Ариадна Александровна Гуськова
Ариадна Александровна родилась в 1932 году в семье служащих. У нее была фамилия Головастикова, и она долго не знала, что по материнской линии принадлежит к уважаемому купеческому роду Иконниковых, и что прекрасный особняк на улице Малая Покровская, особняк, в котором находится Областной Дом бракосочетания, принадлежал когда-то ее прадеду - купцу Иконникову. Собственно, прадед этот дом и построил, где до революции 1917 года жил со своей многочисленной семьей.
Росла она в семье всеобщей любимицей. Ее родители жили неподалеку от театра оперы и балета, часто проводили там вечера, предпочитая оперные спектакли. Дочку они оставляли на попечение бабушки Анны Павловны Иконниковой.
Ее папа, хоть и не имел музыкального образования, тем не менее хорошо пел, аккомпанируя себе на гитаре. Он любил петь классические романсы, иногда арии из опер, которые ему запоминались во время посещения спектаклей. Мама настолько любила музыку, что порой забывала о необходимости готовиться к рождению ребенка. Вечером они были с мужем в опере, а утром следующего дня родилась дочка, которую назвали Адой. Родилась она 7 апреля, день, который был большим праздником для православных христиан – День Благовещения. Любовь к музыке и театру, видимо, принадлежат к врожденным качествам будущей балерины.
Ариадне исполнилось 6 лет, и бабушка повела свою внучку в оперный театр на балет «Эсмеральда» Ц. Пуни. Это был на редкость яркий и талантливо поставленный спектакль. Над ним работали выдающиеся мастера театра М. Цейтлин – балетмейстер-постановщик, первый главный балетмейстер нашего театра, легендарный по своему дарованию, художник А.М. Мазанов, дирижером-постановщиком выступил, тогда еще совсем молодой, П.М. Резников. Спектакль поразил воображение девочки. Она, словно завороженная, не отрываясь смотрела на сцену, сопереживая событиям, там происходящим. Когда же в конце спектакля Эсмеральду жгли на костре, горькие слезы текли из глаз, потрясенного увиденным, ребенка. Все происходящее на сцене было так убедительно, что, казалось, будто дым костра попадает в детские глазки и не дает возможности слезам остановиться… И только тогда, когда артисты под бурные аплодисменты вышли на поклоны, стало понятно, что Эсмеральда осталась жива…
Практически, не сохранилось сведений о том, каким был этот спектакль, но сами имена постановщиков говорят о том, что он должен был быть прекрасным. Только память людей, которым довелось побывать на нем, увидеть декорации Анатолия Михайловича, насладиться музыкой и танцем, на всю оставшуюся жизнь сохранили свои впечатления, от соприкосновения с волшебным миром балета. Свежи эти впечатления и у Ариадны Александровны. В этом спектакле все было по-настоящему, даже козочка Эсмеральды была живой и очень умненькой. Эсмеральду в спектакле исполняли две ведущие балерины и у каждой была своя козочка. В сцене пыток, козочка подбегала к Эсмеральде, и, словно сочувствуя ей, тыкалась мордочкой в колени балерины и облизывала «раненые» ноги и руки. В зрительном зале даже взрослые люди рыдали от сочувствия. Рыдала и Ариадна Александровна. Иногда дети видели, как балерина шла в магазин с козочкой на поводке, но это вовсе не разрушало впечатления от увиденного чуда театра. Это первое впечатление от посещения театра и его спектакля «Эсмеральда» и сегодня живы в памяти Ариадны Александровны. Танец поглотил все другие интересы девочки. Она ежедневно стала устраивать домашние концерты - танцевала перед своими родителями и бабушкой, которые дружно ей аплодировали.
В 1940 году Ариадна Александровна пошла учиться в школу, которая находилась напротив театра, и, хотя это было совсем недалеко от дома, бабушка ежедневно провожала внучку на занятия и встречала ее после их окончания. Неожиданно, от своей школьной подруги, которая была старше Ариадны на четыре года, она узнала, что та поступила учиться в балетную студию при оперном театре. Желание поступить в эту студию, вспыхнуло в ее детском воображении, о чем она немедленно с восторгом рассказала своей любимой бабушке, с которой у них были доверительные отношения. И бабушка поддержала инициативу ребенка, собрала все необходимые справки о состоянии здоровья девочки и повела ее в театр на предварительный отбор: нужно было проверить, слух, музыкальность и прочие данные, необходимые для будущей балерины. Ариадна Александровна сразу же понравилась членам приемной комиссии, ее приняли и уже на следующий день она пришла в театр на занятия. С этого момента началась ее театральная жизнь. Бабушка поддерживала интерес начинающей балерины, она собственноручно сшила ей маленькую детскую пачку, балетные мягкие туфельки, провожала ее на занятия и терпеливо ждала, когда они закончатся. В начале июня 1941 года Ариадна Александровна впервые вышла на театральную сцену. Состоялся первый концерт, в котором она принимала участие. Ее педагог Чижов А.В. позволил будущей балерине показать свое мастерство у станка, но и перед таким выходом, девочка очень волновалась, потому что первый выход на сцену казался ей величайшим событием. Наверное, так оно и было, потому что и сейчас Ариадна Александровна помнит этот концерт во всех подробностях.
