Сила слова

Владение словом
Слово - центральная единица языка.
Мы живём в мире слов и нам необходимо просто говорить о сложном или, просто о постом. Неумение подобрать подходящие слова в подходящей ситуации может привести к непониманию и не умением побеждать в словесных баталиях. Вы наверняка вспомните несколько случаев, когда люди говорили абсолютно неуместные слова в абсолютно неподходящее время.

Иногда чем меньше вы говорите, тем большего эффекта достигаете. Есть принципы:
1. «Никогда не упускай возможности помолчать».
2. «Лучше молчать и оказаться глупым, чем заговорить и развеять все сомнения»;
3. «Не разговаривайте. Если не можете сказать что-то лучше, чем тишина».

Иногда чем меньше вы говорите, тем большего эффекта достигаете.
Иногда можно убедить человека, предложив ему первоначальную идею и позволив додумать остальное.
Иногда если позволить человеку закончить предложение или связать факты воедино, можно завоевать его поддержку и согласие.
Пословицы
Много говорено, да мало сказано.
Лучше не досказать, чем пересказать.
Слушай больше, а говори меньше.
Говори с другим поменьше, а собой побольше.
Лишнее говорить – себе вредить.
От одного слова – да на век ссора.
Молчанкой никого не обидишь. Кто молчит, не грешит.
Кстати промолчать, что большое слово сказать.
 Добрый час молвить, в худой  промолчать.
Где много слов , там мало правды.
Долго думал, да хорошо сказал.
Коротко, да ясно, от того и прекрасно.

***
Автор: Джозеф Маккормак
Короче: меньше слов – больше смысла (Д. Маккормак)
Аннотация

 Нечеткие сообщения не достигают цели.
Книга построена вокруг новой формулы ADD: осведомленность (awareness), дисциплинированность (discipline), решительность (decisiveness).
Часть первая – «Осведомленность». В ней разъясняется, почему нужно придерживаться высоких стандартов краткости речи.
Часть вторая – «Дисциплинированность». Описывает концепцию BRIEF, которая используется для формирования ментальной мышечной памяти, необходимой для эффективной коммуникации.
Часть третья – «Решительность». В ней рассматривается умение распознавать ключевые моменты, когда необходимо четко передать самое важное.
Краткие выводы
Краткость – это один из вариантов для выбора
Примите за аксиому, что краткость – это закон общения.
BRIEF берется за решение проблемы, которая не исчезнет, пока мы не научимся эффективно доносить информацию и не сделаем так, чтобы наши идеи выделялись.
Часть первая. Осведомленность
Повышенная осведомленность в мире, который жаждет краткости
Глава 1. Почему краткость жизненно необходима
________________________________________
Основы краткости
«Недосказанные 600 слов», или Как справиться с многословием
Человек произносит около 150 слов в минуту, хотя обработать может в пять раз больше – до 750.
Явление, при котором вы думаете о своем и при этом активно участвуете в постороннем разговоре, называется «недосказанные 600 слов». Этот процесс происходит постоянно и выглядит следующим образом. Человек произносит около 150 слов в минуту, хотя обрабатывать может в пять раз больше – до 750 слов. Поэтому, когда кто-то говорит, у вас в запасе есть 600 слов в минуту для размышлений на другую тему. Этот мыслительный резерв присутствует всегда, когда вы говорите или слушаете. Вот причина многих проблем, делающая краткость необходимой. Однако у этого явления есть определенные последствия:
• Иногда наступает информационный потоп. Во время разговора у вас появляются идеи, которыми вы неожиданно для всех начинаете делиться.
• Это действует как спусковой крючок. Когда вы говорите или слушаете, любой посторонний раздражитель может привести к потере концентрации.
• Им необходимо управлять. Говоря или слушая, вы ответственны за управление своими «недосказанными 600 словами».
Кто должен приспосабливаться, если сообщение не воспринимается
Современное многозадачное мышление – это преграда, а краткость – ключ к ее преодолению. Если вам кажется, что выделенный час – это возможность до последнего откладывать самое важное, то вы непременно проиграете. Вы потеряете аудиторию (неважно, одного человека или сотню) в первые пять минут. Но если вам удастся привлечь ее внимание и правильно с ней работать, то ничто не сможет испортить вашу презентацию. Ключевые мысли должны прозвучать в течение первых пяти минут, а не в конце часовой речи.
