжке каждому событию предлагается красивая картинка, которая тоже может быть приукрашена. Некоторые события нужно было иллюстрировать по определенному правилу, например, страдания человека, перенесенные от смерти изображались виде апокалипсиса. Поэтому на картинке присутствовала лодка и некое священное страшное животное, чудовище, которое уносило человека в мир Иной, либо вместо животного изображали другого человека в страшной маске или колпаке. Конечно сами рыцари, когда собирались в поход, знали, что без нападения диких племен или вражеских отрядов не обойдется. Они на войну одевали шлемы с изображением животных, птиц, чудовищ. Например, рыцарь одевал шлем с рогами, и было впечатление, что не человек, а рогатое страшное чудовище скачет на коне. Это чудовище было покровителем рода, его изображали на флагах, латах, щитах, книгах, как личная марка рода рыцарей. Эти книжки сохранили рисунки быта того времени. Многое из этого нам кажется знакомым. Но многие секреты мы уже не в силах понять, время безжалостно уносит их навсегда, что очень жаль.
Джейн нашла картинку, где девушка играет на гуслях. У нее необычная прическа как два рога луны-полумесяца: на гибкую палку намотаны волосы. два конца палки соединены застежкой над лбом, либо завязочкой. Вокруг головы образовался круг из волос. Это напоминает рога идущие от шеи к лбу.
 Внезапно мисс Джейн застыла от удивления того, что видит на картинке, она приглушенным голосом произнесла:
- Посмотрите, мистер Джоннотан, что я неожиданно для себя нашла. Я и не подозревала, что здесь может быть такое: оказывается, даже женщины сами могли делать из цемента себе дом и крепость.
 Джоннотан посмотрел на изображение в книжке и ответил многозначительно:
- Перед нами полигональная кладка. Но техника достаточно любопытная, и неизвестная мне. Трудно понять, что здесь происходит.
 Джен сказала:
- У меня в голове роятся множество вопросов, которые противоречат сами себе. Как могут две девушки голыми руками сделать огромную стену сами в один момент? И как могут хрупкие девушки поднимать огромные кирпичи? Здесь на рисунке кирпичей уже достаточно много сложено в стену. Если честно у меня это не укладывается в голове. На ум приходит только сказка, что картинка приукрашена и служит для учебы строительства. Мне известно, что в те времена не ложили раствор между кирпичами. Это видно фотографиям древних построек. Как эти постройки стоят до сих пор и не разрушаются? Как камни держатся между собой, и не распадаются? Но на этом рисунке у девушки в руках мастерок, и рядом стоит корытце с раствором, и вокруг множество остатков от раствора. Если это не раствор, то что же это? Что за перья вокруг них валяются, осколки от кирпича разного размера? Не заботятся об обрезках, они валяются в беспорядке на зеленой траве.
 Джоннотан ответил ей:
-Но здесь ничего не показано, что они обжигают и долбят и пилят твердый кирпич. Значит это не осколки, а части от кирпича. Секреты этого строительства утрачены. И по этому рисунку я понял почему камни подходили друг другу и были подогнаны и отрезаны очень идеально. Потому что ложили сразу сырой кирпич на стену. Приминали его, чтобы было ровно, лишнее срезали. Да, здесь мы видим, они делают сначала кирпичи, а потом ложат их на место для стены. Они делают стену-круг возможно для башни из кирпичей размером с небольшие коробки: длина локоть, ширина и толщина  ладонь. И кирпич все еще мягкий как глина или тесто. Они режут мягкий кирпич как масло.
 Мисс Джейн заметила:
-Здесь видно, деревянную прямоугольную невысокую форму. Но она невысокая для кирпича. Это инструмент, для обрезки кирпича? И эта форма похожа на рамку от картины, не острая даже, из досточек шириной в два пальца. А может это небольшое прямоугольное корытце? Потому что в форме уже есть цемент, и она стоит на кирпиче так, что если бы не было дна, то цемент бы выпал на траву. А здесь он не выпадает. Наоборот, девушка держит в руке мастерок, чтобы приминать цемент ровно. Цемент не жидкий, он лежит горкой как тесто. А может быть этот цемент тот же по составу как и эти кирпичи? Там, где были несовпадения, они добавляли раствор еще из корытца, лишнее срезали. Мне на ум приходит только один вариант кладки: форму для кирпича ложили уже на место для стены и туда накладывали раствор.
 Джоннотан ответил: Древний цемент был не жидкая масса застывающая быстро. А вязкая масса, похожая на глину или пластилин. Из нее можно было лепить, можно было наполнить форму любую,  уложить полусырые кирпичи, они растекались так, что все щели заполнялись сами. Эти кирпичи можно было нарезать. Причем резалось легко как масло. Можно было оставить отпечаток следа, или травы, листьев. К этому сырому кирпичу могли приложить форму с узором или печать и надписью. Могли просто ножом написать слова. Могли оставить отпечаток руки или стопы. Могли сделать слепок лица и приложить слепок к еще мягкому камню. Когда масса застывала, и с годами становилась только крепче.
 Джейн ответила:
-Странное впечатление, что в раствор добавляли масло, камни гладкие и по фактуре многослойные как куски теста, такая гладкость может быть от рук в масле. Такое тесто бывает только из муки и масла, и очень немножко воды, без яиц. После печи это тесто становится песочным. Наверняка во время строительства вокруг играли дети. они собирали остатки цемента и лепили из него фигурки, или просто круглые комки, которые стали гладкими камнями. Как в сказке, как будто все камни на свете рукотворные, остались от строительства домов. Возможно даже, что это строительный мусор, который нам оставили предки. Но куда могли исчезнуть небольшие камни-фигурки? Возможно они служили несколько веков куклами, которые сломали. А до наших дней сохранились только большие фигуры.
 Джоннотан сказал:
-Возможно эта техника сейчас в страшном секрете: изготавливают не только камни, полудрагоценные и драгоценные камни, от этого имеют доход. Но появилось новое веяние стеклянная сказка: люди делают вещи из стекла. Но для этого используют специальную печь. Я слышал про еще один современный секрет: делают мозаику из клея. Определенный состав порошка разводится растворителем. Получаются изделия, напоминающие стекло. Их можно окрашивать в любой цвет еще в порошке. И тогда получаются изделия похожие на камни, мрамор... Используют формочки очень небольшие как конфетные: мозаика-квадратики 2 см. Но этот раствор жидкий и его нужно заливать в формы. Клей застывает за полдня. Затем стекляшки нужно обрабатывать-шлифовать вручную. Эта картинка возможно была нарисована годами позднее, когда техника строительства была схожа с нашей, то есть картинка-подделка.


Рецензии