Вскоре после того памятного концерта, началась Великая Отечественная война. В первые ее годы всем было особенно страшно: город подвергался бомбежкам, особенно сильно бомбили в праздничные дни. Эти бомбежки она запомнила очень четко, потому что, каждый раз, когда объявлялась воздушная тревога, мама быстро одевала ее и все вместе они спускались на первый этаж, где уже собрались соседи, которые с горечью в голосе рассуждали о том, что может произойти, если бомба упадет рядом…Однажды рядом с их «убежищем» бомба все-таки упала. Она весила 120 кг, и, к счастью, не разорвалась, но все-равно было страшно. Довелось Ариадне Александровне стать очевидцем последствий, разорвавшейся бомбы около церкви Спаса на улице Белинского. Это было 7 ноября, тогда была «ранена» церковь и погибло много людей. Это событие не смогло уйти из памяти. Война запомнилась еще и тем, что родители много работали, а бабушка часто уходила из дома, чтобы занять очередь и отоварить карточки для получения хлеба и еще чего-нибудь съестного.
Тяжело было и артистам балета, многие из них в свободное время устраивались на подработку разносчиками хлеба. Тогда хлеб развозили по домам, артисты получали зарплату не деньгами, а дополнительными порциями хлеба. Время было такое тяжелое, что даже ведущий артист балета, педагог Ариадны Александровны, Л.В. Чижов вынужден был подрабатывать развозкой хлеба. В первые годы войны, когда еще не была введена бронь, многие артисты балета ушли на фронт. Вскоре в театре разместился эвакуированный из Минска Большой Государственный Белорусский театр оперы и балета. Балетные спектакли стали показывать при совместном участии с артистами из Белоруссии. В самом начале войны балетная студия перестала работать, однако, в 1943 году она возобновила свою деятельность, и Ариадна Александровна с огромной радостью продолжила свое обучение. В студию в это период стали принимать не только малышей, но и ребят постарше. Вот тогда-то и пришел в театр красивый мальчик Всеволод Гуськов с двумя своими товарищами. Их привлекало то, что на все спектакли они могли ходить бесплатно, да к тому же всем учащимся студии стали выдавать рабочие карточки, а было большим подспорьем для семей. Занятия вел сам М. Цейнтлин. Он вскоре стал выпускать учащихся на сцену в качестве артистов миманса, осторожно ребят стали вводить на небольшие партии в спектакли текущего репертуара. Первым таким спектаклем стала «Тщетная предосторожность». Учащиеся балетной студии впервые стояли на сцене рядом с ведущими артистами балета. Педагогом Ариадны Александровны в этот период была Н.В. Владимова, та самая балерина, которая поразила когда-то девочку своим исполнением партии Эсмеральды. Этого педагога Ариадна Александровна боготворила и старалась четко выполнить каждое ее замечание. Когда заканчивался очередной учебный год, Ариадне Александровне было доверено открывать отчетный концерт исполнением полонеза Ф. Шопена. Она гордо шла первой парой и была предельно счастлива. Творчески росла Ариадна Александровна, рос и Всеволод Гуськов. М. Центлин доверил ему исполнение партии Злого Гения в «Лебедином озере», с которой он блестяще справился и вскоре получил еще одну партию, на сей раз это была партия Абдерахмана в балете «Раймонда».
В 1948 году в театр приехал выдающийся балетмейстер Г.И. Язвинский. Его супруга стала работать художественным руководителем балетного училища. Они оба выделяли среди других детей Ариадну Александровну и сразу же заняли в новом спектакле «Доктор Айболит», где ей было поручено исполнение сразу двух партий: Ванечки и Ласточки, хотя она и была еще ученицей. Они увидели в ней профессиональную актрису и с тех пор стали активно занимать во всех спектаклях. Практически сразу же после премьеры «Доктора Айболита», она стала танцевать в «Лебедином озере» Маленьких лебедей и одну из Невест, т.е. то, что обычно танцуют уже настоящие артисты. Прошло совсем не много времени и в спектакле «Бахчисарайский фонтан» ей была доверена была уже заглавная партия Марии. Эту роль обычно танцуют опытные, состоявшиеся актрисы. Ариадна Александровна проявилась в этой роли как токая лирическая героиня. Изящная, утонченная и глубоко чувствующая материал, с которым ей довелось встретиться. В печати тех лет появились прекрасные отзывы об удачной работе молодой балерины. Партия Марии Ариадне Александровне казалась невыполнимой мечтой, ведь когда-то, стоя за кулисами, она, с замиранием сердца, смотрела как исполняла эту партию великая Галина Уланова.
