Данила. О сострадании

На фотографии - Данила Жежерун (1978-2020). Данила ушел из жизни в октябре 2020 года. Тогда же я написала эссе "Данила. О сострадании". За мрачными ноябрем и декабрем прошлого года, когда бушевал унесший Даню коронавирус, настал ясный, чистый январь. Новый год принес всем нам иллюзию того, что наступление болезни остановилось. Вспоминая Данилу, я порой думала, что ему оставалось продержаться совсем немного, что Дане нужно было пережить те месяцы и дождаться января - и возможности привиться, защитить себя, вступить в будущее. Но будущее Данилы не состоялось. Он умер, не успев сделать много важных, очень важных, важнейших дел. Сейчас, в июне 2021года, я решила вернуться к написанным тогда словам. Мне искренне жаль, что те строки вновь актуальны.    

Светлая тебе память, Данила!


ДАНИЛА. О СОСТРАДАНИИ.

Его больше нет, нет среди живых – ушел так стремительно, что словно оставил за собой приоткрытую дверь и все еще может вернуться. Но он не вернется.

Данила. Киномеханик, влюбленный в кинематограф, великий знаток проекционных аппаратов, "золотые" руки. Сын.  Брат. Друг. Любящий. Любимый. 

Человек, делавший мир добрее одним своим присутствием.

Когда-то мы общались в компании общего друга, затем, как это случается в жестокой Москве, нас разнесло течение жизни.  Легкий, изящный, прекрасно воспитанный, с редким врожденным чувством справедливости, «правильности». Его теплые голубые глаза лучились добротой к окружающему миру, к встреченным людям. Светлая, застенчивая душа.

И вот – сообщение от общего друга. Слова «кома», «обширный тромбоз легких», «геморрагический инсульт» никак не вязались с Данилой. Сорок два года – и это?!  Как возможно?! Возможно. Жесточайшие осложнения нового вируса. Дни надежд, а вечером двадцать седьмого октября - едва слышный голос Данилиной мамы, ответившей на мой телефонный звонок: «Даня умер сегодня утром».

К чему я это рассказываю?

Для меня с того вечера цифры погибших от коронавируса ожили, и каждая стала ушедшим человеком. Другом, подругой, сыном, дочерью, матерью, отцом, дедушкой, бабушкой, и так далее. Я осознала, как много вокруг меня безутешного горя и слез.

Прошел месяц.

Пишу приятельнице, от которой никак не могу отделаться, и которая то и дело отправляет мне несмешные открытки : «Сегодня месяц, как погиб мой приятель. Жесточайший вирус».

А она мне в ответ: «Вирус нужно просто пережить, иного не дано».

Я ахнула, и последовал недолгий диалог.

- Жаль, что ни мой приятель, ни другие погибшие не знали, что им нужно просто  пережить вирус.

- Ну, кому-то везет, кому-то – нет. Не там человек оказался, судьба. Вот я сама выздоровела от короны, своими силами, к врачам не обращалась. Сейчас консультирую по телефону свою подругу, у нее как раз ковид.

Меня пробрала жуть.

- У тебя вообще есть сострадание к людям?

На мой вопрос тотчас пришел ответ. Я прочла только первую строчку:

- Есть, но идет естественный отбор.

«Есть, но…». Но сострадание с «но» - не сострадание, также, как любовь с «но» - не любовь.

Если же идет естественный отбор, то почему жестокосердные так уверены, что человечеству для выживания нужны именно они, глухие к чужой боли, убежденные в своей избранности?! Может быть, отбор идет среди тех, кто остается в живых, и выбирают милосердных, ибо Землю спасут они?!

В какой момент жизни человек выбирает душевную глухоту, решает не замечать страдания и боль? Как же бедна жизнь людей с очерствевшим сердцем! Те, кто не способен чувствовать горе, не чувствуют и радость, не видят и красоту.

«Просто пережить»?! Эти слова унижают всех нас, и погибших, и тех, кто их оплакивает, а плачут многие и многие, потому что настало время великой печали и великого преображения человеческой души.

Позднее я вышла на прогулку в парк. Ранние сумерки ноября, невесомый дождь, обратившийся в снег, острый запах влажной дубовой коры. Наш мир все еще прекрасен, а это значит, что большинство из нас, как и прежде, верит в добро, ибо гармонию природы определяем мы сами, все вместе и каждый по отдельности.    

Если вы читаете эти строки, значит, вы живы.

Поэтому будьте здоровы, счастливы, пусть все у вас складывается хорошо.


Рецензии
Отлично написно!

Григорий Аванесов   25.12.2020 23:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Григорий!

Кора Персефона   26.12.2020 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.