Утёс ожидания

Не знаю, что побудило меня прервать мою дорогу и остановиться на день в этом городке. С виду ничем ни примечательный. Таких десятки раскиданы по побережью. Но стоило бросить взгляд на море и одинокий утёс, который видно с дороги, с одним единственным деревом, растущим на нем, как всё встало на свои места. С этим местом у меня была связана одна история, занявшая особое место в сердце и душе…

«Это было десять лет назад. Мне тогда было всего пятнадцать лет. Я был ещё школьником. И вот с родителями отправились летом на море. Почему выбор пал именно на этот городок – непонятно. Вспоминая эту историю, начинаю думать, что это была судьба.

Городок был не особо большим. Дома все малоэтажные, и в подавляющем числе – частные. Некоторые из них сдавались отдыхающим. Возле облагороженного пляжа раскинулись кафе для приезжих. Да и местные любили посидеть там вечером после работы. На набережной было что-то вроде небольшого парка аттракционов с детскими каруселями, палатками для тира и прочим. Имелось даже небольшое колесо обозрения.

А в парочке сотен метров от этого всего находился утёс. С пляжа на него можно было забраться по одной небольшой тропинке, которая не сразу бросалась в глаза.   

Мы разместились в небольшом уютном гостевом домике недалеко от моря, и начались типичные будни отдыхающих – пляж, купание, загорание, кафе, отдых в номере и так далее. По крайней мере у моих родителей. У меня же всегда под рукой были книга и альбом для рисования. Да и загорал я редко, лишь когда родители начинали бурчать. Но не буду особо вдаваться в эти подробности. А сконцентрируем внимание на самом важном.

Я заметил это ещё в первый день своего пребывания. Был поздний вечер. Солнце скрылось за горизонтом, и на небе правили мириады звёзд и Луна. Я сидел на веранде, читая книгу под лампой, как увидел его. Огонёк, медленно спускающийся с утёса. Туристы, наверное, какие-нибудь – подумал сначала.

Я бы и забыл о нём, но огонёк появлялся и в дальнейшие дни. Причем в одно и то же время – засекал. На четвертый день все же решил узнать, что это. Вечером спросил хозяйку домика.

-Есть у нас одна девчушка, бедняжка, - начала женщина свой рассказ, - живет на окраине города…

Из рассказа я узнал, что девушка ухаживает за своей престарелой бабушкой. Мать умерла ещё в раннем детстве. А отец… Отец покинул их несколько лет назад. Говорят, не смог обеспечить семью, поэтому сбежал. Но на тот момент ещё маленькой девочке наплел, что отправляется в плавание и точно не знает, когда вернётся. Сказал, мол, на закате вернется к ним на корабле, а та и поверила – ребёнок же. Для пущей верности даже отплыл от городка на теплоходе. Шли годы. Всем жителям было ясно, что он не вернётся больше. Всем кроме неё.

Каждый божий день она ходит на закате на утёс, и уходит с него только ночью. После учебы, после работы (содержать то себя и бабушку надо), она берёт фонарик и идёт на утёс, ожидая возвращения отца. На любые старания донести до неё простую истину, что ждать бесполезно, она не обращает внимание.

Первое время всем было жаль её и люди проявляли сочувствие, но вскоре её приписали к разряду «местная сумасшедшая/умалишенная». Мол, детская травма сказалась на её рассудке и поделать уже ничего нельзя. Поэтому дети её избегают, подростки иногда подтрунивают над ней, но зачастую тоже предпочитают не лезть, а взрослые, в большинстве, начинают шушукаться, стоит ей пройти мимо.

-Так и живет, - вздохнула женщина, смотря вместе со мной на огонёк, - верная обещанию отца. А фонарик нужен, чтобы часом не разбиться при спуске с утёса. От берега туда ведёт крутая небольшая тропинка. Но нужно быть осторожней: навернёшься – костей не соберёшь.

Я был удивлен, услышав рассказ. Он тронул что-то внутри меня. Мне было её очень жаль. Потерять мать. Предательство отца. И ещё то, как к ней относились местные жители.