Мастер краткости говорит меньше, а успевает больше.
Главное – расчет времени
Подходить к лаконичности исключительно с точки зрения времени – ошибка. Как говорит один медиатренер из Нью-Йорка, «краткость связана не столько со временем. Гораздо важнее то, насколько длинным кажется слушателям ваше выступление».
Краткие выводы
Краткость связана не только со временем
Всегда думайте о том, как сообщить больше, сказав меньше.
Нельзя узко трактовать принцип «время не терпит». Он не означает, что нужно использовать как можно меньше времени, а предполагает его максимально эффективное применение.
Баланс BRIEF: гармония ясности, последовательности и убедительности
Не все ждут от других краткости. Тим Макгуайр, президент National Merit Scholarship Corporation5, организации, которая ежегодно выдает 10 000
Быть кратким – не значит быть просто последовательным. Найдите золотую середину между оптимальным количеством времени и тем, как сделать свое сообщение столь привлекательным, чтобы заставить слушателя действовать в нужном вам ключе.
Короткий перерыв
Давайте еще раз уясним понятие краткости. Мы все чаще полагаем, что она вынуждает нас произносить минимум слов, увеличивая тем самым вероятность бессодержательности сказанного.
Берни Триллинг ввел понятия поверхностной краткости и глубинной краткости, которые четко разграничил. «Поверхностная краткость означает последовательность без понимания, – говорит Триллинг. – Глубинная краткость – это лаконичность в сочетании со знанием».
Краткость начинается с глубокого понимания. Лишь досконально зная предмет, можно сделать четкое и содержательное обобщение. «Вначале нужно углубиться в суть и на какое-то время оказаться сбитым с толку, – поясняет он. – А потом вернуться с четким пониманием, которое формируется на основе более полного видения. Только так вы сможете быть лаконичным».
Краткость может показать, насколько вы усвоили полученный в ходе обучения опыт. «Правильная оценка появляется только в результате обстоятельной работы, – говорит Триллинг. – Вы должны передавать ее смысл. Невозможно поделиться всем и сразу, потому что тогда ваша аудитория вынуждена будет провести тот же объем исследований».
Умение быть кратким требует упорного труда и большого количества времени. Тщательное изучение и анализ, выполненные заранее, позволяют вашей аудитории избежать лишней работы.
Глава 2. Со вниманием к вниманию
Коротко говоря, в современном мире с переизбытком информации и внешних раздражителей, где люди невнимательны и нетерпеливы, нужно сообщать главное до того, как аудитория начнет отвлекаться.
Краткость как мгновенное снятие стресса
Как-то коуч по эффективности сказал мне: Вы работаете среди людей, которые находятся в постоянном напряжении. Выражая свои мысли кратко, вы облегчаете им жизнь. Они помнят об этом и благодарны вам.
Каковы источники постоянного стресса руководителей?
1. Наплыв информации: нескончаемый поток слов, картинок и звуков, а также сведений из социальных сетей.
2. Невнимательность: неспособность концентрироваться на чем-то одном дольше 10 секунд.
3. Внешние раздражители: постоянный поток задач, которые требуют времени и размышлений.
4. Нетерпеливость: возрастающая жажда быстрых результатов.
Это ваш мир – и мой тоже. И он становится только хуже.
В борьбе с перегруженностью
Мы мыслим ясно, когда чувствуем под ногами твердую почву. Оказавшись на затопленном участке, мы ищем лишь одно – спасительный островок. Люди тонут в потоке информации – такова жестокая реальность. Она захлестывает нас, где бы мы ни были.
 Ниже перечислены четыре силы, которые постоянно противостоят вам.
1. Наплыв информации – вода прибывает
«Это все равно что пытаться пить из пожарного шланга». Так один писатель характеризует современный мир, перегруженный информацией.
