Нина Товстоног - Заслуженная артистка России

Когда я вижу Нину Владимировну Товстоног, Заслуженную артистку России, или вспоминаю о ней, то перед внутренним взором невольно выплывает цветущий остров Мартиника, расположенный в теплом Карибском море; город Форт-де-Франс с 5-звездночным отелем и золотисто-серым пляжем…а также оглушительный успех наших первых зарубежных гастролей. Здесь, на сцене местного театра, мы пять раз показывали оперу «Аида» Дж. Верди. Театр Форт-де-Франса скорее напоминал концертный зал нежели театр, а может быть и шатровый цирк с установленной на нем неудобной сценой.

В памяти непременно возникает седовласая курчавая голова пожилого темнокожего человека, который был мэром принимающего нас города. Вспоминаются его горящие глаза, с восторгом следящие за ходом спектакля, его поющие губы. Этот уже немолодой человек очень любил «Аиду» и каждое лето приглашал в город какой-то из европейских театров для исполнения этой оперы. По его просьбе Триумфальный марш из финала 2-го действия «Аиды» театр исполнил дважды. Незабываемое впечатление – поющий оперу, вместе с артистами, мэр города. Больше никогда не приходилось видеть ничего подобного.

Я вспоминаю об этом, потому что, придя в театр после окончания Московской консерватории, Нина Владимировна вскоре принесла с собой своеобразное «приданное» - французского импресарио Клемента Гарбизю. «Приданное» обеспечила ее мама Алевтина Петровна, которая в то время сотрудничала с Фондом Архиповой и совершенно случайно узнала о том, что известный импресарио озабочен поисками «Аиды» в России. Этот спектакль в то время шел с большим успехом на нашей сцене, им открывался очередной театральный сезон, партию Аиды пела Нина Товстоног. Это был редкий случай, когда открытие сезона было доверено молодой актрисе. Клемент Гарбизю заинтересовался нашим театром. Он приехал на открытие сезона из Парижа, чтобы самому увидеть то, что ему предложила Алевтина Петровна. Волновался не только наш творческий коллектив, волновались наши друзья и все зрители, которые были в зале. Информация о судьбоносном для нас в то время просмотре, с молниеносной быстротой разлетелась по городу и привлекла в зал большое количество людей, желающих поддержать театр своими аплодисментами. Спектакль прошел на высоком подъеме, тепло был принят зрительным залом, понравился он и Гарбизю, который тут же пригласил наш коллектив на ответственные гастроли. Об этих гастролях можно много интересного рассказать: ведь все тогда для нас было впервые. Однако, сейчас я говорю о Нине Товстоног.

Нина вошла в театр в 1989 году. Вошла и навсегда в нем осталась. В творческий коллектив она влилась органично и без особого напряжения. Активно стала осваивать ведущий репертуар, созданный для сопрано. В это время на нашей сцене царили две ведущие певицы – Народная артистка России Лариса Зырянова и Заслуженная артистка России Таисия Казимирская. Но обе они понимали, что нужна молодая смена - певица, которая, освоив репертуар, в скором будущем будет петь их партии. Эта жестокая правда часто бывает для артистов очень болезненной. Нина умела вести себя чрезвычайно тактично, но в то же самое время уверенно.  Она быстро освоила весь ведущий репертуар.

