Жизнь за царя - Иван Сусанин

«Жизнь за царя» - «Иван Сусанин» М.И. Глинки: долгий путь от эпохи николаевских преобразований до наших дней на нижегородской оперной сцене.
Каждое художественное произведение имеет свою историю и свою собственную жизнь на земле. Имеет ее и опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Интересно проследить какими путями шел спектакль «Иван Сусанин» навстречу с нижегородскими зрителями. Путь этот был не прост и очень долог.
Но вначале нужно сказать несколько слов о том, кто такой Сусанин, вымышленный он или реальный герой…

Крестьянин Иван Сусанин – лицо историческое. Он жил в деревне Деревеньки на реке Кобре в бывшем костромском уезде (близ села Домнино).

Подвиг Ивана Сусанина засвидетельствован в сохранившейся в русских архивах жалованной грамоте царя Михаила Романова, которая была выдана 30 ноября 1619 года зятю Сусанина Богдану Собинину. Героический поступок Сусанина – одно из проявлений патриотизма в эпоху «смутного времени». В 1610 году польско-литовское панство стремилось поработить Московское государство. Были захвачены Смоленск, Москва и другие русские города.

В памятниках древне-русской письменности сохранились описания жестокого насилия и издевательства захватчиков над русским народом: «Что они ныне над нами чинят, всегда в очех наших всем нам смерть показуют, и поругаются, и насилуют, и поносят нам в лепоту. И домы наши у нас отнимают, яко волки зубы своими скрегчают, и грозят нам и претят смертью».

В эти годы и погиб Сусанин мученической смертью. В грамоте сказано, что зять Ивана Сусанина Собинин пожалован «за кровь и за терпение тестя его Ивана Сусанина, которого литовские люди взымали и пытали великими немерными пытками и замучили его до смерти». Образ Сусанина запечатлен в народных сказаниях, которые передавались из поколения в поколение.

Прошло около 200 лет до того момента, когда этот образ лег в основу великой оперы М.И. Глинки, - композитора, который сыграл выдающуюся роль в развитии русской музыки.

М.И. Глинка (1 июня 1804г – 15 февраля 1857г) родился в Смоленской губернии, с. Новоспасское. В 16 лет он переехал в Петербург, где стал усиленно заниматься музыкой. Уже в 1829 г были опубликованы его первые произведения.
Интерес музыкальных познаний привел его (1830-1834гг) в Европейские страны, где в то время билось сердце музыкальной культуры. Долгих 4 года он прожил в Италии, Австрии и Германии, где активно знакомился с музыкальной жизнью этих стран и совершенствовал свои познания в области теории музыки. В этот период им были созданы первые зрелые произведения.
 
Тогда же, в Италии у него возникло непреодолимое желание написать национальную героическую оперу.
По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 г он уже излагал подробный план 5-иактной патриотической оперы, он наигрывал им мелодии будущих арий и ансамблей. В то время Глинка предполагал написать оперу по повести Василия Андреевича Жуковского «Марьина роща», однако, когда он поделился этой идеей с автором «Марьиной рощи», сам поэт предложил ему другую тему – тему подвига русского крестьянина Ивана Сусанина, который пожертвовал своей жизнью ради спасения родины от врагов.

В это же время Глинка познакомился с поэтической Думой русского поэта декабриста Рылеева, посвященную Сусанину. Эту поэтическую Думу высоко ценил А.С. Пушкин. В Думе были такие слова: (1823 г)
«Предателя, мнили, во мне вы нашли.
Их нет и не будет на русской земли.
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не загубит.
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело».
Это был период, когда в обществе еще жило чувство гордости за победу, одержанную над наполеоновскими полчищами. И подвиг Сусанина был созвучен времени и настроению народа-победителя.

Кстати, образ Сусанина в 1815 г попытался воплотить на оперной сцене русско-итальянский композитор Катерино Кавос (Кавос играл видную роль в развитии русской культуры), но попытка написать оперу не вполне удалась.
Поэтическая Дума Рылеева, а также мысль, поданная Жуковским, всецело завладели воображением композитора. Глинка позднее вспоминал: «…как бы по волшебному действию, вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке – польскую; наконец, многие темы и подробности разработки – все это разом вспыхнуло в моей голове».