После Марии, Ариадна Александровна стала танцевать во всех спектаклях, которые ставил Г.И. Язвинский.
Молодая балерина очень ответственно относилась к своей профессии. Она стремилась сохранять свою форму, никогда не позволяла себе никаких поблажек, ежедневные уроки, дополнительные репетиции, умеренность в еде…да мало ли еще чего не должна была позволять себе актриса. А то, что она не просто красиво и правильно танцевала, но создавала еще и характер, проникала в душу своих героинь и умела передать это зрителям, было сразу же отмечено нижегородской критикой.
В 1956 году Отар Дадишкилиани поставил в нашем театре балет «Шурале». Здесь сложился великолепный дуэт: Ариадна Александровна танцевала партию Сеюмбике, а Всеволод Михайлович получил партию самого Шурале. Это был прекрасный спектакль. Артисты были чрезвычайно убедительны. Не случайно, именно после этой премьеры Ариадна Александровна получила приглашения от крупнейшего театра страны – Новосибирского театра оперы и балета. Они нуждались в такой балерине и сразу же, как Ариадна Александровна приехала в их город, отправились на гастроли в Китай. Труппа новосибирского балета поразила молодую балерину своей масштабностью, там было свыше ста человек. И все они обладали высочайшим мастерством… Однако, Ариадна Александровна легко вошла в состав нового коллектива, свыше трех месяце она гастролировала вместе с труппой в Китае и с чувством глубокого сожаления вынуждена была вернуться домой. Причиной было нежелание мамы, поехать жить к дочери в Новосибирск. Вернулась домой и вновь пришла в родной театр. К тому времени главным балетмейстером стала Л. Серебровская. Все самые лучшие страницы творческой жизни Ариадны Александровны связаны именно с ней. Первую партию, исполнение которой ей доверила Л. Серебровская, была Жизель. Жизель была мечтой балерины, она «бредила» этой партией, очень хотела ее исполнить и была предельно счастлива, когда ее мечта стала успешной явью. Рядом с ней всегда находился «рыцарь нижегородской сцены» Всеволод Михайлович Гуськов. Он был ведущим артистом театра, быстро завоевал сердца публики. Легко завоевал он и сердце Ариадны Александровны. Рядом с красавцем всегда вились многочисленные поклонницы, но его выбор упал на героиню моего рассказа. Не дарил он ей цветов, не объяснялся в любви…просто сделал предложение стать его женой. Вместе они прожили около 60 лет. Он стал единственным мужчиной в ее жизни…
Веду неспешный разговор о творческом пути Ариадны Александровны и постоянно наблюдаю за тем, с какой гордостью она рассказывает о Всеволоде Михайловиче. О его творческих достижениях она готова говорить бесконечно и мне приходится постоянно возвращать ее к основной теме нашей беседы. Это была неразлучная пара как на сцене, так и в жизни. Так протекала их счастливая жизнь почти 60 лет…
Век артистов балета короток. После 25 лет работы, они совсем еще молодыми и полными творческих сил, становятся пенсионерами. Не избежала этой участи и яркая пара Гуськовых. Они получили пенсионные книжки и перешли на работу в филармонию. (в своем театре им нельзя было танцевать по бюрократическим причинам). В филармонии же они стали постоянными участниками концертов, которых «давалось» великое множество. Концерты проходили в самых дальних уголках нашей области, не единожды они выезжали и в другие города. Жизнь не была скучной, но театр все-таки оставался их главной любовью. Когда у Павла Михайловича Резникова появилась возможность вернуть эту пару в театр, они приняли его предложение с радостью. Всеволод Михайлович стал работать солистом оперы и был активно занят в оперетте, а Ариадне Александровне поручили ответственную должность помощника режиссера. Это ответственная работа, которая требует глубокого знания всего репертуара, сосредоточенности и напряженного внимания во время проведения спектаклей. Она с этой работой справлялась настолько успешно, что вскоре ее назначили на должность заведующей труппы, где она проработала еще около 30 лет. А ее супруг радовал зрителей каждым своим выходом на сцену. Он не обладал сильным вокальным голосом, но был очень красив, подвижен и выразителен, публика всегда встречала и провожала его овациями. Свои 80 лет он встречал бенефисным спектаклем и каскадные номера ему пришлось исполнять, по настойчивой просьбе зрителей, несколько раз.
А Ариадна Александровна так вросла в свою новую профессию, что порой казалось будто ничем другим она и не занималась ранее. Доброжелательность, забота о солистах, внимание к ним, понимание всех трудностей нелегкой профессии и готовность всегда прийти на помощь, сделали свое дело: Ариадна Александровна и сейчас любима, всеми кому довелось знать ее и работать под ее руководством.
Наверное, всеобщая любовь делает ее глаза сияющими и молодыми…и пусть так будет всегда!
Свидетельство о публикации №220112701203