Краткие выводы
Ваша аудитория тонет, и краткость – ее спасательный круг
150 РАЗ В ДЕНЬ ЧЕЛОВЕК ПРОВЕРЯЕТ СВОЙ СМАРТФОН
28 ЧАСОВ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО ТРАТИТ РЯДОВОЙ СПЕЦИАЛИСТ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ
Мы всегда на связи – в машине, дома, на работе. Мир вокруг нас – сплошной источник информации. Суть в том, что искусство краткости, ваша способность быстро сообщать главное, играет решающую роль в том, будете ли вы услышаны и пробьется ли в жизнь ваша идея.
2. Невнимательность – мышца теряет тонус
Такой наплыв информации снижает способность концентрироваться и выделять приоритеты. Большинство исследований говорит о том, что средняя продолжительность концентрации внимания за последние пять лет снизилась с двенадцати секунд до восьми.
Если в течение длительного времени нас постоянно прерывают, наши умственные способности снижаются. Он, в частности, пишет: «Меняйте свой фокус 10 раз в час (одно исследование показало, что офисные сотрудники делают это 20 раз в час), время вашего продуктивного мышления – лишь часть возможного. Меньше энергии означает меньше способности понять, решить, вспомнить, запомнить и впитать. Результат – ошибки при выполнении важных задач».
Руководители всех уровней постоянно говорят мне, что к концу рабочего дня они полностью истощены и чувствуют себя так, словно у них синдром дефицита внимания (СДВ). Внимание становится неустойчивым и несфокусированным. На самом деле некоторые ученые считают, что у людей, которые «всегда на связи» и постоянно воспринимают информацию, уровень IQ временно снижается на 10 пунктов.
Обнаружилось следующее: уделяя внимание различным формам средств информации, люди испытывают больше трудностей, чем те, кто работает в режиме многозадачности время от времени. «Находясь в ситуации, когда информация поступает из множества внешних источников или из собственной памяти, они не в состоянии отделить то, что не имеет отношения к их текущей цели, – говорит автор исследования Энтони Вагнер. – Такая неспособность к фильтрации говорит о том, что неактуальная информация мешает их работе».
Жизнь современного руководителя
• Специалисты постоянно сталкиваются с тем, что другим нужны их время и внимание. Они уже не справляются.
Представьте, что устойчивость внимания – это мышца. Она начинает уставать, если работает в течение всего дня и делает самые разные движения. Уровень внимания человека утром намного выше, чем к вечеру. Если мы воспринимаем всю информацию одинаково, то это все сильнее влияет на нашу способность концентрироваться в течение определенного периода.
3. Внешние раздражители – частота их воздействия должна настораживать
Исследователи утверждают, что рядового сотрудника прерывают каждые восемь минут, то есть шесть-семь раз в час. Иными словами, его отвлекают от 50 до 60 раз в течение восьмичасового рабочего дня. Мы и сами себя отвлекаем. Полагаю, вам знакома такая ситуация: вы работаете над сложной задачей, а в это время другая задача – попроще и поинтереснее – начинает требовать вашего внимания. Обычно появляется желание заниматься именно ею. Почти по Павлову.
Например, я в полной тишине работаю над важным проектом – читаю, пишу, провожу глубокий анализ. А потом говорю себе: «Что-то я устал. Не пора ли проверить телефон?» В итоге я прекращаю свое сложное занятие.
60 РАЗ РАБОТНИК ОТВЛЕКАЕТСЯ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ – ОДИН РАЗ КАЖДЫЕ ВОСЕМЬ МИНУТ
25 МИНУТ НУЖНО, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ К ЗАДАЧЕ, ПОСЛЕ ТОГО КАК ВАС ОТВЛЕКЛИ
в 588 МЛРД ДОЛЛАРОВ БИЗНЕСУ ЕЖЕГОДНО ОБХОДЯТСЯ ОТВЛЕКАЮЩИЕ ПОМЕХИ
Или так: я читаю электронное письмо от коллеги. Оно длинное и утомительное. Мне трудно сосредоточиться, потому что в тексте не раскрыта суть. Я решаю отложить чтение и заняться менее обременительным делом, например проверить почту или написать кому-то.
Глория Марк, профессор информатики Калифорнийского университета в Ирвайне, обнаружила, что рядовой сотрудник проводит за выполнением задачи 11 минут и 4 секунды, прежде чем его кто-то прервет или он сам переключится на что-то другое. Она поясняет: после такого переключения внимания требуется в среднем 25 минут, чтобы вернуться к выполнению первоначального задания. По данным исследования Basex, среднестатистический сотрудник теряет 2,1 часа в день на «незначительные перерывы и раздражители». Такие перебои в работе обходятся бизнесу дорого и составляют 588 млрд долларов потерянной прибыли в год.