Но нужен был еще и автор либретто. Где его найти? Возникло серьезное затруднение…руку помощи протянул «императорский двор»
Либреттиста для будущей оперы Глинки рекомендовал именно «двор» и этот факт сохранился в истории. Им стал барон Егор Розен. (1800-1860). Сам Глинка называл автора либретто любовно: «усердный литератор из немцев».

Началась активная работа, в ходе которой план оперы неоднократно менялся. Задуманная вначале как 3-хактная, она превратилась в 5-актную, а затем в 4-хактную с эпилогом. Весной 1836 года опера была написана и ее сразу же принял в работу Петербургский Большой (ныне Мариинский) театр. Премьера состоялась 27 декабря 1836 года. «Неизгладимыми буквами начертано 27 декабря 1836 года, в истории русского искусства»,-писал выдающийся русский композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов, - На долю гениальных произведений в музыке весьма редко достается сочувствие публики тотчас, с первого же раза. С оперою «Жизнь за царя» случилось именно такое исключение». Современный биограф Глинки так описывал это историческое событие: «Вечером большой театр был переполнен. В нижних ярусах собралась столичная аристократия – дамы в бриллиантах, военные в мундирах с золотым шитьем. В царской ложе – император с августейшим семейством. В партере петербургские литераторы, музыканты. В одиннадцатом ряду партера у самого прохода занял свое место А.С. Пушкин. Глинке досталась ложа во втором ярусе. И вот за пультом появилась фигура капельмейстера Катерино Кавоса. Погас свет. Шум постепенно стих. Взмах палочки и под сводами огромного пятиярусного театра полились торжественные, могучие звуки увертюры.» Сюжет, музыка, величественный финал с его гениальным «Славься» не могли не произвести впечатления на первых зрителей оперы. На премьере император Николай Первый в знак своего чрезвычайного одобрения оперы пожаловал Глинке бриллиантовый перстень. А Пушкин преподнес Глинке стихи: «Слушая сию новинку, Зависть, злобой омрачась, пусть скрежещет, но уж Глинку затоптать не сможет в грязь». Опера была с восторгом принята передовой частью публики, но прохладно аристократическими кругами.

Император Николай 1 присутствовал на последних репетициях оперы. Он предложил заменить название «Иван Сусанин» на «Жизнь за царя», по его мнению, это должно было придать опере монархическую направленность. (хотя, раздавались голоса – назвать оперу «Смерть за царя», но это предложение было отметено сразу же.) По названием «Жизнь за царя», опера шла до 1917 года. Затем название было восстановлено, и опера вновь стала называться «Иван Сусанин», как-то и задумывал сам Глинка.

После революции 1917 года опера долго не шла на российской сцене. Считалось, что либретто Розена слабое в художественном отношении. В 1939 году поэт Городецкий подверг его коренной переработке. События 1612 года и подвиг Сусанина – стали ярчайшим эпизодом этой войны. Образ народного героя обрел величавость, стал символом героизма и патриотической верности, обрел образ живого человека. Была подчеркнута красота русской природы и народной жизни.
Опера Глинки «Жизнь за царя» не могла остаться незамеченной и в нашем городе.
Впервые музыка Глинки прозвучала со сцены городского частного театра в 1847 году. Правда, был исполнен только Первый акт оперы, из-за невозможности поставить ее целиком. (партитура оперы была привезена в Нижний Александром Дмитриевичем Улыбышевым. Она подарена ему самим М.И. Глинкой, но позднее, к сожалению, была утрачена.)

В 1877 году оперу «Жизнь за царя» привез в Ярморочный театр, известный в то время, антрепренер Медведев.
Полностью же опера была исполнена в Нижнем Новгороде 14 мая 1896 года. Об этом спектакле в печати того времени сохранилось много воспоминаний. Это был день открытия здания нового театра (сейчас в этом здании находится Академический театр драмы им. Горького).

