Лариса -надежный друг театра

Иногда при знакомстве с человеком возникает неожиданный образ: это может быть цветок, мотылек, маятник, змея или бушующее море…

Со временем образ тает, но может и навсегда закрепиться в воображении.
В декабре 2005 года в университете, где я вела курс «Менеджмент в культуре», коллеги представили мне молодую женщину, которую рекомендовали как чрезвычайно успешного преподавателя совершенно новой в то время дисциплины «Организация и проведение PR-кампаний». Эту специальность тогда только еще начинали осваивать. Впервые в нашем городе подобных специалистов стали готовить в НО УРАО. (для справки: НО УРАО – это Нижегородское отделение Университета Российской Академии образования, которое располагалось в уютном здании на углу Сергиевской улицы).
После первых, положенных фраз вежливости, в моем воображении отчетливо возник образ могучего дерева с мощной корневой системой. Дерева, которому не страшны никакие бури и ураганы, которое твердо стоит на земле и щедро питается ее соками. Ощущение первой встречи не исчезало со временем. Напротив, я все чаще находила подтверждение тому, что образ этот не был случайным.
Но, обо всем по порядку…

Из нашего первого разговора выяснилось, что мы с Ларисой Евгеньевной давно знакомы, но знакомство это носило «телефонный» характер.

Основным местом работы моей «новой» знакомой было НОАО «Гидромаш», где она является, остается до сих пор, пресс-секретарем выдающегося в нашем городе, да и России в целом, человека - Владимира Ильича Лузянина. Владимир Ильич был в то время Президентом Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, генеральным директором ОАО «Гидромаш», а в 2002 году он стал еще и председателем Попечительского Совета нашего театра. У меня часто возникала необходимость обращаться к Владимиру Ильичу с просьбами, касающимися нужд театра. Просьбы эти всегда носили один и тот же характер: «Помогите решить то-то и то-то, выделите финансовую помощь на то-то и то-то…»

Оказывается, я чаще всего звонила Ларисе Евгеньевне, и именно ее просила ускорить продвижение своего письма, а также посодействовать в получении положительного решения. Она охотно откликалась на мои звонки и театр в очередной раз получал необходимую помощь.

Наконец, произошло знакомство давно знакомых людей – меня и Ларисы.
С этого дня мы стали чаще общаться, разговоры стали приобретать более теплый, неформальный характер, по сравнению с теми, что были до нашей личной встречи. День ото дня Лариса становилась мне все более интересной как человек и неординарная личность. Я испытываю чувство неловкости оттого, что не познакомилась с ней раньше. Хотя бы тогда, когда после яркой премьеры спектакля «Летучая мышь», И. Штрауса, Сергей Петрович Чуянов предложил ввести Ларису Евгеньевну в состав Клуба друзей театра. Дело в том, что затраты по постановке спектакля «Летучая мышь» полностью взял на себя завод «Гидромаш», а Лариса Евгеньевна следила за процессом работы и своевременным перечислением средств на счет театра.

Премьера состоялась в 2002 году. Она была успешной. Этот спектакль и сейчас продолжает жить в нашем репертуаре. Зрители охотно его посещают и получают удовольствие от великолепной музыки и прекрасно выполненных декораций и костюмов, а также вдохновенной игры артистов. Зрители же обычно не задумываются о том, на какие средства осуществлена постановка. В 2005 году, уже по моей просьбе, Лариса Евгеньевна вошла и в состав Попечительского Совета. В фойе театра тогда были размещены два стенда: справа – фотографии членов Клуба друзей, слева – членов Попечительского Совета. Фотография Ларисы была на них обоих. Это был единственный случай из моей практики.

Лариса Евгеньевна часто приходила на спектакли театра, мы непринужденно разговаривали о театре, а также на разные отвлеченные темы. Она познакомила меня со своей мамой, - женщиной интеллигентной, моложавой, глубоко понимающей и любящей искусство. Людмила Петровна имела техническое образование, работала инженером, но любовь к театру и литературе сделали ее внутренний мир наполненным и разнообразным. Она передавала эту любовь дочери с раннего детства, внимательно следя за  ее художественным формированием.

