Фёдор Тютчев. Самый загадочный

О нём написано очень много. Но начинаю читать и  не верю. Не о нём это, о ком-то другом. Он всегда масштабнее

Федор Тютчев родился 5 декабря 1803 года в фамильной усадьбе Овстуг Орловской губернии (ныне это Брянская область). Происходил он из старинного русского дворянского рода, о нём было известно ещё  с XIV века. Отец поэта Иван Тютчев служил в Кремле, в последние годы своей жизни руководил «Экспедицией Кремлевского строения», а это была   государственная организация, которая следила за состоянием исторических памятников. Вы представляете масштаб ответственности этой личности?

Мать Федора Тютчева Екатерину Толстую публицист Иван Аксаков описал как «женщину замечательного ума».

Тютчевы жили очень дружно. Друг их семьи историк Михаил Погодин писал: «Смотря на Тютчевых, думал о семейственном счастии. Если бы все жили так просто, как они». Детство будущего поэта, его брата и сестры прошло в родовой усадьбе Овстуг.


Родители дали детям хорошее домашнее образование: учили русскому и французскому языкам, музыке.

Мне повезло. В Магнитогорске,  где я учился в вузе, преподавала литературу доцент, а после нас профессор Ирина Владимировна Петрова (1927 – 2010). 50 лет (1955 – 2010) читала она студентам курс русской литературы XIX века, её конёк был – мир, общество, человек в лирике Фёдора Ивановича Тютчева. Я был на её лекциях по Тютчеву, хотя девятнадцатый век нам читала другая преподавательница. Попутно скажу, что с Петровой меня сблизила и общественная работа. В период подготовки к выборам меня попросили быть агитатором  в двух подъездах дома напротив института. Я добросовестно со старым списком избирателей обошёл все квартиры, внёс уточнения, выявил, кто в какой помощи нуждается, узнал, где живут ветераны труда, ветераны войны, где многодетные семьи. В некоторых квартирах побывал по два-три раза,  выполняя несложные поручения. А Ирина Владимировна была в этом доме старшим агитатором. И вместе мы посетили наиболее интересные, на мой взгляд, семьи, поговорили, а в одной нас даже попоили чаем. Заранее ничего не было согласовано. Мы приходили, представлялись, и нас охотно пропускали в квартиры. Не знаю, как в других подъездах, а в двух моих все данные нами обещания были выполнены. Пишу об этом только потому, что это одна из примет того времени, которое оболгано. А время то было направлено на внимание к человеку.

Уже тогда я чувствовал, что Тютчев намного глубже, чем я это представлял, и мой Тютчев совсем не такой, как у Ирины Владимировны, а некоторые стихи его тогда казались вообще далёкими от реальности.

Вот, к примеру, в третьем томе пушкинского «Современника»  в 1836 году опубликованы 15 стихотворений, присланных из Германии. Они подписаны «Мюнхен. Ф.Т.» Среди них 16-строчный «Цицерон». Эти стихи все заметят и  начнут повторять, когда начнётся эпоха глобальных перемен. И все увидят, насколько они, эти стихи,  актуальны. А тогда они воспринимались в качестве заумствований автора, оторванного от родных корней и живущего фактами и явлениями далёкого прошлого.
«Цицерон»

Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так!.. но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавой!..

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

Девятая строчка в «Современнике» звучит иначе: «Счастлив, кто посетил сей мир…»  СЧАСТЛИВ. В стране победившего атеизма это стихотворение как бы не воспринималось вообще, да и слово «блажен» носило скорее отрицательный характер. Впрочем, и в далёком прошлом русский народ в большинстве своём не был набожным.

Смотрим словарь Владимира Даля и понимаем, что и в прошлом это слово БЛАЖЕН  не было однозначным.


БЛАЖЬ ж. дурь, шаль, дурость; упорство, упрямство, своенравие; юродство; притворная дурь; временное помешательство, сумасбродство; мечты, бред, грезы на яву; вздор, нелепость, чепуха; несбыточные мысли, желания.
На него блажь находит, он дурит.
Ты что напустил на себя блажь?
Я из тебя блажь выжму.
Несет какую-то блажь, и не поймешь его.
Блажью кричать, благим матом, недарово, изо всех сил.
Производные или сродные с блажь слова, как и благой и благо с производными, распадаются, по значению, на два противоположные разряда, а частию даже двусмысленны:
Блажить церк. ублажать, возносить, величать, прославлять;
|| в просторечие же: благовать, благоваться, дурить, дурачиться, шалить, баловать, проказить, упрямиться; сумасбродить, сходить с ума, бредить, грезить наяву, нести вздор, чепуху; блажеть вологодск. сходить с ума, становиться блажным; блажной, блажный, полоумный, шальной, взбалмошный; глупый, бестолковый, сбреховатый, вспыльчивый, горячий, крикливый, суетливый; беспокойный, неугомонный, своенравный, шаловливый.
С блажным не сговоришь.
С жиру ино и неблажной блажит.
Смирное дитя одну руку, блажное обе отымает.
|| Смол. шутник, краснобай, лясник.
Блажливый человек, шаловливый, беспокойный; на кого находит блажь, шаль, дурь.
Блажливость ж. шаловливость, склонность проказить, чудить. Блажник м. блажница об. блажной, шалун.
|| Блажница, дом умалишенных.
Блаженный, благополучный, благоденствующий и благоденственный, счастливый, о человеке и о времени, случае;
|| сущ. угодник Божий, законно живущий.
Блажен не ходящий на совет нечестивых.
Блаженными или блаженною памятью поминаются усопшие государи и высшие духовные лица. Спереди блажен муж, а сзади — вскую шаташеся. На словах — сложен муж, а на деле — вскую шаташеся. Блаженны мн. церковные стихи о блаженствах евангельских.
|| Блаженный пск. твер. пенз. блажной, шалун, повеса, проказник; || влад. вологодск. арх. ниж. калека, уродливый; юродивый, божий человек, малоумный, дурачок.
Блаженство ср. счастие, благополучие, благоденствие, высшая степень духовного наслаждения. Блаженствовать, наслаждаться блаженством, душевным счастьем. Толковый словарь живого великорусского языка