На открытие нового здания была заявлена опера М. Глинки «Жизнь за царя». Исполнителем партии Ивана Сусанина стал молодой артист Мариинского театра Федор Шаляпин, который почти не был занят в репертуаре своего театра и с радостью принял предложение выступить в Нижнем Новгороде. Ранее Федор Иванович никогда не пел эту партию и очень волновался перед первым выступлением. Ему казалось, что эпический образ Сусанина, должен выглядеть крупно и монументально.
Репетиции начались только 5 мая.

В пустом зале голос певца звучал неплохо, но в актерской игре певец чувствовал себя неуверенно, часто прибегал к фальшивым и наигранным позам, преувеличенно важно шагая по сцене. Режиссеров в нашем сегодняшнем понимании тогда не было.
Спектакль финансово обеспечивал и курировал Савва Иванович Мамонтов. Это был не только известный меценат, но и очень тонкий знаток и ценитель искусства.
На одной из репетиций он обратился к Шаляпину с замечанием: «Федор Иванович, а ведь Сусанин не из бояр».

Этого замечания хватило Шаляпину, чтобы по-новому взглянуть на образ Сусанина. Он моментально понял, что должен изобразить на сцене простого крестьянина. Начался творческий поиск, который не сразу увенчался успехом.
Вечером 14 мая зал театра впервые наполнился публикой. Прибыли представители власти, крупные чиновники, купечество и специально приехавшие из столиц на открытие Всероссийской выставки гости. Как часто бывает в таких случаях основное внимание было сосредоточено на внешней стороне события.

Артистов же, занятых в спектакле, волновало все: и торжественность официальной обстановки, и первое исполнение в новом, еще не освоенном помещении, и присутствие высокопоставленной публики.

Тем не менее спектакль прошел с успехом и был еще раз повторен 16 мая. Нижегородская публика в то время была избалована итальянской антрепризой, часто приезжающими на Ярмарку знаменитостями, поэтому сдержанно приняла первые спектакли «Жизни за царя», о чем писалось в газетах «Волгарь» и «Нижегородский листок» того времени.

С этого непростого, исторического для нашего города спектакля, началось знакомство нижегородцев с великим произведением отечественной оперной музыки.

Прошло много лет…И только в 1940 году нижегородцы могли вновь встретиться с этой великой оперой. На сей раз – уже с «Иваном Сусаниным». Она состоялась на сцене нового, недавно открытого театра оперы и балета им. А.С. Пушкина.
Постановку осуществили Александр Гаврилович Ерофеев – главный дирижер театра, молодой режиссер театра Борис Александрович Покровский и художник Анатолий Мазанов. По воспоминаниям современников, это была талантливая работа режиссера. В спектакле было много творческих удач. Особенно выделялась работа Ивана Яковлевича Струкова в партии Сусанина. Именно он и определил в значительной мере успех спектакля. Удачной была и роль Вани в исполнении Марии Чиненковой, которая, будучи артисткой хора, впервые выступила в сольной партии, после чего была зачислена в труппу солистов оперы.

Об этом спектакле в книге Н.Н. Полуэктовой и В.А. Коллара написано: «Новая крупная работа увенчалась успехом. Можно с полным основанием утверждать, что по силе драматической выразительности образ великого крестьянина-героя, созданный И. Струковым, является выдающимся творческим достижением в масштабах всего советского музыкального театра».

Этому спектаклю суждено было занять особое место в истории нашего театра. Им открывались гастроли в г. Иванове 31 мая 1941 г.
 
Воскресным утром 22 июня этот спектакль повторялся вновь. До Правительственного объявления о нападении на нашу страну фашисткой Германии, был сыгран только первый акт оперы. Во время антракта театр покинули все военнообязанные зрители. Зал опустел, но спектакль был сыгран до конца.

По окончании спектакля, руководством театра было принято решение прервать гастроли и вернуться в Горький. Творческий коллектив театра сразу же, без положенного отпуска, стал готовиться к открытию нового сезона. С особой тщательностью продумывался репертуар, созвучный патриотическому настроению народа.

