Несколько слов в защиту лицемерия!

 
В нашей культуре традиционно принято осуждать лицемерие как порок и грех. Сразу в памяти всплывает твёрдая, решительная критика, высказанная Спасителем в отношении фарисеев, проявивших в напускной набожности худшие черты ханжества и двуличия.


 В оправдание фарисеев добавим лишь полстроки. Не будь в те годы в Палестине революционной религиозной ситуации, их начётничество, формализм и банальное обрядоверие вполне бы сошли за норму. Они тупо попали под раздачу,  в общем, как всегда: «наградили непричастных, наказали невиновных!»



Попытаемся обобщить множество определений лицемерия, выделив наиболее значимые параметры. То, что лицемер негодяй, держит за пазухой дурные мысли, знают все.


Он же,  плут, говорит окружающим всякие приятные слова, хотя думает совсем не то, что заявляет. Ну, а как насчёт дел? А вот тут-то, как говорится, полная нестыковка!


Лицемер всю жизнь совершает только благостные поступки. Да ну, скажите вы, какой же он в таком случае лицемер, то есть пройдоха там, короче, мерзавец, прощелыга и всё в таком же ключе, если всю жизнь добро творит?!


 И какая же выгода лицемерить? В том-то и дело, что никакой выгоды нет. И лицемерами люди становятся не по своей воле. Такими их делает окружающий мир.
 


Общество, совершенно не интересуясь внутренним духовным состоянием индивида, безапелляционно  требует, чтобы он полностью соответствовал высоким нравственным критериям.


 И, в общем,  не важно,  насколько трудно это даётся конкретной личности. К тому же, вопрос о том, что можно рассчитывать на некую компенсацию за усилия, а порой и сверхусилия, в борьбе с собственными страстями и влечениями, даже не ставится!


Внутреннее равновесие субъекта - это его сугубо частная проблема. Тот же самый первоисточник указывает однозначно: «Воздастся по делам их».


 И член коллектива вынужден  жить за пределами своих духовных  возможностей, то есть в непрестанном надрыве.  Ведь истинные потребности неизменно остаются неудовлетворёнными.


Страсти и влечения загоняются в дальние углы души,  а   требования культуры воспринимаются как постоянный гнёт.   



Это ощущение   дискомфорта и беспокойства ведёт к когнитивному диссонансу и жгучему желанию разорвать порочный круг. История полна примеров,  как эти вопросы решались подспудно.   



Выход из сложившейся парадоксальной ситуации мы видим только на пути пересмотра дефиниции лицемерия. Что, если взглянуть на лицемерие как на адаптационный механизм эволюции?!


 Homo sapiens изначально эволюционировали как социальные существа. Совершенствование общества было не менее важно, чем развитие индивида.


Отсюда и появление таких вредных для особи, но полезных для коллектива человеческих качеств как альтруизм, честность, порядочность, добродетельность.


Здесь же кроются корни религиозности, самоотверженности, желания творить добро, а не зло.


Заметим, что сапиенсы эволюционируют всего  лишь каких-нибудь двести тысяч лет. И за этот, весьма короткий для биологических часов, период времени, далеко не все индивиды получили необходимые, высоко ценимые в обществе гены. Однако тренд налицо.


Все религии, идеологии, учения, включая тайные, однозначно говорят,  где Добро, а где Зло. В этом плане креативностью не отличались  ни поклонники кровожадных богов ацтеки, ни людоеды маори!


Нравственность  и, в первую очередь, общественная мораль победили в рамках социума. Все знают, что такое хорошо и что такое плохо. И каждый понимает, что если все будут делать плохо, социальная система рухнет, похоронив под собой всех и каждого.


Поэтому, если сам не можешь соответствовать высоким идеалам, хоть соседа заставь. А кто-нибудь и на тебя надавит. И здесь лицемерие становится могучей подсказкой эволюции, палочкой-выручалочкой.



Осталось, закрепив теорию практикой, рассмотреть несколько конкретных примеров из нашей обыденной жизни.



Прирождённый садист, сублимируя порочную страсть, выбрал для себя профессию  хирурга. Несомненный лицемер, он всю жизнь кромсал своих пациентов. И заслужил при этом почёт и уважение.


 Уж ему-то, ввиду природной сущности, изначально понятно, как надо резать. Готов ли кто-нибудь заявить: лучше бы этот человек до конца оставался честным перед собой и людьми, и резал пациентов, то есть жертвы, не на операционном столе, а в подворотне?!



Патологоанатом. Чем может привлечь данный вид деятельности, кроме искренней любви к трупам?!


Оговоримся сразу, для лучшего абстрагирования мы не учитываем того обстоятельства, что большинство людей профессию не выбирают, а занимают вакантные места по стечению обстоятельств.



Мужчина – гинеколог. В мужском отделении бани даже старуху не поставят на место банщика. И наоборот.  В ИТУ, то есть на зоне, заключённых женского пола  имеют право досматривать только сотрудницы женщины. Не положено иначе!


А тут такое, куда только мужья смотрят.  Этого мы не знаем.  А вот в какое место  направляет свой взгляд мужчина-гинеколог, известно хорошо.  Ну, и что заставило его среди множества вариантов врачебной специализации, выбрать именно этот?!



Убойщик на скотобойне. Конечно, тут уровень сублимации не запредельный, особенно, если накатить стакан-другой. Тем не менее, кровищи-то хватает!



Юрист, который хочет быть судьёй, а не адвокатом. Как без лицемерия объяснить его мотивацию?  Допустим, он пошёл в судьи просто за деньгами, взятки брать. А если ему нравится судить?!



Снайпер не хочет быть садоводом: «должен же кто – то Родину защищать!». Представим, что он, борясь с лицемерием, реально уйдёт в  каменщики. Так и на самом деле за  родную землю заступиться будет некому.



Надеюсь, данный взгляд на роль и значение лицемерия в жизни общества, может показаться и интересным,  и полезным.

 


Рецензии
ЛЕВ!

читал исследование о том что мозг неандертальцев был массивней а кроманьонцев меньше изза развития лобных отделов социальных связей-умели делиться добычей...
и неандертальцы не выжили...

а сейчас полагают пошёл как бы обратный процесс...

с добр нч!

Ник.Чарус   12.04.2021 12:18     Заявить о нарушении
Ник, всегда рад Вашему появлению на моей странице! Вдвойне приятно, когда читатель понимает о осознаёт написанное автором. Вы, несомненно, из этой категории.

Лев Хазарский   12.04.2021 15:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.