В наши дни происходит мощная схватка добра со злом. И каждому важно разобраться, на чьей он стороне. Стихи Тютчева помогут в этом. Наблюдай за схваткой, но имей своё мнение, не будь равнодушным  к происходящему и не дай себя обмануть, облапошить, объегорить.


А вот ещё одна загадка от Федора Тютчева, его стихотворение «Русская география», написанное скорее всего в 1848 году, когда Европа была потрясена революциями.
Что ни строчка, то вопрос. А что скрыто за многоточиями? Их пять на десять строк.


Москва, и град Петров, и Константинов град —
Вот царства русского заветные столицы…
Но где предел ему? и где его границы —
На север, на восток, на юг и на закат?
Грядущим временам их судьбы обличат…

Семь внутренних морей и семь великих рек…
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство русское… и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух и Даниил предрек.


Две строфы — пятистишия, на мой взгляд, по форме они близки к псалмам, в них масса недоговорённостей, они рассчитаны на вдумчивого читателя и слушателя. В рамках традиционной истории, традиционной географии, традиционной хронологии оценить сказанное невозможно.  Можно лишь предположить. Приближается время открытия архивов.

Стихотворение отражает славянофильские настроения поэта конца 1840-х годов и сближается с его политической публицистикой, с его сочинением «Россия и Запад».


В.Я. Брюсов отнес это стихотворение к созданным в 1848-1849 годах и считает, что  кроме «Русской географии», сходные мысли звучат и в других стихах поэта: «Рассвет», «Пророчество», «Тогда лишь в полном торжестве», «Уж третий год», «Море и утес». Брюсов  сослался на свидетельство П.А. Вяземского, который говорил, что Тютчев был потрясен «февральскими», «мартовскими» и «апрельскими» событиями 1848 года,  они «возбудили и подвигли все его нравственное существо», и поэт изнемогал «под тяжестью впечатлений». Брюсов связал этот стихотворный ряд с публицистическими статьями Тютчева «Россия и революция», «Папство и римский вопрос» и с началом труда о политических судьбах Европы.

Внесу свои две копейки. Тютчев называет три заветные столицы русского царства: Москва,  град Петров – Санкт-Петербург, а  Константинов град, надо полагать, — это Константинополь, Византия, Царьград, Стамбул и Троя. Столько названий одного места. 

Несколько лет назад мы с женою поехали в одну из суббот на фруктовый рынок в небольшой городок Хильден (родина ливонского писателя Фабрициуса). На рынке купили ягоды вишни из Турции. Продавец заговорил с нами по-русски, правда, с некоторым акцентом. Я начал расспрашивать его, как он попал в Турцию, я думал, что  его предками были некрасовцы. А он ответил, что турки там пришлые, а русские были всегда.
Надо полагать, что святой Олег, чей «щит на вратах Цареграда», разговаривал с цареградцами на одном языке.

Сегодня президент Турецкой республики Эрдоган ведёт в регионе чрезвычайно активную политику, нередко с позиций силы. Военные конфликты в Сирии, в Ливии, на южном Кавказе, договорённости с Зеленским (реальные или информационные?) по Крыму и Донбассу могут привести  к тому, что, предотвращая военный конфликт с кровопролитием,  Россия вынуждена будет вернуть себе древнюю столицу и контролировать проливы, через которые в Чёрное море идут военные суда НАТО и США для организации провокаций вблизи России.


Многие исследователи творчества Тютчева почему-то считают,  что  «град Петров» — это Рим, а  «Даниил предрек» — это  библейское пророчество о царстве, которое «вовеки не разрушится» («Книга пророка Даниила». II. 44).  Вот этот стих из канонической библии:


«44. И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно.»   

Но следует учесть, что есть послания пророка Даниила, которые распространены как апокрифы. Что имел в виду поэт Тютчев?