Возможно, ей в этом помогало строгое семейное воспитание: она родилась и выросла в городе Обнинске, который был первым наукоградом страны и городом, где была построена первая в мире АЭС. Родители были инженерами крупного НИИ, - там сейчас брат работает главным инженером. Крепкая семья технических интеллигентов… Правда, отец Нины обладал роскошным баритоном, любил петь дома, а маленькая девочка ходила за ним следом и подпевала. Весь репертуар своего отца знала наизусть. Мама хотела, чтобы дочка училась музыке, но, поскольку у старшего брата с этим ничего не получилось, она не настаивала. Семья была дружной: все вместе часто выезжали «на природу», ходили за грибами, ягодами. Рыбалка тоже входила в перечень семейных увлечений… Любовь к природе, рыбалка, грибная охота сопровождают Нину Владимировну всю жизнь и добавляют ей жизненные силы.
Как много все-таки значит семья в формировании личности человека. Дружная, крепкая семья, где царит любовь и стремление поддержать друг друга, делает человека сильным и уверенным в себе и своих силах. У него за спиной, словно бы, нерушимая стена, на которую всегда можно опереться, и за которой можно укрыться ото всех жизненных невзгод. В такой семье выросла Нина Владимировна Товстоног. Чувство возможности опереться на крепкую стену, сформировали в ней уверенность в себе и своих силах, они стали ее отличительной чертой на всю жизнь.
К решению заниматься музыкой Нина пришла самостоятельно в 11 лет: совершенно случайно подошла к пианино, попросила, чтобы ей показали, как нужно играть на этом удивительном инструменте. Ей показали простенькую пьеску, она быстро ее выучила и только после этого обрадовала маму тем, что хочет учиться в музыкальной школе. Был цветущий май, мама несказанно обрадовалась горячему желанию дочери и сразу же подала документы в приемную комиссию. Потом был вступительный экзамен. Нина спела любимую песню «Алеша». После этого ее больше ни о чем не спрашивали и сразу же зачислили в музыкальную школу. Нина не сразу поняла, что ее приняли. Других ребят еще долго о чем-то расспрашивали, ей же после «Алеши» больше никаких вопросов не задавали.
 
С «Алеши» начался у Нины путь в серьезную музыку. Путь, длиною в целую жизнь.
Ей хотелось научиться всему и сразу, поэтому она стала заниматься одновременно на двух отделениях – фортепианном и дирижерско-хоровом.
Музыкальную и общеобразовательную школы окончила одновременно. У нее не было сомнений о том, какую профессию выбирать. Уже в 8-м классе приняла твердое решение, что свяжет свою жизнь с занятием музыкой.

В школе она много и хорошо пела, часто принимала участие в праздничных концертах. Выступления ее сопровождались неизменным успехом. Однако, она практично решила, что пение дело ненадежное: сегодня голос есть, а завтра он может и исчезнуть, поэтому нет смысла становиться певицей. Стать хорошей пианисткой она тоже не надеялась: заниматься игрой на пианино начала довольно поздно, да и руки не были достаточно сильными…
Поэтому она уверенно подала документы для поступления в Московское музыкальное училище им. Гнесина на дирижерско-хоровое отделение. Конкурс среди поступающих был огромным, Нине не хватило полбалла, чтобы быть принятой. Но, несмотря на это, именно здесь произошло событие, заставившее девушку по-новому посмотреть на себя и свои возможности.

В составе приемной комиссии была педагог по вокалу. А поскольку в училище был хор, в котором все студенты должны были участвовать, то пение при поступлении было обязательным предметом. После того, как спела Нина, педагог уверенно ей сказала: «Зачем Вам поступать на дирижерско-хоровое отделение? У Вас же профессиональные вокальные данные!». Нина с благодарностью помнит всех своих учителей, помнит их имена, даже привычки многих из них запомнила, а вот имени человека, который одним замечанием повлиял на ее судьбу, не знает. О чем до сих пор говорит с сожалением. Поскольку в училище она не прошла по конкурсу, тот же педагог посоветовал ей поступить в гнесинский институт на педагогическую практику. Это была группа, на которой студенты учились мастерству преподавания. Здесь нужно было петь. Нина поступила, и одновременно стала работать в родном городе консультантом в нотариальной конторе. Ее приняли на эту работу в расчете на то, что через год Нина поступит в юридический институт. Девушка при приеме на работу не стала громко возражать против такой возможности, хотя и не собиралась связывать свою жизнь с юриспруденцией. Тем не менее в ее трудовой книжке гордо записано: консультант МЮ СССР. Это был очень непростой год. Днем работала, потом ехала в Москву, поздно вечером возвращалась назад, нередко на последней электричке. Так прошло девять трудных месяцев. Но не зря говорится: все, что нас не сломает, - только сильнее сделает.