Сезон 1941-42 гг был открыт раньше обычного: 26 июня 1941 года. И открывал его «Иван Сусанин».

Спектакль «Иван Сусанин» ставился в театре 7 раз: в 1940 г.
В 1950 (Ерофеев, Покровский, Мазанов);
В 1954 (Ерофеев, Мазанов, Петров)
1971 (Миллер, Мазанов, сведений о дирижере не сохранилось);
По воспоминаниям И.В. Елисеева, постановка 1971 года отличалась некоторыми привнесенными деталями, не входившими в партитуру оперы: пролог из нижегородского кремля, где Козьма Минин собирает ополчение и эпилог был перенесен с Красной площади в Московский кремль. К тому же режиссер ввел в действие два новых персонажа – князя Пожарского и Козьму Минина. (видимо, он выполнил пожелание Сталина, которые тот высказал в 1939 г постановщикам Большого театра). Этот спектакль недолго продержался на сцене и незаметно «сошел» с нее.
И если до сих пор, говоря о жизни оперы, я пользовалась воспоминаниями участников и литературными источниками, то последние две премьеры были поставлены с моим непосредственным организационным участием. Я была не только очевидцем, но обеспечивала процесс их выпуска.
Оба спектакля дороги мне и памятны.
 
В 1988 году «Иван Сусанин» ставился в нашем театре по предложению Министерства культуры России. Этой постановкой театр решал сразу несколько задач:
1.Частичное финансирование выпуска взяло на себя Министерство культуры РФ;
2.Великое произведение Глинки возвращалось на нашу афишу;
3.Коллектив театра с этим спектаклем приглашался в Кострому, где должен был показывать его на открытой площадке Ипатьевского мужского монастыря, который в это время принадлежал областному историческому музею.

В постановочную группу вошли В.В. Бойков – главный дирижер театра, О.М. Дадишкилиани – главный режиссер театра. Художник-постановщик Е.А. Спекторов и балетмейстер Ю.В. Папко были приглашены из Москвы.

Предложение это было для театра лестным и хотя мы уже имели опыт работы на открытой площадке («Чародейка» была показана у стен Нижегородского кремля летом 1987 г), весь коллектив с волнением взялся за интересную и ответственную работу.
В Ипатьевском монастыре мы должны были играть спектакль в августе 1988 г. Для того, чтобы адаптировать спектакль к открытой площадке, его постановщики Е. Спекторов и О. Дадишкилиани заранее выехали в Кострому, чтобы изучить возможности монастырских экстерьеров, выбрать наиболее подходящее место для возведения сценической площадки. Они должны были учесть все особенности монастырских зданий для того, чтобы выигрышно включить их в ткань спектакля как естественную составляющую декораций.

Театр готовился с особой тщательностью, в июне в качестве предварительной репетиции спектакль был показан на площади Минина в родном городе.
И вот наступило 16 августа 1988 г. Это было время царствующего атеизма. Никто тогда открыто не отмечал праздник обретения Иконы Феодоровской Божьей Матери. Но все ощущали, что дата показа выбрана не случайно.

Древние монастырские стены едва вмещали всех желающих присутствовать на показе. Волнение охватило не только нашу труппу, но и всех собравшихся.
Спектакль шел на едином дыхании, подчинив себе само время. Открытая сцена, своеобразный «зрительный зал…» В финале, когда на огромном эмоциональном подъеме был исполнен заключительный хор «Славься», впервые зазвучали монастырские церковные колокола, которые молчали десятки лет до этого, и в небо взмыла стая голубей, кружась в темнеющем небе.

Всеми присутствующими овладело ощущение нереальности происходящего. Артисты, выходя на поклоны, невольно поднимали головы и всматривались в небо, где в лучах прожекторов, парили монастырские птицы.

Успех спектакля был обеспечен множеством факторов, и прежде всего тем, что партию Ивана Сусанина исполнял Народный Артист России Александр Сергеевич Правилов.

