Мой зять Миша Шнейдер

24.09.2020 ушел из жизни прекрасный человек, муж моей дочери.


Вот фрагмент от  01.10.2020 из  интернет-газеты Вести-Ynet :

 ... Исследователь из университета Бар-Илан, доктор Михаил Шнейдер погиб 24 сентября в возрасте 63 лет при падении с велосипеда. Это произошло, когда он с женой и двумя сыновьями отправился на обычную велосипедную прогулку.
Неожиданно он врезался в незамеченное препятствие и упал.
С тяжелейшей травмой головы он был госпитализирован в иерусалимскую больницу.
Два дня спустя врачи сообщили семье, что шансов у мужчины нет, потому что у него наступила смерть мозга.   

     "Когда мы поняли, что ситуация необратима, мы единогласно согласились пожертвовать его органы для трансплантации, - рассказала его супруга о совместном с детьми решении. – Это очень соответствовало его мировосприятию, наполненному человеколюбием и освящением жизни. Он и всех нас в свое время уговорил подписать карточку АДИ, выражающую согласие обладателя на пожертвование своих органов после смерти.”

 Смерть доктора Шнейдера позволила спасти 4-х человек.

Печень была пересажена 44-летней женщине, легкие – 60-летнему мужчина, а почки – мужчинам 63 и 73 лет. ...




О Мише мы впервые услышали от дочки, когда она начала учиться в институте. В школе он дважды перепрыгивал в старшие классы и в институт поступил в возрасте 15 лет.

Наша дочка Лена и ее ближайшая подруга Ира все годы учебы в институте дружили с ним и бывали в нашем доме.

Меня удивляло, что он ничего у нас не ел. Отказался он и от бутерброда с колбасой, когда к нам, отдыхающим в Пярну (в 1974 или 1976 году), приехал на велосипеде с озер в Латвии, где отдыхал с родителями.

Я подумал, что он вегетарианец но позже выяснил, что он религиозный и соблюдает кашрут. 

До Миши я не встречался с религиозными евреями. Среди родственников и друзей моих родителей таких не было.

У Нели тоже в ближайшей родне не было религиозных.

Но Мише нам так нравился, что никаких отрицательных эмоций его религиозность у нас не вызвала.

В мае 1977 года Миша и наша Лена поженились.  Лена тоже стала религиозной.

Свадьба ( хупа ) происходила в синагоге на Марьиной Роще.
Т.к. синагога находилась недалеко от института, почти никого из институтских друзей они не пригласили, во избежании неприятностей перед защитой диплома. Присутствовала только ближайшая подруга по институту Ира Сухопрудская и школьная подруга Инна Эмдина.

Я впервые в жизни был в синагоге и меня удивило, что там не было евреев среднего поколения. Были только юнцы (среди которых выделялся шестнадцатилетний Авигдор Эскин) и старые беззубые евреи.

На  хупе, помимо нас с Сашей, моих родителей, родителей Миши, его сестры Марины с мужем, присутствовал также увешанный орденами и медалями дедушка Миши -  Григорий Яковлевич Дегтярь.

Григорий Яковлевич Дегтярь  до 1934 года был личным врачом-кардиологом Сталина, а во время войны - возглавлял фронтовой госпиталь.

Бабушка Миши на свадьбе не была, т.к. в это время лежала дома с переломом шейки бедра.

В отличие от анекдотов о зяте и теще (тесте) у нас с Мишей установились с самого начала теплые уважительные отношения.

Я понимал, что Миша незаурядный человек.

В России Мише так и не удалось поработать по специальности "математика-программиста" (из-за антисемитизма в конторе, куда институт его распределил). Он уволился и стал работать сторожем. При этом он продолжал изучать философию иудаизма и писать работы на эту тему.

Когда мы, через полтора года после них репатриировались в Израиль в апреле 1981 года, Миша работал в русскоязычном религиозно - просветительском издательстве хабадников  - "Шамир".  Был там идеологом. Издал много своих работ и проводил занятия с новыми репатриантами.

В 1987 г. он ушел из Шамира. Мне он объяснил свой уход тем, что там больше стали интересоваться выпивкой, чем изучением торы.
Одновременно он отошел от Хабада.

Они стали религиозными сионистами и Миша пошел в армию.

Для того, чтобы пройти обязательную службу в армии (по возрасту - 4 месяца), он выбрал для себя самую тяжелую специальность - саперные войска. Я наблюдал его - совершенно изможденного, когда он приходил домой в отпуск.

Миша много писал, преподавал и печатался. Его ученики становились раввинами, но он к этому не стремился.

Его не интересовали регалии.

Когда-то ему предлагали баллотироваться в кнессет, но все это было ему не интересно. На вопрос сына почему он с такими знаниями математики не сделал это своей профессией, ответил, что ему интересней заниматься философией иудаизма.

Он сделал докторскую диссертацию только для того, чтобы иметь возможность читать лекции в университете и улучшить материальное положение своей семьи.

   Он всегда был самодостаточен и никогда не торопился.

Извещение о присвоении ему звания "профессор" было получено только после его гибели, хотя представление к званию было несколько месяцев назад.

Прошло уже более двух месяцев с момента гибели Миши.
 
Я тогда был в шоке. Не помню как и кто мне сообщил о несчастье.
 
На кладбище я сидел на скамейке около микрофона, но не понимал выступавших.
У меня не было сил пойти со всеми, когда понесли тело к могиле.
 
Только через месяц я был у его могилы на открытии памятника и, заодно, посетил могилу моей Нели на соседнем участке.

Все еще очень свежо.
 
Все старались поддержать Лену. Прилетал мой Саша из Чикаго и Марина - сестра Миши из Москвы.
С нами в доме живет наш младший внук после демобилизации (служил, как и братья, в боевых частях), но и двое других из своего жилья на эти два месяца переселились сюда к матери.
На все пятницы и субботы сюда приезжали семьи старших детей. За стол садились 19-20 человек, в т.ч. 9 моих правнуков.

Потрясающая семья!
 
Правые и левые, религиозные и переставшие быть религиозными, светские и атеисты (я) и все-все такие дружные! 

  Я другой такой семьи не знаю !!!

В этом большая заслуга Миши.

Об его трагической гибели было сообщение во многих газетах на иврите и на русском.

На меня произвела большое впечатление статья Ильи Дворкина - "Мой друг Миша Шнейдер", опубликованная в иерусалимском журнале "Лехаим" от 25.10.2020
https://lechaim.ru/academy/moj-drug-misha-shnejder/

 


Рецензии
ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ жаль вполне ещё молодого, здорового человека, который, похоже был источником любви и тепла. Очень сочувствую его близким. Случилась нелепость и несправедливость. Но рассусоливание еврейства - какая-то спекуляция. Бросают страну и бегут где теплей и сытней и интересней. Только не надо про преследования. Я не первый день живу, видел разное. Видел, что НИКТО евреев не преследует, а они всё равно норовят драпануть. Видно, натура такая. Натуру не переделаешь?

Сергей Елисеев   05.12.2020 13:59     Заявить о нарушении