Грех на мне

У нас всё ещё карантин. Но отчёт о работе всё равно надо сдавать. Уже почти готов. Осталось только чуть-чуть подправить. Вчера скинула всю работу на флэшку и решила сегодня дома доделать, а в понедельник отдать. Но зачем-то собралась и в положенное время пошла на работу.
 Зима пока ещё не спешит к нам. Так…., лёгкий снежок и даже мороза нет, ну, может быть, в пределах одного градуса. А к концу ночи снежок стал таять, и к утру  превратился в снежное месиво. Шла-шла и легонько брякнулась прямо в эту кашу. Испачкалась и вернулась домой. Глядь, все мои флэшки дома лежат на моём рабочем столе. Поняла, что это сам Бог остановил меня, чтобы не ходить зря туда-сюда по такой слякоти. Напилась чаю горячего, подумала, что в запасе у меня ещё целых два дня, успею, и села  писать о том, о чём давно хотела рассказать.
Я уже говорила, что после известия о смерти отца, мама потеряла всякий интерес к жизни (Миниатюра «Начало»), даже в ванну не всегда спешила, хотя всегда была чистюлей.
В тот год Пасха была 8 апреля, а 15-го апреля – Красная горка – Воспоминание о Пасхе,(Прощание с Пасхой), по-здешнему – Отданьё Пасхе. Как и во все религиозные праздники, в этот день нельзя многое делать, в том числе и мыться в бане, даже - в ванне. А я зачем-то предложила маме:
- Мам, а давай я тебя искупаю.
Она с какой-то радостью сразу согласилась, хотя несколько предпасхальных дней даже слышать об этом не хотела. Говорила; «Нет» и всё. Искупала я её. Стала помогать ей выходить из ванны. Она вцепилась в запястье моей левой руки просто мёртвой хваткой и не отпускала.  Ни на какие уговоры не отвечала. А второй рукой – ухватилась за борт ванны и начала как бы трястись. Я не могла никак освободить свою руку. И так несколько минут. Стала спрашивать её:
- Мама, ты меня слышишь? "Да" - ответила мама кивком головы.
 –Ты меня понимаешь?  - «Да», также ответила она.
Я стала просить её:
Мама, отпусти мою руку, я позвоню Гале, она придёт и мы вдвоём поможем тебе выйти из ванны.
Пыталась объяснить ей, что она может простудиться и схватить воспаление лёгких, а в таком возрасте это очень опасно. Но, нет, ни на какие уговоры она не отвечала, только смотрела на меня каким-то непонятным взглядом и при этом дрожала Так продолжалось более сорока минут. Каким-то образом я всё-таки вытащила её из ванны, довела до кровати, уложила в постель и хорошо укутала. Долго она лежала так. Когда согрелась, успокоилась, встала и попросила горячего чаю. Пришла Галя. Мы решили, что всё обошлось. Но через несколько дней мама начала как-то странно дышать. Ни температуры, ни подкашливания, ни озноба у неё не было, только одышка. Врач заподозрила воспаление лёгких. Повезли её в больницу, в приёмный покой. Рентгеновский снимок показал правостороннюю пневмонию, даже сказали мне, что правое лёгкое просто истлело. В этой больнице её не оставили на лечение, направили в другую, поближе к дому. Приехали, а там нас уже ждали и отказали в госпитализации. Объяснили, что лечить можно и надо дома, где ей будет удобнее и спокойнее в домашней обстановке. Даже лечение назначили. Сын сразу же начал колоть ей сильный антибиотик. Через день мама умерла.
 Это сейчас все умирают от гадкого и подлого вируса. А посмертный диагноз у мамы был - «сердечная недостаточность».
 Правильно, зачем им лишняя смерть в лечебном учреждении!? Пусть лучше это произойдёт дома.
Вечером, за день до смерти, мама отказалась от укола, сказала:
- не нужно делать укол, я завтра буду умирать.
- как это - умирать, ты ведь ещё совсем не старая? Мы же лечим тебя. И обязательно вылечим. Она ответила, что нет, она будет умирать.
Что говорить о страхе потерять мать! Я поняла, что так оно и будет. Спросила её:
- Мама, тебе страшно умирать?
- Нет, не страшно, там хорошо – ответила мама.
В пять часов утра следующего дня уже было видно, что дело совсем близко к концу.  Попросила маму быть осторожней, чтобы не упасть с постели, и пошла к сестре, сказать ей об этом. Возвращаясь домой, услышала в лесочке гукание филина. По давней примете знала, что это к чему-то очень плохому, страшному.Сестра с мужем пришли вслед за мной. Умерла мама в 9 часов 26 минут утра. До 82-х лет не дожила всего 19 дней. Царствия Небесного тебе, МАМА.

 Не могу себя простить, что предложила ей искупаться в ванне в праздничный день. Да и врача надо было вызвать сразу же. Но с какой лёгкостью и даже радостью она приняла это предложение! И как скоротечно все произошло! Может быть, действительно она спешила к отцу?
27.11.2020.
05.12.2020.Два-три дня назад почему-то вспомнила, что последние несколько недель, да, наверное, те самые сорок дней, я чувствовала незримое присутствие мамы в доме. Как-будто даже дыхание её слышала, вздохи, какие-то её движения, звук передвигаемого стула в комнате, где стоял гроб с её телом. Знала, что это она, но никаких других признаков не было. И прекратились эти ощущения после того, как я написала о ней. Может быть, она ждала этого моего покаяния? Прости меня, мама.
Вот уже второй год только и слышно: ковид, ковид... И я не могу теперь отделаться от мысли о том, - не от ковида ли умерла наша мама? Знаю, что пневмония начинается с небольшого повышения температуры и покашливания. Сын дважды болел ею в первые годы нашей жизни здесь. Возможно, так проходила его акклиматизация. Не знаю. А у мамы очень уж стремительно развилась эта болезнь. Десять с лишним лет назад  никто ничего не знал о ней,  а она,болезнь,могла уже проникнуть в нашу страну и потихоньку набирала "обороты".Попробуй теперь - разберись.


Рецензии