Электронная почта – величайший раздражитель. Карен Рено, Джудит Рамсей и Марио Хаир опубликовали в результаты своего исследования, согласно которым «офисные служащие, работающие с компьютерами, постоянно отвлекаются на чтение входящих писем и написание ответов. Для них привычно заглядывать в свой почтовый ящик по 30–40 раз в час (хотя, если спросить, как часто они это делают, люди сообщают гораздо меньшие цифры)».
4. Нетерпеливость – лед становится все тоньше
Условия современного рабочего процесса настраивают вас на ожидание того, что все в мире происходит быстрее. Например, если вы читаете текст на планшете, перевернуть страницу можно касанием пальца. Это так просто. Мы храним огромные объемы информации на тонком планшете и можем перемещаться по ней, делая лишь одно движение. А когда страница долго загружается, я расстраиваюсь.
Если на стене проецируется изображение метрового секундомера, который отсчитывает время для участников собрания. Это помогает избежать превышения установленного регламента. Огромные размеры часов напоминают участникам о важности каждой секунды. Время не сможет просочиться сквозь пальцы, если длина минутной стрелки равна длине вашей руки.
Что это значит?
Если вы перегружаете чей-то рабочий день лишней информацией, вмешиваетесь, отнимаете время и усложняете жизнь, вы лишь способствуете тому, чтобы вас «выключили». Не формируя повышенного внимания к своему вопросу, вы провоцируете других на то, чтобы навсегда отказаться от вас как от источника информации.
Вы должны сделать свою речь как можно более компактной и легкой для понимания. Необходимо максимально сократить свои мысли и сообщать главное как можно раньше, иначе о вас забудут.
Новая реальность: нет времени для долгих умозаключений
Такова нынешняя реальность. В ней неприемлемы долгие умозаключения, приводящие к глубоким выводам. Сейчас для эффективного взаимодействия нужно уметь говорить заголовками и сразу же захватывать внимание публики.
Все инвесторы  не заинтересованы в постепенном раскрытии информации. Нам нужно найти способ преодолеть их невнимательность, отсутствие интереса и нетерпеливость, то есть взаимодействовать с ними быстро. Это наш новый стандарт поведения и наша новая реальность.
 Мы должны сообщать главное как можно быстрее. Если не делать этого, ключевые игроки примут решения за нас..
Краткие выводы
Успешные люди требуют краткости, они не терпят ее отсутствия
Занятые люди быстро теряют терпение, если их коллеги и подчиненные не могут быстро изложить суть дела. Когда ваш день до отказа заполнен сотнями электронных писем и встреч, у вас нет времени слушать пустую болтовню.
В их мире, как, вероятно, и в вашем, краткость – новое негласное правило.
Новый профессиональный стандарт
Это абсолютно новый мир. Вы и ваша компания собираетесь выделиться на общем фоне и привлечь чье-то внимание. Вы хотите запомниться. Старайтесь заинтересовать окружающих своими идеями. Все остальные будут позади. Настало время обратить отрицательное влияние дефицита внимания себе на пользу. Бережливая коммуникация – ваше новое преимущество.
Коротко говоря, в современном мире с переизбытком информации и внешних раздражителей, где люди невнимательны и нетерпеливы, нужно сообщать главное до того, как аудитория начнет отвлекаться.
Глава 3. Почему вы боретесь скраткостью: семь смертных грехов
Коротко говоря, освоить правила краткости трудно. Потому что есть семь малозаметных, совершаемых бессознательно «смертных грехов», которые могут в этом помешать.
Почему это так трудно
Почему бы в свой набор инструментов наряду с пунктуальностью и аккуратным почерком не добавить краткость? Нет ни одной причины, по которой человеку трудно быть лаконичным. Любовь к разговорам кажется логичной, но на самом деле это один из семи ключевых факторов, которые могут стать смертельно опасными, если их не контролировать.
С какими из них вы боретесь? Отвечайте честно, потому что наверняка некоторые из них вам присущи.
