Ледяные шахматы

Я указал на правый кулак внука, и мне достались черные фигуры.

- Е2-Е4, - деловито сказал Димка и передвинул пешку из белого льда на две клетки вперед, - испугался?

Сделав ход, он тут же убрал руку, пальцам было холодно.

- Классический ход, - ответил я, - не впервой. Е7-Е5.

И черная ледяная пешка встретилась лицом к лицу с противником.

- Только, чур, не поддаваться, как в тот раз.
- Тогда ты выиграл по-честному, - слукавил я.

Любезности и подначки закончились, началась серьезная игра.

Сбоку от шахматной доски стоял светильник, который вскоре будет переливаться разноцветными огнями. Внутри корпуса крутится цилиндр, боковая поверхность которого состоит из полос разноцветных пленок. Воздух в светильнике нагревается, поднимается вверх, через щели в крышке цилиндра. Цилиндр начнет вращаться и по комнате друг за дружкой поплывут разноцветные пятна. Возможно, у вас в детстве был такой, а у кого-то, возможно, и остался.

А вот ледяных шахмат нет ни у кого.

Белый конь вышел на передовую.

Я говорю не о больших фигурах, вырезаемых зимой бензопилами из глыбы льда.

Черная пешка прикрыла боевую подругу.

Ваш покорный слуга является владельцем ледяных шахмат, свободно помещающихся в стандартную шахматную коробку 43х43. И хранятся они не в морозильной камере, как некоторые могли бы подумать, а в ящике достаточно теплого комода. Но на батарею, ради эксперимента, я их не ставил, над открытым огнем не держал – волшебство волшебством, но к семейным реликвиям надо относиться бережно. Да, они не тают, и не спрашивайте меня, почему – не знаю. Но лед самый обычный, поэтому обращаться с фигурками надо крайне аккуратно.

- А мы так.

Белый слон встал на самую дальнюю, безопасную для него, клетку.

- А мы ответим.

Черный слон тоже влез в гущу событий.

- Деда, ты сейчас проиграешь.

Еще одна белая пешка вырвалась вперед, открывая ходы слону и ферзю.

Воздух в светильнике нагрелся. Цилиндр начал вращаться медленно, затем все быстрее и быстрее, словно мотор на электростанции, пущенный в тестовом режиме. Я выключил свет в комнате. Цветные пятна поплыли по стенам, по потолку, по нашим лицам и… по шахматам.

Фигурки преобразились. Подсвеченные со стороны, они будто закружились на месте, и только кони застыли на своих местах, при этом не уступая в великолепии остальным фигурам. Их холодные поверхности отражали, один за одним, красный, зеленый, синий, желтый цвета, словно катаешься на быстрой карусели поздним вечером под светом уличных фонарей.

Я с трудом оторвался от доски и посмотрел на Димку. Мальчик сидел с широко открытыми глазами, пытаясь одновременно охватить великолепие всей доски разом, будто видел это светопреставление впервые. А цветные блики все скользили и скользили по фигурам, как фигуристы по льду, так же плавно, легко, красиво и непринужденно.

- Тем не менее, продолжим, - предложил я.

Черные совершили рокировку.

Димка захлопал глазами, словно только что очутился дома после незапланированного путешествия и уставился на доску.

- Так, - он потер ладони, и смешно нахмурился, - значит мы…

Он хотел было взял ладью, но тут же отдернул руку.

- Нет, не так.

В итоге белый конь «съел» мою пешку и вообще повел себя вызывающе, заблокировав некоторые хорошие ходы и уничтожив пару замечательных комбинаций.

- Недурно, - похвалил я, учитывая, как сложно играть в шахматы, когда вокруг тебя кружатся цветные пятна и воздух пропитан волшебством.

- Деда, - Димка поставил локти на стол, подбородок положил на ладони и наконец-то задал этот вопрос, - откуда они у нас?

Он увидел эти шахматы будучи очень маленьким, когда любое чудо еще не рождало вопросов и принималось, как само собой разумеющееся. Теперь он подрос, пытливый ум жаждал ответов.