Вскоре мне представилась возможность увидеть её своими глазами.

Мы заприметили с родителями небольшое уютное кафе: готовили там вкусно, цены были весьма демократичными, а обстановка радовала глаз. Все завтраки, обеды и ужины мы проводили там. За наш небольшой срок пребывания здешний персонал стал нам, как родной. Да и мы для них тоже. Отец мог провести добрый час за разговорами с хозяином кафе, который сам же там и работал. А мама – за разговорами с его женой, обсуждая какие-нибудь кулинарные рецепты или что-то своё, женское.

В общем, зачастую я был предоставлен сам себе. В тот раз решил выйти подышать на улицу и там подождать родителей. Достал из рюкзака альбом для рисование. Носил его тогда всюду с собой – привычка. Присев на лавочку и заткнув уши наушниками, я начал делать наброски. Тогда я и увидел её. Как я понял, что это ОНА, та самая? По фонарю, что она держала в руках. Знаете, такие старинные фонари, внутри которых горит свеча? Вот такой у неё был.

Я бросил на неё быстрый изучающий взгляд. Она была весьма симпатичной. По виду, моя ровесница или чуть старше. Распущенные огненно-рыжие волосы и большие изумрудного цвета глаза выделяли её среди других девушек. Плавные черты лица. Маленький нос. Аккуратные губы. Небольшой подбородок. На ней было легкое светлое ситцевое платье, на фоне которого волосы ещё сильнее бросались в глаза.

Девушка прошла мимо меня в сторону пляжа. «Идёт на утёс скорее всего» - подумал я, проводив взглядом. Чтобы отвлечься повернул голову в другую сторону, в сторону улицы, откуда она пришла. Заметил, как две женщины рядом со мной тоже косились на неё и о чем-то шушукались. Одна из них что-то без умолку говорила, а вторая лишь время от времени качала головой. Перевел взгляд на другую группу людей, сидевших людей напротив меня. Те, судя по взглядам, обращенным в сторону удаляющейся фигуры, тоже обсуждали её.

Мда, тогда я и убедился в правдивости слов хозяйки о том, как здесь воспринимают её, и от этого на душе стало как-то тоскливо…

Следующая наша встреча произошла чуть позже. Она не была запланирована. Это произошло на закате. У меня завелась небольшая традиция прогуливаться по пляжу. Полюбоваться закатом, волнами, накатывающих на берег, вдохнуть полной грудью морской воздух. В ушах – наушники с любимыми песнями. Всё это наполняло душу спокойствием и умиротворением. А в юные годы немного этого не помешает.

Во время одной из таких прогулок я впервые с ней лично и познакомился. Сам не заметил, как почти упёрся в утёс – настолько сильно ушел в свои мысли.

От городка отошел далековато. Надо было возвращаться. Только развернулся и пошёл обратно, как заметил её. Она прошла мимо меня, направляясь к тропе. Одета она была в этот раз в ситцевое легкое платье синих оттенков, а волосы всё также распущены и волнами спадали ей на плечи и спину. Я замер, как вкопанный и не сводил с неё глаз.

-С утёса открываются вид намного лучше, - сказала вдруг девушка, остановившись у тропинки.

Я не сразу понял, что это она ко мне обращалась. Лишь, когда наши взгляды встретились, до меня дошло это. Но ничего лучшего я не нашел ответить, как:

-Что?

-Ты каждый вечер гуляешь вдоль пляжа, смотря на море. Но поверь, с утеса открывается вид намного лучше.

-Откуда ты … - начал я, но девушка отвернулась и начала взбираться наверх.

Я стоял в некотором оцепенении, решая, как поступить. Надо бы было возвращаться в городок, а то мало ли… Родители ещё могут начать беспокоиться. Но я не мог оторвать свой взгляд от девушки, что с каждой секундой отдалялась от меня.

-Подожди меня! – вырвалось из уст раньше, чем я успел осознать.

