Две проекции иллюзии счастья

Спектакль «Эмигранты».
По одноименной пьесе Славомира Мрожека.
Режиссер – Сергей Игнашев.
Художественное оформление / костюмы – Сеогей Игнашев.
В ролях: Станислав Шалункин и Сергей Литовченко.
Камерный драматический театр-студия «Подмостки» г.Саратов.
Спектакль был удостоен Диплома Лауреата «За сохранение Традиций Русского Психологического Театра» на Первом Межрегиональном Фестивале Театрального Искусства «Действующие Лица». 20-22.11. 2020.
В спектакле «Эмигранты» Сергей Игнашев обращается к творческому наследию великого европейского драматурга Славомира Мрожека (1930-201) широко известного своими исследованиями тенденций и настроений человеческого общества. Пьеса  «Эмигранты» предлагает нам драматургическое воплощение философское осмысления концепции человеческой свободы. Это произведение было написано Мрожеком в середине семидесятых, в особый временной период в истории европейского общества, в котором различные интеллектуалы и мыслители постулировали концепцию человеческой свободы, которая является главным компонентом человеческого счастья.
Эта концептуальная основа, имеет глубокие исторические корни, она существовала задолго до времени Мрожека, но в европейской философской мысли взаимосвязь свободы и счастья стала доминантой только в послевоенный период. Она обрела привлекательность для осмысления и изучения на временном отрезке истории, когда на европейской почве, познавшей в полном объеме каток диктатуры, начали прорезаться побеги свободомыслия и активизировались попытки интеллектуалов установить взаимосвязь между человеческим счастьем и свободой. В этот период европейское общество постепенно расставалась с жизнью в формате выживания и преодоления послевоенной разрухи, с уходом в прошлое мрачных лет фашизма на горизонте стали проявляться лики благополучия.
Мрожек подобно многим европейским интеллектуалам того времени пытался установить взаимосвязь между понятиями свободы и счастья, плоды его поиска нашли своё воплощении в пьесе «Эмигранты» (1974) в форме психологической драмы. В сюжетном пространстве этого произведения он запечатлел две главные трактовки понимания взаимосвязи свободы и счастья и эта драматургическая иллюстрация предлагает нам плоскость познания в эпизоде жизни двух эмигрантов, чьи пути к счастью привели их на окраину одного из европейских городов.
Игнашев в своём сценическом воплощении пьесы Мрожека вводит нас в их мир через визуализацию аутентичных ликов жизни эмигрантского сообщества, в спектакле это замкнутое пространство, представленное в виде тесной квартиры под лестницей жилого дома. В его гротескной реалистичности его убранства наблюдаются хорошо узнаваемые в реалии нашего времени. В них мы видим картины мрачной, непарадной, изнаночной стороной жизни человеческого общества двадцать первого века, хорошо-известные нам по ликам существования трудовых мигрантов из бывших республик СССР.
В этом воплощении пьесы Мрожека наш путь познания взаимосвязи свободы и счастья сосредоточен на временном отрезке символизирующий выходной день, который на короткий момент времени объединяет персонажей этой истории в четырёх стенах квартиры. Пространство их существоания, сформированное в этой системе координат, является плоскостью нашего познания взаимосвязи этих понятии и здесь полярность взглядов и пониманий представлены в пространстве образов этих двух персонажей.
Они люди разных мировоззрений и пониманий человеческого счастья, каждый из них живет в рамках своей собственной концепции и у каждого свой путь её воплощения. В нём один из них - это человек, для которого эмиграция является прагматическим шагом, он хочет заработать нужное количество денег, которые проложат его путь к счастью и свободы. Его жизнь подразделена на две плоскости, в одной он живет и работает сейчас, и здесь его суровая жизнь его это участок его пути к счастью и свободе. Эта плоскость его жизни, функционально ограничена и сведена до примитивного существования, в ней он верит, что может заработать необходимое количество денег для воплощения его концепции счастья. В его пребывании на чужбине он абстрагирован от места его существования, так как он безразличен к реалиям жизни вокруг него, мир за четырьмя стенами этого утлого жилища для него не существует, так как он живет мечтой о счастье и о собственном доме, который он построит в финале.
Во второй плоскости его жизни сосредоточена его форма иллюзии счастья, которую он верит, что сможет воплотить на родине и на выбранном им пути он идёт уверенными шагами к этой цели. В своей жизни на чужбине его мечта о счастье и свободе сосредоточены в ликах благополучия и процветания, которые позволят ему быть свободным. Иллюзорность его концепции заключается в том, что цель его существования недостижима, так как его концепция счастливой жизни не имеет фиксированных границ и целей, эта неопределённость превращает его в пленника заблуждений и иллюзий. В этой концепции существования мы можем разглядеть проекцию жизни в формате гасторбайтерства, реальные лики которой присутствуют в жизни человеческого общества двадцать первого века.
Проекция образа второго персонажа создаёт нам иллюстрацию другой концепции дороги к счастью, в ней мы видим человека, чей путь к этой цели пролегает через иные рифы человеческого существования. Его эмиграция не имеет экономического характера, для него это плоскость, предоставляющая возможности самореализации, которой он был лишен на родине. В этом пространстве он пытается определить, что нужно человечеству для счастливого существования и это место предлагает нам иллюстрацию другой версии человеческого существования. Он финансово-обеспеченный интеллектуал, который может жить комфортной жизнью, но в этой утлом прибежище, он чувствует взаимосвязь с родиной, куда он не может вернуться, так как его политическая эмиграция закрыла ему путь назад. В спектакле «Эмигранты» это пристанище является неким суррогатным фрагментом, в котором он выполняет свои исследования, одновременно в нём он не чувствует некую связь с родиной, здесь на короткие моменты он может забыть о своём одиночестве в океане этой чужеродной культуры.
В спектакле «Эмигранты» Игнашев в этом объединении двух полисов понимания свободы в замкнутом пространстве представляет нам возможность увидеть в диалоге этих персонажей реалии нашей сегодняшней жизни. Сегодня, в нашем двадцать первом веке, эта концепция является объектом осмысления и мы, так же как персонажи Мрожека, продолжаем идти к собственному пониманию взаимосвязи свободы и счастья тернистыми тропами и бродить по сумрачными лабиринтам человеческих иллюзий.


Рецензии