Три поэта
(«Из книги "Под сенью Ясной Поляны»)
«Судить других - нелёгкая задача».
А.Харчиков.
Расставлять иконы поэтов – дело неблагодарное. Я часто пользуюсь общепринятым:: №1 – Пушкин, №2 – Лермонтов, №3 – Есенин. Но при определённых контекстах меняю: Лермонтов - Пушкин - Есенин.
Или: Есенин - Лермонтов - Пушкин (сие ближе моей душе). Иногда на первое место ставлю Языкова, Некрасова, Маяковского, Твардовского, Щипачёва, Высоцкого. Даже англичанин Роберт Бернс, подчас, оказывается №1 в русской поэзии. И каждый раз тому есть своё обоснование.
Имея рубрику в газете (пусть даже районной), попытался бы (на свою голову!) пронумеровать и тульских поэтов, иллюстрируя их произведениями. Но Бог оберегает от такой напасти.
Потому воспользуюсь общепринятым рейтингом: первый поэт Тулы – Валерий Ходулин (бывший гравёр ТОЗ,татарин), второй – Александр Харчиков (бывший металлург Косой Горы, русский) Правильно или нет, куда поставить: Дружкова, Жарковского, Пахомова, Савостьянова, ясногорца Тулупова, потянувшегося к поэзии Овинникова и многих других? Оставим за кадром, ибо тут не по теме. По теме только Александр Харчиков: второй он или первый, во всяком случае один из лучших в Тульской области. Личность незаурядная.
Начал свою взрослую жизнь у доменной печи. Здесь стал бригадиром электриков. Почётного звания «бригада коммунистического труда» добились ребята бригадира Николая Шацкого, но вторыми стали электрики Харчикова. Всё-таки, упрёков не избежать:
– Саша, что ты и твои хлопцы такие сонные?
- Владимир Иванович! Разве не знаете «эффект Харчикова»? Пока я сплю –доменные печи работают!
Сотрудничал с заводской многотиражкой «Дзержинец», газетой Косогорского района «Социалистический труд». Писатель Лаврик, задавшись целью создать собственное тульское отделение Союза писателей (до этого относились к Курской писательской организации), стал разыскивать молодые таланты. По газетным публикациям обратил внимание на Харчикова.
Просто-таки принудил его писать роман (Лицом к огню). Добился от директора завода Тененбаума выделения для молодого таланта двухкомнатной квартиры. Дал рекомендацию в члены Союза писателей СССР. Пестовал. Правда, за своё усердие и пострадал: другой его протеже прозаик Кузнецов, подававший большие надежды, удрал за границу. Дали по шапке Лаврику и многим другим.
Харчиков же стал заместителем редактора газеты «Молодой коммунар». Издал несколько прозаических и стихотворных книг. Весёлый, компанейский, оптимист, простецкий, но, в то же время, с апломбом, отчего туговат на ухо: говорил ему, что его стихам не хватает редактора, в ответ:
– Избавь, Бог!- называет фамилию из издательства «Левша».
–Редактора, как Твардовский!
По горячности отвергает и такого. А ведь работа для редактора есть! Приведу одно из ранних стихотворений, которое мне очень нравится, а вы последите: не споткнётесь ли на чём?
Говорили о морозе,
Говорили о дождях,
О не венчанной берёзе,
О женатых лебедях.
Говорили мы о снеге.
Говорили о цветах,
О созвездиях, ночлеге,
О высоких каблуках.
А потом ты загрустила,
Разговор у нас увял.
А потом ты уходила
За последний перевал.
Шла и думала дорогой:
«Не обнял… какой чудак!»,
Я подумал: «Недотрога,
И обнять нельзя никак».
Я споткнулся на «не венчанная», «женатые», «за последний перевал», чуть поправить, покорпеть над неудачным соседством снега и цветов, созвездий и ночлега – стих стал бы безукоризненным! Главное в нём есть: лёгкость чтения, ясность, сюжет.
Бочаров Александр взрослую жизнь начал ещё до армии токарем КМЗ. Продолжил после армии. Писал в заводскую многотиражку, учился заочно на историческом факультете Тульского пединститута. Стал редактором родной газеты «Дзержинец». В 55 лет издал первую свою книгу стихотворений «Люблю я Русь!». Творческий минус – нет лёгкости стиха. Но это оборачивается плюсом (да и во многом объясняет причину) –каждое стихотворение имеет философскую мысль (без чего поэзия становится побрякушкой). Другая сильная сторона – патриотизм. При занятости первых двух позиций Ходулиным и Харчиковым, Бочаров мог бы претендовать лишь на третье место, но в контексте патриотизма, любви к природе, Александра Ивановича можно смело ставить первым.
И тогда два поэта из первых трёх –косогорцы! Впечатляет?! Вот две строфы из сборника Бочарова:
В России города, как обелиски,
Ржаное поле золотом звенит,
А вдоль дорог на обелисках – списки,
И Красная Звезда на них горит!
Или:
Журавлиный клин пронёсся дальний,
Сорок первый – словно был вчера,
И звучат молитвой поминальной
В памяти моей колокола.