И вот, я вместе с ней уже взбираюсь на верх. А хозяйка дома то была права: эта тропинка – то ещё испытание. Надо было быть осторожным. Одно неверное движение и можно полететь вниз. Тропинка часто шла зигзагами. В некоторых местах была особо крута, что приходилось именно залезать. И как она это делает каждый день?

Преодолев весьма нелегкий путь, мы всё же оказались на вершине утёса. Одинокое дерево росло не далеко от обрыва, а рядом с ним лежало бревно.

-Подойди поближе и посмотри, - она улыбнулась, указав головой на край утёса.

Мы вместе подошли к обрыву и … Все внутри меня перевернулось. Дыхание сбилось, а сердце участило ритм. Боже, какой же красивый вид открывался отсюда. Словами не описать этот восторг, охвативший мою душу от созерцания.

-А я говорила, - улыбнулась девушка, смотря то на море, то на мое изумленное лицо.

Я стоял, завороженный природой. Море. Заходящее солнце, окрашивающее небо в лиловые оттенки. Крики чаек. Приятный прохладный ветерок. А в стороне раскинулся пляж и городок. Красиво. Так и хотелось зарисовать увиденное, но не мог пошевелиться - не хотелось отвлекаться.

Девушка стояла рядом со мной и внимательно всматривалась в море. Глаза её горели, ожидая чего-то. Хотя мы оба знали чего. А вернее, кого.

-Ты правда веришь, что он вернётся? – вдруг спросил я, оторвавшись от созерцанием моря и посмотрев на девушку.

-А ты нет? – в глазах её читалась опаска, смешанная с долей обиды, - тоже думаешь, что это всё глупо?

-Так думают остальные.

Я от неловкости запустил руки в карманы толстовки, нащупал там плеер и от нервов стал перебирать его в руке. Зря я это сказал. Надо было промолчать.

-А что думаешь ты?

Она слегка склонила голову набок, вперившись в меня заинтересованным взглядом.

-Если честно, даже не знаю, - ответил я, посмотрев вдаль, где море сливалось с небом в единую полосу, и уже нельзя было понять, что где.

Девушка стояла, молча. Так прошло несколько долгих для меня минут. Я все же повернулся к ней. Её волосы развевались на ветру. Не знаю, может это была «магия момента», но тогда: на закате, стоя на краю утеса, где внизу волны разбивались об него, я стоял, завороженный этим зрелищем. Этим человеком…

-Ты другой. Не такой, как все остальные здесь, - сказала она вдруг.

-В каком смысле?

Она пошла вдоль утеса, не сводя своего взгляда с моря. Я последовал за ней. Мы приближались к одинокому дереву и бревну. Судя по всему, она тут проводит свои часы ожидания.

-Ты ещё не заражен.

-Чем?

-Это страшный недуг,- ответила та,-  который губит многих - боязнь того, что скажут окружающие. Это когда ты слишком много думаешь, что подумают люди вокруг тебя о том или ином поступке. Когда твоя жизнь уже перестает принадлежать тебе. А как тогда построить счастье, если твоя собственная жизнь тебе уже не принадлежит?

-Полагаю, никак.

-Верно, - кивнула она.

-А с чего ты взяла, что я не заражен?

Я поправил лямку рюкзака и провел рукой по волосам – частенько так делаю. Все друзья и родные замечают. Тоже своего рода уже как привычка.

-Ты пошел за мной, хотя уже, наверное, наслушался от жителей рассказов обо мне.

-Ну, они рассказали, а как дальше поступать – моё дело.

-Вот поэтому ты и отличаешься от остальных. Многие бы не стали. Беспокоились бы, что скажут люди об этом, совершенно забывая, что они сами строят свои жизни, а не эти люди. Но часто они боятся, ведь как заведено: если твои взгляды отличаются от их – ты чужак, чудак.

-Мне кажется ты преувеличиваешь. Сейчас уже другие времена.

-Но не в таких местах, как это, - улыбнулась девушка, - и таких мест очень много ещё.