Семья многое дала Ларисе Евгеньевне, но самым важным для себя в жизни человеком она считает свою бабушку по материнской линии Галину Павловну Карпову (урожденная Покровская). Хорошо зная историю своего рода, бабушка часто рассказывала внучке о том, кем были ее предки, как бы давая понять, что Лариса должна быть достойна их памяти. «Мы из духовного звания», - любила повторять Галина Павловна. Это было правдой. Несколько поколений предков Ларисы Евгеньевны были священниками и служили в разных церковных приходах Нижегородской губернии. Один из них служил в храме Покрова Пресвятой Богородицы в самом Нижнем Новгороде. Кстати, в честь этого храма названа улица Большая Покровская.
Традиция прервалась на прадеде Ларисы Павле Анемпадистовиче Покровском, отец которого тоже был священником и служил в Княгининском районе. Но отец рано умер. И Павел в возрасте 12-13 лет убежал из дома и направился в Нижний Новгород. Что двигало мальчиком – то ли желание уйти от трудностей, которые со смертью отца возникли в многодетной семье, то ли дух детской романтики, сейчас со всей достоверностью не скажешь. Только мальчик не затерялся в большом городе. Он укрылся в одном из монастырей, и тамошний настоятель благословил его на портного. Впоследствии Павел Анемпадистович стал одним из лучших в городе портных-брючников, за что и получил позднее звание «Лично почетный гражданин города Нижнего Новгорода». Это был человек постоянно тянущийся к новым знаниям: в своей небольшой квартирке на Звездинке он организовал химическую лабораторию, где ставил опыты. Известно, что он был знаком с Максимом Горьким, нередко выпивал с ним, обсуждая будущность страны.

Прабабушка Ларисы Евгеньевны Варвара Александровна (урожденная Морозова) была из мещан, она приходилась дальней родней легендарному Савве. Он даже положил на имя всех ее детей, в том числе и бабушки Ларисы, достаточно крупные суммы денег в одном из банков города. Получить их они могли только достигнув совершеннолетия. Но произошла Октябрьская революция, жизнь стала другой и деньгами своего знаменитого дальнего родственника воспользоваться не пришлось.
Родословная ветка по отцовской линии Ларисе мало известна. В семье периодически возникали разговоры о ее близости к знаменитому галицынскому роду, но достоверных подтверждений этому нет, поэтому она считает, что это не более, чем семейная легенда.

Я никогда не задумывалась над тем, какое образование получила Лариса Евгеньевна. У меня не было никаких сомнений, что за ее плечами стоит какой-то из технических факультетов. Ясно же! Ведь она работает на серьезном производственном предприятии. Я поэтому никогда не задавала Ларисе Евгеньевне вопросов об этом.
Но иногда многое решает случай…

2019 год был объявлен в России Годом театра. Редакция альманаха «Российский литератор» поручила мне в течении всего 2019 года подбирать и рекомендовать к публикации материалы о проблемах, жизни и перспективах развития современного театрального дела.

С энтузиазмом и огромным интересом я взялась за новые для себя обязанности. В течении года на страницах альманаха выступали артисты, музыковеды, театральные критики. Среди них были яркие рассказы о профессии Н. Печенкина – солиста нашего театра. Л. Решетняк, рассказала о сложной профессии концертмейстера оперного театра. Выступили артисты театра «Комедии» и Академического театра драмы. Были публикации выдающихся театральных критиков: А. Матусевича (Москва), Л. Лавровой (Санкт-Петербург), Б. Блоха (Германия), Л. Хорошиловой (Симферополь). Завершал 2019 год 37 номер альманаха, где театральным материалам предполагалось выделить особо значимое место. Размышляя на тем, каким должен быть этот номер, я вдруг со всей отчетливостью поняла, что не хватает главного – высказывания зрителя о месте театра в жизни человека.

Зная Ларису Евгеньевну как преданного поклонника театра, человека, который не только активно посещает все творческие коллективы нашего города, но и частенько выезжает на премьерные показы в Москву, я предложила ей написать для «Российского литератора» рассказ о том, какое место театр занимает в ее жизни, что он для нее значит.

Она приняла мое предложение и согласилась написать рассказ на заданную тему. Но время шло, а рассказа все не было. Я волновалась, опасалась, что не успею подготовить материал к публикации. Но Лариса успела. Она прислала мне описание своих взаимоотношений с его Величеством театром. Я сразу же принялась читать текст. Каким же было мое удивление, когда передо мной оказался материал, совершенно не нуждающийся в правке.
 
