Вера. Верочка. Вера Спиридоновна

Когда рыжеволосая красавица в вишневом бархатном платье впервые вышла на нижегородскую сцену, у присутствующих в зале возникло ощущение, что в театре появилась королева.

Ослепительно-красивой женщиной запомнилась мне Вера Спиридоновна Сурикова – Заслуженная артистка России.

Это было в конце мая 1990 года. В июне театр должен был открывать гастрольный показ своих спектаклей в северных городах России Архангельске и затем Мурманске. Незнакомые города, новые зрители…

Гастроли всегда занимали особое место в жизни театра. Они воспринимались как очередной экзамен на творческую состоятельность коллектива. В те далекие времена Министерство культуры России каждое лето планово направляло музыкальные коллективы в города, где театров нашего жанра не было. Нам выделялись значительные средства для финансового обеспечения гастролей. Но Министерство культуры зорко следило за качеством  работы, финансируемых театров. С этой целью в каждый коллектив направлялись представители Министерства из числа ведущих музыковедов и критиков страны.

Подготовка к гастролям, а затем и сами гастроли, вносили в жизнь творческого коллектива особую атмосферу приподнятости, чувства ответственности и сопричастности общему делу.

В это напряженное время и предстала перед Художественным Советом театра Вера Спиридоновна Сурикова. До этого дня она была ведущей солисткой Чувашского театра оперы и балета. Еще ранее она работала в Свердловском театре, затем в Кишеневе, недолго в Воронеже. У нее за плечами уже был богатый репертуар, созданный для ее голоса. У Веры было прекрасное меццо-сопрано.

Но каким бы опытным и известным не был певец, он должен был при поступлении на работу в другой театр, показать Художественному Совету свое мастерство и исполнить два произведения: одну арию из репертуара отечественной оперной классики, вторую – из зарубежного, чаще итальянского, репертуара.
Вера выбрала для показа арию Любаши из оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» и арию Кармен из оперы Ж. Бизе «Кармен».

Ее исполнение было настолько ярким и эффектным, настолько безупречным, что члены Художественного Совета сочли для себя неудобным обсуждать певицу такого высокого творческого мастерства. Повисла долгая пауза. И когда главный дирижер театра В.В. Бойков сказал: «Да что тут обсуждать? Перед нами готовый мастер! Надо приглашать ее на работу в наш театр и сразу же вводить ее в текущий гастрольный репертуар».

Все присутствующие члены Художественного Совета облегченно вздохнули и единодушно проголосовали за то, чтобы Вера Спиридоновна Сурикова стала солисткой нашего театра. На моей памяти, это был один из немногих показов, который вызвал такое искренне восхищение коллег по «цеху».

Так в мае 1990 года в театр вошла великолепная певица и замечательная драматическая актриса Вера Сурикова.

Она пришла с готовым репертуаром и ей не потребовалось много времени, чтобы ввестись во все спектакли гастрольного показа театра.

Дебютным спектаклем Веры на нижегородской сцене, (это происходило в Архангельске), была «Царская невеста». Вера исполняла одну из своих любимых партий – партию Любаши. Ее партнером по сцене в партии Григория Грязного выступал Владимир Ермаков, артист яркой творческой индивидуальности.
Когда на одной сцене в спектакле встречаются два талантливейших артиста рождается чудо театра. Так случилось и с «Царской невестой» в июне 1990 года.
Зрительный зал словно замер, с трудом веря в происходящее. Повисла звенящая тишина, казалось, что дыхание сотен присутствующих остановилось…
Исполнение было совершенным, страсти героев на сцене искренними и достоверными. Артисты не играли, они – жили…

Работники театра, находящиеся за кулисами, с волнением следили за происходящими на сцене событиями, понимая, что в данный момент происходит театральное волшебство.

Перед началом гастролей нас предупреждали о том, что архангельских зрителей отличает холодная сдержанность, поэтому, когда после окончания спектакля весь зал встал, одаривая артистов долгими, дружными аплодисментами, в театре возникло чувство настоящего праздника.

Потом таких праздников было множество, но память только выхватывает отдельные эпизоды успеха, который обеспечивало театру присутствие на сцене Веры Суриковой.
Невозможно забыть ее Амнерис на сцене Македонского народного театра оперы и балета в г. Скопье. Это происходило в 1995 году. Событие для нашего театра чрезвычайно важное: впервые в истории Международного фестиваля оперного искусства «Майские оперные вечера» на спектакль «Аида» был приглашен весь состав исполнителей нашего театра во главе с дирижером В.В. Бойковым. Спектакль нижегородцев стал центральным событием фестиваля. Он прошел с огромным успехом, заставил говорить о Нижнем Новгороде, как о городе высокой музыкальной культуры.
Сегодня немного осталось участников того незабываемого спектакля, но есть еще свидетели успеха театра в далеком Балканском городе.

Мы часто встречались с Верой Спиридоновной. Мне всегда хотелось понять природу ее бесконечной преданности оперному искусству. Она с увлечением часами могла рассказывать о том, как работает над образом. Ей было важно проникнуть в саму сердцевину исполняемого персонажа. Но невозможно было поникнуть в тайну самой Веры - этой талантливой, открытой, но непостижимой женщины.

Я видела каким счастьем светились ее глаза при вручении ей Театральной премии им. Н. Собольщикова-Самарина. Видела, как они наполнились горькими, искренними слезами, когда после успешного спектакля «Аида» на сцене города Форт-де-Франс (остров Мартиника. Франция), ее букет, букет, предназначенный Амнерис, был брошен дирижером в оркестр. Казалось бы, какой пустяк, но для Веры Спиридоновны выход на поклоны после успешного спектакля без цветов, в то время как букеты были в руках у всех других исполнителей было обидным и несправедливым.
Мне всегда казалось, что в душе талантливейшая актриса, покоряющая сердца сотен, нет – тысяч, зрителей была незащищенным, ранимым ребенком, который испытывает боль там, где обычный человек причины для боли не заметит.
Возможно, именно в этом и кроется природа ее таланта.
 
Ушла Вера Спиридоновна в 2017 году, такой же ослепительно-красивой, какой много лет назад пришла сюда и осталась здесь навсегда.

Навсегда осталась она и в памяти своих поклонников и зрителей. 
      



   
         


   


Рецензии