1. Трусость. «Я боюсь, что мне трудно это выразить. На этот счет есть множество точек зрения». Займите твердую позицию и откровенно скажите то, что думаете.
2. Уверенность. «Я знаю предмет настолько хорошо, что мог бы говорить о нем часами». Сэкономьте наше время и не говорите.
3. Бессердечность. «Это займет всего минуту…» В самом деле? Разве вы не видите, как я занят? Если вы не уважаете время других людей, минута превращается в час.
4. Спокойствие. «Как только я начинаю говорить, я успокаиваюсь, и меня уже не остановить». Вы можете взять себя в руки и нажать кнопку «Стоп»?
5. Неразбериха. «Потерпите. Это просто мысли вслух». Если в вашей голове каша, зачем делиться ею с другими?
6. Сложность. «Это действительно сложная проблема. Ее нельзя объяснить просто». Но ваша задача – облегчить для нас ее понимание.
7. Небрежность. «Я сказал это вслух?» Именно так. В следующий раз думайте, прежде чем что-то сказать.
Недостаточно просто понять необходимость краткости. Нужно пойти дальше и выяснить, почему вам так сложно добраться до сути. Краткость – это привычка. Для ее формирования сверяйтесь со списком пороков. Сравните свою ситуацию с описанными ниже примерами и решите, в каких случаях речь о вас.
1. Трусость
• Проблема. Вы прячетесь за пустыми словами и не осмеливаетесь четко высказать свою позицию. Вы опасаетесь, что кто-то поставит под сомнение вашу правоту или не согласится с вами, поэтому используете жаргонные словечки или сленг и всегда идете по пути наименьшего сопротивления.
2. Уверенность
• Проблема. Вы всезнайка и, к сожалению, не можете удержаться от стремления объяснить любую, даже самую незначительную деталь. Можно смело утверждать, что вы педант. Вы уверены, что сможете провести урок по своей любимой теме для целого класса.
• Последствия. Люди не любят с вами разговаривать, потому что вас практически невозможно остановить. Вы умный человек, но не признаете свой недостаток. Адресаты игнорируют или даже удаляют ваши электронные письма. Узкоспециализированные знания в сочетании с говорливостью мешают вашему карьерному росту.
3. Бессердечность
• Проблема. Вы эгоистичны и не уважаете других. Даже если вы торопитесь, время замирает, когда вы берете слово. Задавая вопрос «Есть минутка?», вы подразумеваете, что будете говорить бесконечно.
• Последствия. Когда люди видят, что вы не уважаете их время, они перестают уважать вас.
Краткие выводы
Когда вам начинает нравиться то, что вы говорите, пора остановиться
По словам эксперта по СМИ Дэна Бродена, один из лучших моментов остановиться – тогда, когда вы получили четкий ответ на волнующий вас вопрос, который вы хотели бы еще обсудить. Замолчите вовремя, позвольте слушателю обдумать ваши слова и предложить дальнейшее обсуждение темы. Назовем это разрешенной паузой.
4. Спокойствие
• Проблема. Вы позволяете себе излишнюю многословность в разговоре со знакомыми. Такая фамильярность ведет к презрительному отношению к собеседнику и недостатку краткости. Вы используете двойные стандарты: со значительными людьми вы лаконичны, а с теми, кого хорошо знаете, не в меру болтливы.
• Последствия. Разговору о погоде – свое время и место. Всегда стоит помнить: то, что интересно для вас, может оказаться настоящей пыткой для слушателей. Ко всем нужно относиться одинаково. Мы занятые люди и ждем от вас лаконичности.
5. Неразбериха
• Проблема. Вы предпочитаете думать вслух, если вам не вполне понятен предмет ваших размышлений. Это большая ошибка. Когда мысли только зарождаются, они, как правило, беспорядочны и неопределенны. И это нормально, но только до тех пор, пока вы не начнете демонстрировать их окружающим.
• Последствия. Даже если ваша мысль только формируется, люди оценивают вас и ваши способности. Нужно тщательно выбирать, когда, где и с кем думать вслух.
6. Сложность
• Проблема. Вы твердо убеждены: некоторые вещи настолько сложны, что их невозможно упростить. Хотя весь мир высоко ценит людей, которые умеют излагать непростые идеи простым языком.