Ах, как мы порой бываем самонадеянны…
Тогда-то я и заинтересовалась всерьез тем, какое образование за плечами Ларисы. Она спокойно поведала мне об этой странице своей жизни. Школа прошла незаметно и быстро. Училась она легко. Особенно любила писать сочинения по литературе. С улыбкой вспоминает о том, что для выпускного экзамена выбрала достаточно экзотическую, по нынешним временам, тему: «Книга М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление». Получила хорошую отметку, которую позже справили на отличную, хотя отметка по литературе не имела для нее принципиального значения, потому что поступать она собиралась в политехнический. А куда же еще? Казалось разумным идти по стопам своих родителей… Легко поступила на мехмат университета. Проучилась год и поняла, как ей здесь скучно и неинтересно. В памяти возникло, время, когда она с удовольствием писала школьные сочинения. И несмотря на неудовольствие матери (отца тогда уже не было), решительно забрала документы в техническом вузе и прямиком отправилась поступать на филологический факультет нижегородского пединститута. Вступительные экзамены сдала легко и была принята на первый курс. Она была по-настоящему счастлива: филфак воспринимала как некое подобие института благородных девиц. Еще бы! Русская и зарубежная литература, латынь, старославянский и древнерусский язык…все пять лет она получала удовольствие от учебы. В те времена в институте работали выдающиеся педагоги. Ей приятно было осознавать, что люди, которых безмерно уважаешь, относятся к тебе как к равной, хотя и находятся на недостижимой высоте. Училась с упоением. Годы учебы пролетели быстро. Вот уже пришло время написания Диплома. Вновь выбрала непростую, требующую философского осмысления бытия, тему. Писала о «Мастере и Маргарите» М. Булгакова. Хотя могла бы поставить перед собой и более легкую задачу… 

После окончания института некоторое время поработала на «Нижегородской ярмарке» совместно с С.В. Федоровым, где занималась вопросами культуры, но вскоре перешла на обычную канцелярскую работу в «Гидромаш». Время тогда было сложное: есть работа – хорошо, есть зарплата – счастье. На работе многие знали, что Лариса выпускница филфака. Как-то ей дали задание написать несколько текстов для рекламного буклета. Получилось удачно. Особенно волновалась, когда ей было поручено написать предисловие к буклету от имени губернатора И.П. Склярова. (1948-2007г). Получилось. Ивану Петровичу понравилось и текст он одобрил.
А дальше, словно в сказке: Владимир Ильич Лузянин заинтересовался дальнейшей судьбой Ларисы на заводе и направил ее учиться в УРАО осваивать новую специальность «Связь с общественностью». И хотя учиться без отрыва от основной работы было не легко, училась успешно и уже к концу первого курса была официально назначена пресс-секретарем Владимира Ильича. Лариса всегда ощущала за своей спиной такую глыбу, какой является В.И. Лузянин, поэтому учиться плохо и работать «спустя рукава» было невозможно. Да и заводчане ревниво поглядывали в ее сторону. Уважаешь себя – оправдывай доверие. Через три года она принесла на стол Владимиру Ильичу диплом о втором высшем образовании, одетый в красные одежки.

За годы учебы и работы, она многое поняла, многое освоила. Круг ее обязанностей на заводе постоянно расширялся. Теперь в него вошла вся PR-деятельность завода на внутреннюю и внешнюю аудиторию. Она выпускает заводскую многотиражку, следит за сайтом предприятия, готовит рекламные тексты…работы целое море.
Она привыкла все четко планировать. Многое ей давала и преподавательская работа.
Сегодня Лариса Евгеньевна, кажется, умеет все. Себя она в шутку называет: «Настоящий PR-многостаночник». Шутка эта кроет в себе глубокое содержание: при необходимости она может написать сценарий видеофильма или телевизионной передачи, подготовить любое праздничное мероприятия на заводе. Предметом ее особой гордости стала книга о предприятии. Она счастлива тем, что легко вписалась в авторский коллектив. А видеофильм «Личное дело. Точка опоры», созданный к 60-летию работы В.И. Лузянина в авиастроении считает для себя большой удачей. Фильм получился динамичным и познавательным. Лариса убеждена, что люди должны хорошо знать выдающихся земляков - тех, кем по праву гордится страна.

И самое главное – она счастлива тем, что Владимир Ильич, который 20 лет назад назначил ее своим пресс-секретарем, не пожалел об этом.
Лариса Евгеньевна значительно моложе меня, но при общении с ней, я словно бы не замечаю ее молодости. Она кажется мне очень мудрым человеком, мнение которого мне чрезвычайно важно и интересно. Сегодня, говоря о судьбах современного театра, переживающего вместе со всей страной не легкие времена, мне захотелось узнать ее позицию в этом больном для нас вопросе.
Хочется привести здесь прямую речь: «Ситуация, в которой оказались театры сегодня катастрофична. Рушится все: в заложниках и актеры, и зрители. Предложения по выходу из положения одно абсурднее другого. …но разум возобладает. Мы сможем снова вернуться в театр, не потеряв то, что копилось годами и составляет знаменитую русскую театральную школу. Это наше богатство. Это надо понимать и беречь».

Хочется вместе с ней воскликнуть: театр жив и будет жить дальше, пока в нем нуждаются такие зрители как Лариса Евгеньевна Козлова. Люди, преданные своему делу, любящие искусство и с оптимизмом смотрящие в будущее.       


   
            

            
 
               

          

 
          


Рецензии