В жизни каждого артиста бывают такие события, которые затем долго живут в памяти и питают воображение. Для Александра Сергеевича таким событием стало его выступление в роли Сусанина в Ипатьевском монастыре. Он поделился своим впечатлениями с Нинель Михайловной Благовидовой: «Подобного внутреннего состояния, как в Ипатьевском монастыре, я ранее никогда не испытывал…и для меня колокольные звоны в финале оперы прозвучали таким мобилизующим зовом, таким ни с чем не сравнимым по эмоциональной силе призывом к спасению Отечества, что я был охвачен одним желанием – до конца дней моих честно выполнять свой долг, делать все от меня зависящее для процветания Родины».

Партия Ивана Сусанина была одной из прекрасных жемчужин в репертуаре талантливого певца. Он был органичен и достоверен в ней настолько, что зрители с замиранием сердца следили за проживанием этого образа великим артистом. 
А.С. Правилов был единственным исполнителем этой партии до конца до конца своих дней. 2 мая 2003 года его не стало. Трудно было представить, что кто-то другой выйдет на сцену в этой роли. Спектакль «замер», после ухода основного исполнителя…

То был период, когда между нашим театром и Македонским оперным театром установились глубокие дружеские связи. Мы получили п
риглашение от них осуществить совместную постановку «Ивана Сусанина».
Узнав об уходе выдающегося исполнителя партии Сусанина, македонцы решили ставить этот спектакль самостоятельно, лишь попросили передать им наши декорации и костюмы. Несколько позже, видимо поняв, что без нашей помощи им будет трудно осуществить постановку русской оперы, наши друзья из г Скопье попросили нас, как это ранее и задумывалось, принять участие в постановке. Мы это предложение приняли и сформировали постановочную группу в состав которой входили режиссер-постановщик О.М. Дадашкилиани, дирижер-постановщик В.А. Рылов, хормейстер-постановщик Э.А. Пастухов.

Исполнение партии Сусанина было поручено Народному артисту России Владимиру Ермакову. Премьера в г Скопье состоялась в мае 2003 года в рамках Международного фестиваля «Майские оперные вечера». Опера исполнялась на русском языке и была с восторгом принята многочисленной публикой. Спектакль сразу же получил приглашение принять участие еще в одном Международном фестивале «Охридское лето». Он был показан в августе 2003 года на открытой площадке греческого амфитеатра города Охрида. Незабываемое событие. Это был последний спектакль постановки 1988 года. (С улыбкой вспоминаю, как везла огромные валенки в жаркую страну для выхода Сусанина в последней сцене).

С этого момента спектакль на три года ушел из репертуара театра.
4 ноября 2005 года в стране был учрежден Государственный праздник День народного единства. Обсуждая вопрос о том, как мы будем отмечать это событие в будущем, пришла вполне оправданная идея: восстановить «Ивана Сусанина». Средства на изготовление декораций и пошив дорогостоящих костюмов выделили губернатор области В.П. Шанцев и Председатель Попечительского совета театра В.И. Лузянин. Спектакль был профинансирован и премьера его состоялась 4 ноября 2006 года. Ее осуществила постановочная группа в составе: О.М. Дадишкилиани, Е.Б. Шейко, Е.А. Спекторов, Э.А. Пастухов.

На партию Сусанина был назначен В.Н. Ермаков, А.Н. Сильчук и совсем еще молодой М. Наумов.

Владимир Ермаков партию Сусанина последний раз спел 23 декабря 2006 года.
Сейчас ее поют М. Наумов, А. Сильчук, В. Ряузов.
В интервью газете «Нижегородская правда» Э.А. Пастухов сказал: «Есть определенная гордость в том, что нам по плечу это колоссальное произведение, потому что в русской оперной классике аналогов ему, наверное, нет и по объему, и по сложности музыкального материала. А в первую очередь – это соприкосновение с великой русской культурой».

Победное шествие «Ивана Сусанина» на нижегородской сцене продолжается. 13 августа 2019 года он был вновь показан в г. Костроме. На сей раз на центральной площади города – площади им. Ивана Сусанина.


 


Рецензии