• Последствия. Когда люди ждут простого ответа, нужно его дать. Не получив желаемого, они потеряют терпение и доверие.
7. Небрежность
• Проблема. Зачастую вы неаккуратны в подборе слов. Ваши мысли и слова путаются, а собеседникам остается только гадать, что вы хотели сказать, и испытывать раздражение от невозможности вас понять.
• Последствия. Ваша умственная и словесная лень заставляет руководителя задуматься над тем, готовы ли вы к следующему заданию и подходите ли для этой работы.
При профессиональном взаимодействии нужно придерживаться самых высоких стандартов и прежде всего думать о том, сообщаете ли вы главное.
Меняться должны вы сами. Не ждите, что другие готовы мириться с семью вашими «смертными грехами». Не забывайте о них, чтобы научиться быть бережливым собеседником и мастером краткости. Это даст вам возможность быстро измениться, что приведет к высоким результатам в профессиональном общении.
Коротко говоря, освоить правила краткости трудно. Потому что есть семь малозаметных, совершаемых бессознательно «смертных грехов», которые могут в этом помешать.
Глава 4. «Большой взрыв» краткости
Коротко говоря, будьте дисциплинированны, вежливы и хорошо подготовлены, и клиенты скажут вам спасибо.
История успеха
Умение кратко выражать свои мысли – не обязательно следствие личного негативного опыта руководителя. Бывают такие истории успеха, которые сразу влияют на планы занятых людей.
Основы краткости
Корректировки. От деталей 1-го уровня к деталям 3-го уровня
Удалите из своего рассказа ненужные подробности.
 Чтобы сообщить главное за минуту, нужны только детали 1-го и 2-го уровней.
Возможные последствия:
• Обеспечьте мгновенное понимание. Люди благодарны, когда для восприятия сути информации от них требуется меньше времени и энергии.
• Определите, что вам мешает. Чтобы избавиться от ненужных деталей, требуется внимательность и осознание того, что здесь лишнее.
• Живите по принципу «меньше – значит лучше». Когда вам нужно сократить текст выступления, трудно решить, что убрать, а что оставить. Помните о том, что действительно важно для людей.
Раздраженный до безумия
• Ваши презентации теряются в ежедневном потоке информации, которую они получают. Не дайте им утонуть.
Краткие выводы
Беседа всегда предпочтительнее презентации
Коротко говоря, будьте дисциплинированны, вежливы и хорошо подготовлены, и клиенты скажут вам спасибо.
Часть вторая. Дисциплинированность
Как стать дисциплинированным, чтобы быть четким и последовательным
Глава 5. Ментальная мышечная память для совершенствования краткости
Коротко говоря, недостаточно знать, почему нужно говорить меньше. Есть четыре проверенных метода, которые гарантируют натренированность этой мышцы.
Тренировка краткости
Пытаться объяснить, что такое лаконичность, – амбициозное решение.
Коротко говоря, недостаточно знать, почему нужно говорить меньше. Есть четыре проверенных метода, которые гарантируют натренированность этой мышцы.
Глава 6. Составьте карту памяти: от интеллект-карты к картам BRIEF
Соотношение «отговорка – последствие»
Нет плана – нет сделки
Благодаря пяти преимуществам планирования вы:
• Подготовлены. Я готов предоставить информацию.
• Организованны. Я понимаю, как связаны между собой все мои мысли.
• Понятны. Я знаю, что главное в моем сообщении.
• Действуете по ситуации. Я могу предложить более широкую картину, чтобы моя позиция стала отчетливее.
• Уверены. Я досконально знаю то, о чем говорю.
 
Составление плана стоит потраченных усилий. Это не слишком большая плата за избавление от сумбурности изложения и за экономию времени.
Краткие выводы
На подготовку к тому, чтобы говорить меньше, нужно время
Большинство людей слишком заняты или ленивы, чтобы тратить время на умение быть лаконичным. Блез Паскаль говорил: «Это письмо получилось таким длинным, потому что у меня не было времени сделать его короче». Если не прикладывать усилий и не тратить время, результатом станет путаница. Еще Гораций утверждал: Brevis esse laboro, obscurus fio («Стараюсь быть кратким – становлюсь непонятным»).


Рецензии