Российский политолог, доктор политических наук Игорь Николаевич Панарин  (род. 30 октября 1958)  ведёт  в глобальной сети  проект «Мировая политика», ежедневно, а иногда и по несколько раз в день выходит с комментариями международных событий. Я не во всём с ним согласен, особенно с его хронологическими оценками событий в России, но мне нравится, как умело он отделяет добро от зла и помогает усвоить это другим. Его сайт на Ютубе создан в марте 2019 года, а к новому году у него было более одного миллиона просмотров. К нынешнему ноябрю число просмотров выросло до 46 миллионов, а подписчики у него из 161 страны. А это значит, что во всех странах много русскоязычных пользователей. Реально его смотрят и слушают намного больше. Я, к примеру, не являюсь подписчиком, не могу оставлять на Ютубе комментарии, но распространяю его ролики по доступным мне социальным сетям. Масштабы реальных борцов со злом значительнее, чем видятся с первого взгляда, и сочувствующих этой борьбе  очень много во всех уголках планеты.

Стихи и публицистические статьи Тютчева тоже помогают понять, где добро, а где зло.

 5 декабря исполняется 215 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева, высокопоставленного европейского чиновника, не знавшего, что он великий русский поэт. Я думаю,  эта памятная дата сослужит торжеству добра на планете.


Так уж сложилось, что  после окончания университета Фёдора Тютчева отправили дипломатом в Мюнхен, и большую часть жизни он провёл в Европе. Его пугали своей безграничностью русские поля. Это чувствуется в его стихах. Но и обустроенность Европы его пугала не меньше. Он был против той буржуазности, которая нарастала в его время в европейских странах и по сути вымывала многие душевные качества и у итальянцев, и у испанцев, и у немцев с французами.

Западная цивилизация оказалась под властью денег и то, что случится с годами, приведёт её на грань вымирания. Вернувшись в Россию, он увидел неухоженность, неуют.
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа.
Но сохраняются душевные и нравственные качества людей, а это давало Тютчеву основания увидеть созидательную роль русских, славян . Это европейцы считали, да и сегодня нередко считают Россию дикой, варварской страной, не понимая европейская цивилизация поглощает сама себя и ведёт к уничтожению. За внешней неприглядностью, некрасивостью скрывается мессианская роль русского общества.

Тютчевские строки отвечают и нынешним политикам Запада:

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удручённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.

А ещё часто сегодня цитируемые строки:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.

Революций Тютчев терпеть не мог. Долго он жил  на Западе, был  свидетелем происходивших там революционных процессов. Ему не нравилось, что революционностью пропитана и вся российская действительность.

Сам Тютчев не считал себя литератором. Он был государственник, чиновник высокого ранга, председателем Комитета иностранной цензуры, тайным советником. Стихи писал, нередко экспромтом, но о их сохранности не заботился. При жизни было издано всего два сборника, да в двух томах  пушкинского «Современника» опубликовано 23 стихотворения. Все они короткие, но с громадным философским наполнением. В стихотворении «Наш век» он пишет:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.


Мне кажется, что это строки о нашем времени. Вообще-то, если разобраться,  Тютчев близок нашему современнику именно тем, что для того, чтобы стать Человеком, нужно выстрадать, обрести своё понимание, иногда преодолеть массу  ошибок и никогда не прекращать сложного внутреннего поиска.

 


Рецензии
Фёдор Тютчев - сложная личность. И личная жизнь земная у него сложная и необычная. Особенно самая большая его любовь, нашедшая его в Европе, в Мюнхене:
http://proza.ru/2019/11/01/1487 Тоже разновидности добра и зла, сложное переплетение...
К глубинам сердца находил поэт слова,
Когда волшебно думал о природе,
В стихах любви душа его всегда жива -
Достойна в вековечном хороводе.

Статью Вашу прочёл с удовольствием, особенно географическую конспирологию...
С уважением,

Александр Белислав   30.11.2020 15:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за внимание к моим трудам. Вашу работу я тоже прочёл с интересом. У каждого свой Тютчев.

Александр Ерошкин   01.12.2020 01:07   Заявить о нарушении
Тогда лишь в полном торжестве,
В славянской мировой громаде,
Строй вожделенный водворится, —
Как с Русью Польша помирится, —
А помирятся ж эти две,
Не в Петербурге, не в Москве,
А в Киеве и в Цареграде…
Ф.И. Тютчев, 1850.

Александр Ерошкин   20.01.2024 08:11   Заявить о нарушении
Поэты - провидцы. Ф. И. Тютчев чуть-чуть не оказался прав весной 2022 г., когда при посредничестве Стамбула (в Царьграде) парафировали соглашение между Украиной (тяготеющей к Польше в НАТО) и РФ (Россия) о прекращении СВО и об условиях дальнейшего мирного сосуществования.

Спасибо за интерес к моему творчеству, Александр. Интерес взаимный.
С уважением и пожеланием здоровья и жизненных благ,
Александр

Александр Белислав   20.01.2024 10:46   Заявить о нарушении