- От моего прадеда, - задумчиво произнес я, анализируя следующий ход.
- Такие старые?
- Ну, доска новая, а фигуры 19-го века.

Черный конь «съел» белого слона.

- И они до сих пор не растаяли, - не спросил, а констатировал факт Димка.
- Не-а, - улыбнулся я.
- Училка по природоведению не поверила бы.
- В это трудно поверить, - согласился я, - сам иногда сомневаюсь.

Белый конь объявил шах моему королю, от радости не заметив стоящую неподалеку черную ладью, чем и поплатился.

- Тогда почему они такие?

Этот вопрос и меня интересовал всю жизнь. Фигурки вырезались изо льда с особой осторожностью и подходящими остро наточенными инструментами, это ясно. Для черных фигур, понятное дело, в воду добавили уголь или что-то подобное. Сомневаюсь, что в 19-м веке акварельные краски были всем по карману. Но почему фигурки не тают, учитывая, что они холодные, как и подобает быть льду? Тут и наиумнейший профессор потерял бы дар речи.

Но версия у меня, все же, была.

Я выключил светильник, чтобы наши глаза не заболели от цветной чехарды – хорошего помаленьку, и включил комнатное освещение. Димка огорченно вздохнул, он всегда так делает.

- Потому что наш славный предок любил поступать иррационально… То есть, нелогично… Ну не так, как все.

- Да я понял, - заверил Димка, - и как он поступал?

Оба ферзя, тем временем, вышли со своих позиций, проредив ряды противника.

- Моя бабушка говорила, что он довольно эксцентричным человеком. Полу сумасшедшим, полу юродивым. Только вся его жизнь уже покрыта забвением, слишком много времени прошло. Но он, находясь в нищенском положении, не продал эти шахматы, а ему предлагали, мягко говоря, немалые деньги. Он мог бы безбедно жить до самой революции и делать ледяные шахматы сколько душе угодно. И, возможно, это был самый иррациональный поступок в его жизни.

Белый слон «бьет» черного коня, пешка «ест» коня, угрожая белой ладье. Та благоразумно отступает. Оба ферзя уже грустно стоят возле доски. Что ж, я обещал не поддаваться – моя пешка рвется на горизонталь 1 и никто не может ей помешать. Эндшпиль во всей своей красе.

- А он дожил до революции?
- Нет, он умер от голода задолго до этих событий.
- Но если бы он поступил логично и продал шахматы, то вряд ли смог их делать такими.
- Вполне возможно, - кивнул я, - но я бы на его месте подумал, в первую очередь, о семье. Хотя оставить после себя такую вещь, это тоже что-то да значит. А знаешь, что самое странное в этой истории?
- Что?
- Что он никогда не играл в шахматы.
- Тогда зачем...?
- Он работал одно время в торговом доме каких-то там братьев-купцов, и возможно там, на витрине, и стояли шахматы, и видимо они ему очень понравились. Согласись, человек, впервые увидевший шахматы, не может ими не заинтересоваться хотя бы на пару минут, даже если потом он к ним не прикоснется. Обязательно покрутит пару фигур в руках. И, кстати, наши шахматы, - я указал на доску, - являются промежуточным звеном между солдатами, епископами, боевыми слонами и современными фигурами. Такие теперь можно увидеть в музеях и частных коллекциях.
- Но не ледяные, - с гордостью заключил Димка.
- Раритет из раритетов, - кивнул я.

Черная пешка стала ферзем и при поддержке ладьи объявила белому королю мат.

Но проигрыш нисколько не огорчил Димку. Он вдруг стал задумчивым, словно ему, первоклашке, вдруг задали по математике решить парочку криволинейных интегралов второго рода.

- А я могу научиться поступать ира… ну вот так же?
- Давай попробуем, - улыбнулся я.

Для поиска подходящего примера мне понадобилось три секунды.

.- Вот смотри. Каждую шахматную фигуру можно взять с любой стороны под любым углом.

Я взял ладью и повертел ее вокруг оси.

