Можно повторить сказку?

Спросил как-то  у Эдика Успенского сценарист Роман Супер. Но не получил ответа и начал снимать фильм об "Эдике-сказочнике, который придумал наше детство!"
 А  пока  искали ответ на этот вопрос, время стремительно летело и летело. Но режиссёр, сценарист, художники "Союзмультфильма" не теряли время даром. Успели познакомиться со всеми, кто знал и работал с Эдиком. Со всеми, начиная со знаменитого композитора Гладкова - до не менее знаменитого поэта Энтина. Не считая женщин. А их было не мало у красивого и умного , к тому же талантливого Эдуарда Успенского.
 Но жестокий мир убивает гениев! И Эдика скоро не стало.

 Пришлось заменить его куклой. Ну очень на него похожей: с большими , слегка раскосыми печальными глазами. Говорящей всю правду о себе и стране, в которой живём,  о творчестве и  свободе.
 Куклы в отличие от людей говорят  правду! Зачем за них что-то придумывать?  Придумывают сказочники...А Роман Супер снимал свой документальный фильм о детском писателе Эдуарде Успенском, стараясь не отступать от правды.

 С чего начиналась сказка маленького мальчика Эдика?  Как у всех - с мамы и папы.
... С семейной фотографии смотрит строгая супружеская пара. У мальчика- мамины глаза. Только лицо у мамы строгое. И папа не улыбчивый.  А мальчик, видно, не очень-то послушный. А так - обычная семья. Небогатый советский "коммунальный мир". Дом.  Школа. Вуз. Всё как у всех. Но Эдик был мечтателем, который всегда хотел оторваться от земли, семьи и строгих правил существования. Его манило небо. И он выбрал Московский авиационный институт.
 В МАИ заметили его творческие способности.Он принимал активное участие в студенческой самодеятельности, выступал в "капустниках". Это давалась ему легко.
А со временем стало приносить и деньги. Гонорары понемногу росли.Книги не часто, но издавались, читались,раскупались. На одной из книжных ярмарок его творчеством заинтересовался финский писатель Ханну Мякиль. И с  легкой руки финна Эдуардом Успенским заинтересовались издатели на Западе. "Крокодил Гена с друзьями" завоевал огромную популярность у нас  и за рубежом. Эдуарда Николаевича пригласили вести "Радио- НЯНЮ". Но  нет кумира в своей стране, а особенно- в нашей! Успенского не очень-то жаловал  главный " Дядя Степа-милиционер" , который рулил в детской литературе книгами и писателями. И посторонним вход туда строго регулировал! 

Но небожитель  Эдик тоже оказался твердым орешком.И сдавать позиции не собирался! Из-под его пера выходили регулярно то Кот Матроскин, то Старуха Шапокляк,что злее бабы Яги расправлялась с непослушниками. А уж когда появился симпатичный Чебурашка, сказочный мир вздрогнул. Художник "Союзмультфильма" Шварцман -  второй папа героя-создал лопоухого  симпатичного зверька, которого сразу почувствовали своим  японцы, и умолили Эдика -друга продать им за любые деньги похожего на всех японцев Чебурашку! Эдик долго не сопротивлялся. Он никогда не получал всемогущие доллары за свое творчество и влачил довольно скудную жизнь, как и многие "совки"-от получки, то есть, гонорара -до следующей ...
  А тут - получил всё сразу:и деньги, и дом, и машину! А Главное - большую известность!
Книги Э. Успенского стали выходить одна за другой.Но так же быстро сменялись и жены, что не давало деньгам задержаться в доме писателя. Это слегка напрягало, как рыбака в сказке о Золотой рыбке...
 Дочь от первого брака- маленькую  Таню Успенскую,  Эдуард Николаевич пристроил в весьма странную школу Столбуна. Столбун выдавал себя за второго Макаренко, а по сути был совсем не Макаренко, а  Сатана в обличье педагога дьявола и сектанта!

 В семье Успенских стало что-то не ладиться.  Детские книжки выходили  радостные и нравились маленьким читателям. А своя 12-летняя дочка Таня грустила без родителей в " дьявольской школе." И , в конце концов, покинула её без спроса, сбежав к родной маме от сектанта Стобуна, поссорившись с папой...
 А у Эдуарда Николаевича появилась новая супруга елена. И с ней - две удочеренные её  девочки, не совсем здоровые и требующие постоянного ухода приемных родителей.

Говорят, москвичей испортил квартирный вопрос, а стареющих папиков еще и молодые жены. Елену сменила Лера Филина с музыкальным образованием и  непокорным сыном от  первого брака. Молодожены были заняты творчеством : вели на телевидении музыкальную передачу " В нашу гавань заходили корабли". Жизнь завертелась, закружилась, как в выпускном вальсе.Но постоянно " вальсировать" сказочнику со стажем становилось все труднее и труднее. Много времени уходило на создание книг и сценарии. Спрос на  его книги рос не только у читателей, но и у его молодой жены  Леры, любящей деньги. А здоровье сказочника слабело...

 Эдик Успенский стал замечать, что и Лера чем-то озабочена. И действительно, она активно занялась недвижимостью мужа: что-то постоянно продавала и покупала без его согласия. И наступили трудные дни выяснения личных отношений. К ним нежданно присоединились и студийные распри. Пошли судебные тяжбы за право собственности Чебурашки. Старик-художник- сионский мудрец - не стал противостоять натиску главного папы Чебурашки-Эдику, хотя настоящим был и тот, кто не родил, а воспитал вкус читателей к необычной кукле и очеловечил ее до невозможности. А потом  отдал Успенскому все права на Чебурашку, над которым так долго трудился.(Может быть, это подарило мудрецу Шварцману долголетие!) А Успенский  болел и враждовал с  коллективом "Союзмультфильма" за деньги. Не хотел ни с кем делиться... А ведь сверху предупреждали, что "делиться НАДО!" По его таланту можно было стать не только Министром образования, а и Главным Сказочником Страны!

 Но неожиданно наступила развязка: онкология грозилась отнять  у Успенского жизнь!
 И болезнь победила.Болезнь и старость не щадит нас, стариков. Мы думаем, что будем жить вечно." А жизнь ведёт свой счет. "Счёт на всё, и на шща-стье тоже,-  медленно рассуждал финн Ханну. Но он уже ничем не мог помочь своему другу Эдуарду.Время требует рассчёта сполна, и отбирает главное -жизнь!
 На студии "Союзмультфильм" что-то пробуют ставить по произведениям Успенского, но не получается как у мастера...
   Жаль, что бизнес уничтожил  сказку!

 Сценарист Рома Супер и друзья писателя  понимали, почему такой печальный конец  настиг  сказочника. Ему не хватило Любви с детства, когда всё только начиналось.  Он создал Сказку, но не воплотил ее в жизнь. 
 Не хватило любви  большому таланту. А творчество умирает без любви!
 Это и подтвердил фильм "О подаренном и украденном детстве " Ромы Супера и Вани Проскурина:  СКАЗКУ без сказочника НЕЛЬЗЯ ПОВТОРИТЬ... :


Рецензии
"Пришлось заменить его куклой. Ну очень на него похожей..."
Как часто это бывает в жизни, Эмма!
Живая рецензия.
Прочитал с интересом.
С уважением,

Григорий Пядухов 2   02.12.2020 10:58     Заявить о нарушении