Трудности словно специально возникали на пути молодой девушки, проверяя ее характер на прочность. При поступлении в музыкальное училище при Московской консерватории, перед вступительным экзаменом, попала в проливной дождь, промокла до нитки, еле успела просохнуть перед выходом на показ приемной комиссии. Спела романс Н.Гурилева и была принята сразу же после первого тура. Второй тур ей проходить не потребовалось…

Годы учебы пролетели быстро и оставили о себе яркие воспоминания: строгие, но доброжелательные педагоги, непререкаемая, почти армейская, дисциплина, участие в многочисленных концертах…
Музыкальное училище окончила с отличием и сразу же поступила в Московскую консерваторию на вокальное отделение. Ее педагогом по специальности была В.Н. Кудрявцева-Лемешева, а концертмейстером стал А.Б. Покровский – сын Бориса Александровича Покровского. Он многое рассказывал о певцах Большого театра, в котором проводил много времени. Нине все было интересно. Учеба шла легко. Ее не раз приглашали на зарубежные гастроли. Будучи студенткой, она побывала в Болгарии с «Каменным гостем», во Франции с «Евгением Онегиным».

По окончании консерватории прослушивалась в несколько театров страны, в том числе и в Мариинский. Гергиеву она понравилась, но мест для ее голоса не было, и он предложил Нине приехать через два года. За это время голос окрепнет, и она легко сможет петь партии драматического сопрано. Все театры, куда Нина приезжала с показом своих вокальных возможностей, сделали ей предложение о работе, но она остановила свой выбор на нашем Нижегородском театре. И никогда об этом не пожалела. Здесь она состоялась как профессионал. Обладая великолепным голосом лирико-драматическим сопрано полного диапазона, она может петь партии лирического (Иоланта в опере «Иоланта», Татьяна в опере «Евгений Онегин»), а также драматического репертуара (Лиза в «Пиковой Даме», Аида в одноименной опере, Мария в «Мазапе», Кума-Чародейка в опере «Чародейка»). Нина Владимировна филигранно владеет голосом. Одним из показателей ее мастерства является наличие пиано на верхних нотах. Певица может передать голосом все оттенки характеров исполняемых ею героинь. Порой ловишь себя на мысли о том, что при таком вокальном мастерстве, ей не нужны никакие сценические приспособления. Она владеет яркой харизмой, редкой способностью перевоплощаться, используя свой редкий дар, сложившийся из природного таланта и великолепной школы московской консерватории. Ее голос способен выразить самые тонкие душевные переживания исполняемой героини. Нина Владимировна – человек целеустремленный. Она добивается решения любых задач, которые перед собой ставит. Голос ее звучит по-прежнему свежо и молодо.    Она прекрасная мать, сумевшая воспитать замечательного сына, который самостоятельно, без всяких репетиторов, поступил в один из самых престижных технических вузов столицы. А теперь еще и успешный педагог нижегородского музыкального училища им. Балакирева. Ее студенты поступают в разные музыкальные вузы страны.

В Мариинском театре она все-таки спела несколько спектаклей «Сказание о невидимом граде Китеже» в партии Февронии.

Творческая жизнь Нины Владимировны сложилась вполне удачно. Она много раз выезжала на зарубежные гастроли. Я была очевидцем ее успеха в любимой партии Аиды Дж. Верди на сцене Македонского оперного театра. Франция, Германия, Голландия, Испания рукоплескали нашей певице.

Стала дипломантом Всероссийского конкурса вокалистов в Белгороде, Лауреатом престижной премии Нижнего Новгорода, Лауреатом премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина.

Все крупные Российские фестивали оперного искусства приглашали ее для участия, и она всегда была их украшением.
Нина Владимировна очень строга и прямолинейна. Она не терпит фальши и прямо говорит о том, что ее не устраивает. Вместе с тем, это отзывчивый и думающий человек. Я с благодарностью вспоминаю как однажды ее, Заслуженную артистку России, попросила выступить перед своими студентами культурологами. Полагала, что она просто расскажет о своей непростой профессии. Но она пошла другим путем: показала, как звучит одно и то же произведение, исполняемое в разной манере - народной, эстрадной (мелодикломация) и классическом вокальном. Это было так образно и так понятно! А главное, студенты захотели приходить в оперный театр на спектакли с ее участием. Неплохая пропаганда искусства оперы…

Все острее понимаю важность того, чтобы истинные мастера всегда были рядом с молодыми, начинающими артистами. Кто, кроме них, Мастеров, может передать свой драгоценный опыт?
Заслуженная артистка России Нина Товстоног - гордость нашего театра и его достояние.

Пусть будет и дальше успешен ее путь в искусстве…

      

 
 
   

 
 
    

 
 
    

 
 
   

 
 
    

 
 


Рецензии