Куликов Сергей. Большой поэт. Косогорский есенин. При расстановке икон его бы поставил на первое место в области. Да и в России был бы виден, если издать в Москве, да хоть немного оповестить любителей поэзии. И первая скрипка в этом – Союз писателей. Но …тульское отделение оного хронически больно дефицитом порядочности.
Проявилось сие и относительно Куликова: его в члены СП не приняли. Да, не дотягивает! Пока не поэт. Ну, господа хорошие, если Куликов не поэт, то кто тогда на Руси поэт? Человек трагической судьбы: юношей попал в автомобильную аварию и потерял ноги. Парень-красавец и.. ростом теперь ниже всех. Скорость передвижения черепашья. Мысли раздвоены, душу атакует чёрный ворон:
И так весьма не по себе,
А ты кружишь нелепо низко,
Когда-то окажусь в земле,
Пока же не сменю прописку.
«Любовь к отеческим гробам»
Не истолкую я превратно,
Коль лабиринт "не по зубам".
Мне нить подарит Ариадна.
Спасительная нить – это не сломаться в душе: иные с руками-ногами, да калеки духовно, люди сильной воли поступают как Маресьев.
Платочком белым слёзы осуши,
Ведь на земле итак с избытком влаги,
Поверь: созвездие твоей Души
Погибнуть не позволит мне во мраке.
Что не взбодрит лекарственный настой,
Не торопись печальный сделать вывод.
В уверенной борьбе с самим собой,
Душой усталой отыщу я выход.
Выход –стихи! Бог даровал поэтическую жилку. Стал писать. Издал сборник стихов
«Мыс Эль». В 1997 году при содействии председателя городского комитета защиты населения Ребровой Татьяны Львовны и её заместителя Кузнецова Александра Сергеевича (обоих знаю лично – прекрасные люди!), выпустил второй – «Серебряная нить»: 131 стихотворения и ни одного проходного!
В каждом есть изюминка, то есть, неожиданные наблюдения, мысль. В подтверждение несколько строф:
Друг к другу были мы внимательны,
Теперь: не сыщешь нужных слов,
Собор Парижской Богоматери
В дождливый вечер дал нам кров.
Святым привычно свечи ставите,
На вас смотрю со стороны,
И в том, что я вне вашей памяти,
Пожалуй, нет моей вины.
Ах, вспомните первопрестольную,
Ужель и вас не манит даль,
Вы не узнаете, как больно мне,
Милейшая модам Рошаль.
Не погасить огня душевного,
Как жаль, что вы теперь мадам…
Собор Василия Блаженного,
Моей России Богом дан.
И я уйду по снежной скатерти,
А вы – к тому кто сердцу мил,
Собор Парижской Богоматери,
Для вас Всевышний возводил.
Дай Бог всякому с руками и ногами такие рифмованные соборы возводить! Или:
Так и случилось. Встреч искал я тщетно,
И всё бесследно кануло во мгле,
В ту ночь меня вы одарили щедро,
Чтоб стал я самым нищим на земле.
И всё же приступы слабости приходят:
Пустой троллейбус. Вьюга. Полночь.
Фонарь – скорбящая свеча,
Ах, как нужна мне чья-то помощь,
И безразлично, право, чья.
Но лучшая – детская. Одно время школы шефствовали в таких случаях, с пользой для себя и нуждающихся. А тут такое дарование, что юным стихотворцам – университет! Даже два часа в неделю уроков: факультативов или внеклассной работы, станут большим подспорьем для Сергея Куликова.
Могли бы и музей или ДК регулярно проводить вечера одного Куликова. Или вкупе с другими поэтами Косогорья. Востребованность - вот что нужно этому даровитому поэту (Впрочем, как всякому творческому, да и простому человеку)
Конечно, «Три» - это лишь для красного словца в заголовке. На деле поэтов посёлке гораздо больше! Скажем, умерший в 1987 году Валерий Бурба – не только поэт, но ещё и художник! Или же, только за один вечер, посвящённый Бочарову, я узнал ещё троих поэтов: Василия Попова, Александра Лисякова и ветерана Великой Отечественной войны Ларина, который не только пишет стихи, но и сам исполняет те из них, которые стали песнями.
В семнадцать с половиной лет ушёл на войну, выжил, возвратился, работал… Грудь в медалях, душа поэта, голос певца и в свои 77 лет со сцены Дома культуры:
Нас всё меньше и меньше,
А ведь было нас много,
Ведь было нас столько,
Что ломилась дорога.
Наши роты редели,
Наши души седели,
Смерть погреться ходила
К нам в окопные щели.
Нас всё меньше и меньше,
Мы уходим далече,
Это мы погасили
Бухенвальдские печи.
Печальный случай: я ещё не дописал эти краткие строки о Ларине, а он… "Мы уходим далече!".
Умер в начале 2002 года. Полный сил поехал отдыхать в Велегож и в триста метров не доехал автобус до пункта назначения, как у ветерана отказало сердце.
Иван Проскурин
(Из книги «Косогорский металл»).
2002.
Свидетельство о публикации №220112701394
Антонина Балабанова 27.02.2021 20:41 Заявить о нарушении
Александр Бочаров 3 28.02.2021 22:06 Заявить о нарушении