- Любую, но только не коня. Его шахматисты берут за уши, за щеки, за скулы – как там устроена его голова? Это естественно и вполне логично. Но если ты его возьмешь за нос и затылок, и твой конь поскачет бочком-бочком, то уже твое поведение можно назвать иррациональным, то есть, не совсем обычным.
- Зачем его так брать, это же неудобно?
- Я просто привел пример. Поступая необычно, ты смотришь на мир другими глазами. Отказываясь от стереотипов…

Я вздохнул – опять эти «взрослые» слова.

- В общем, у тебя появляются другие способы решения проблем и задач. Конечно, не обязательно расхаживать по улицам в костюме мушкетера или делать вид, что понимаешь птичий язык. Но в итоге ты меняешься сам и меняешь мир вокруг себя. Может и не в глобальном масштабе, но все же.
- Это невозможно, - авторитетно заявил Димка, откинулся на спинку кресла и завел руки за голову.
- Тогда объясни, почему наши шахматы не тают.

Димка ненадолго задумался.

- Выходит, наш предок действительно поступал ира…
- Иррационально.
- Ну да,  нелогично поступал.
- Выходит, что так, - согласился я, - как ни странно, это единственное логичное объяснение. Просто, дело-то, не в волшебстве.
- А в чем дело?
- Возможно, будучи от природы наблюдательным и имея аналитический склад ума, он добавил в воду какое-нибудь химическое вещество, не дающее льду таять, или что там могло придти ему на ум? Но тайну шахмат мы, скорей всего, не узнаем никогда.
- Ну-у-у. А так хочется.
- Пусть это будет маленьким секретом нашей семьи.

Димка взял своего коня новым способом и закрыл глаза.

- Что чувствуешь? – поинтересовался я.

Он поставил коня на доску, подышал на пальцы и заявил на полном серьезе:

- Что больше я тебе никогда не проиграю.

И вдруг Димка нахмурился и испытывающее посмотрел на меня.

- Деда, - начал он, стараясь не пропустить мою реакцию на вопрос, - а как это ты включаешь и выключаешь свет не вставая с кресла?

Я хитро улыбнулся, и многозначительно пожал плечами.


- Мат! – радостно сообщил комментатор и захлопал в ладоши, - наш гроссмейстер отстоял звание чемпиона мира!

Он не стал орать, как резанный, это вам не футбол.

На мониторе соперники приподнялись со стульев и пожали друг другу руки.

- Да-да, - согласился гость студии, - искренно поздравляем Дмитрия с очередной победой. Что и говорить, игра была не из легких.

- Я даже начал волноваться, - признался комментатор, - когда в начале игры он потерял ферзя.
- Да он сам и отдал его противнику, - возразил гость.
- Вот именно, что отдал, - согласился комментатор, -   это был даже не обмен фигурами. Так называемая «позиционная жертва».
- Странный поступок, но Дмитрий всегда славился особым ведением игры. Помните, два года назад в Стокгольме он с первых минут выпустил короля в центр поля и уничтожил половину фигур противника, не без помощи своих слонов, конечно?
- Эту игру еще неофициально окрестили «оборзевший король», - засмеялся комментатор.
- А вы заметили, кстати, как он держит коня?
- А как он его держит?
- Мы можем посмотреть на повторе?

Они посмотрели через стеклянную дверь, изолирующую комментаторскую от постороннего шума, на режиссера, тот кивнул и отдал распоряжение ассистенту. Ассистент потянулся к микшерам на пульте.

Комментатор и гость, а также режиссер и ассистент в аппаратной, припали к мониторам, чтобы лучше видеть, как гроссмейстер взял коня…

- Вот смотрите, - тихо, почти шепотом, сказал гость, - он держит его не за уши.

… и конь боком, будто приставными шагами, проделал свой путь буквой «Г»…

- Точно, интересный способ, э-э, держания шахматного коня.

… вторгся на чужую территорию…

- Надо тоже так попробовать, может в этом и есть секрет его побед, - улыбнулся гость.

… «съел» вражескую ладью и взял короля в плен.


Рецензии