-А ты не можешь уехать? Туда, где люди не будут тебя считать… странной.

Она помотала головой, устремив взгляд к горизонту.

-Ты знаешь, что не могу.

Меня поразило, как она была верна обещанию отца. Она верила в него всем сердцем и не готова была отказаться от него. В ней ещё жила мечта о его возвращении, и так просто умирать она не собиралась. Она пронесла её с детства, сохранив же такой же чистой и светлой. Несмотря на все попытки горожан «образумить» её.

-А зачем тебе знать моё мнение?

-Просто проверить: все ли такие же, как здесь или нет?

- А если я все же скажу, то же, что и остальные?

-Тогда это будет значить, что я опоздала, и ты уже заражен, - ответила та, - или что везде люди, такие же, как здесь.

Не знаю почему, но у меня вырвался тогда смешок. Улыбка непроизвольно заиграла на моём лице.

-Знаешь, если ты искренне веришь в это и это делает тебя счастливой – тогда я не вижу в этом ничего такого. Я искренне желаю, чтобы твоя мечта когда-то сбылась, и ты его встретила.

-Я в тебе не ошиблась, - ответила та, - ты действительно другой, - она отвернулась, но я успел заметить улыбку.

Мы присели с ней на бревно, как на лавочку. Больше мы ничего не сказали друг другу. Да и слова были уже бессмысленны.

Она не сводила своего взгляда с моря, а я с неё. Солнце опустилось за горизонт, и первые звезды начали загораться на небе. И именно в этот момент я увидел в её глазах, как мечта умирает, но, подобно фениксу, восстает из праха с непоколебимым: «Может в следующий раз». Крохотное мгновение, когда тень печали падает на лицо, вытесняя улыбку. А в следующую секунду улыбка вновь озаряет лицо. «Может в следующий раз».

Мы молча спустились вниз, и расстались на том же месте, где и встретились. А на следующий день, я уехал…»

И вот я вновь стою на этом утёсе спустя десять лет. Погода стояла такая же прекрасная, как и тогда. Немного ветрено. Тепло. Лучи заходящего солнца приятно согревают. Внизу слышен всплеск воды, а где-то недалеко – крик чайки. Но не было уже такого же ощущения, когда тогда. Ведь её уже не было. Забавно, а я ведь даже не знаю её имени – так и не спросил тогда.

Перед тем, как сюда подняться, я решил предаться ностальгии и обошёл все места своего прошлого отдыха здесь: тот гостевой домик, кафе, пляж. К моему удивлению хозяйка домика вспомнила меня.

-Забудешь такого юношу, который проводил поздние вечера здесь за книгами и рисованием. Сразу бросался в глаза на фоне своих сверстников.

От неё я и узнал о дальнейшей судьбе девушки. Её бабушка отправилась в мир иной спустя пару месяцев. А она умерла спустя год после моего отъезда. Был жуткий шторм, которых давненько не было в этом крае. Но это не остановило её от своего ежедневного похода на утёс. Прождав до ночи, девушка возвращалась домой по тропе и в такую непогоду, оступилась и… разбилась насмерть.

-А я говорила: навернешься – костей не соберёшь, - вздыхала хозяйка, - понадобилась такая трагедия, чтобы приняли меры.

Ту тропу изменили. В этом я убедился, когда взбирался на утёс: её сделали шире, установили перилла, а в некоторых, особо крутых участках – ещё и лестницы. В общем, сделали так, чтобы данная история не повторилась.

А на самом утёсе вместо бревна, что мы использовали тогда, как лавочку, стояла теперь каменная лавка, а по бокам каменные фонари, причем они напоминали внешне тот, что был у неё.

Этот утёс стал одной из визитных карточек этого городка, как и история девушки, приходившей сюда на закате в ожидании возвращения отца. Утёс Ожидания – так его назвали. Мне лишь оставалось сожалеть об её участи. Но слова, сказанные в нашу встречу, на всю жизнь отпечатались в моей голове, а эта история – в сердце и душе…


Рецензии