Телесериал Грозный - искажение русской истории

        Доверчивых отечественных телезрителей продолжают “кормить” насквозь лживыми телесериалами, темы которых взяты  то из времён правления Сталина, то из русской истории.  Нетрудно понять, что “стряпают”  их одни и те же людишки,  приобретающие немалые выгоды от нынешнего режима. Давно ли с неправдоподобными вымыслами прошли по каналу Россия-1 “Екатерина. Самозванцы” и “Годунов”. На последний один из кинокритиков откликнулся меткой сатирической рецензией “Бориска, или Как из клюквы сделать киви”. Из той же “кухни”  сериал “Тобол” по роману русофоба Алексея Иванова, где предельно окарикатурены образы староверов.
   
     И вот перед нами широко разрекламированный “исторический фильм года” – “Грозный”. На телеэкране преобладают мрачные, зловещие краски да сменяющие друг друга эпизоды пожарищ, вражеских набегов, пыток и казней, бесчинств опричников. Мерзкие сцены следуют одна за другой: отравление князя Старицкого  прямо за царским обеденным столом, битва в застенке двух “пауков” – отца и сына Басмановых, без колебаний предавших друг друга.  За “поединком”, как за боем гладиаторов, бесстрастно наблюдает царь. О судьбоносном взятии Грозным Казани – два-три слова, о приумножении при нём российских территорий, о поддержке беднейших слоев населения, об укреплении Руси – тоже сказано походя. В центре внимания – ежедневная, если не ежечасная ожесточённая борьба царя с заговорщиками-боярами, увенчавшаяся бессудными расправами да созданием опричнины. Каковы корни и истоки злостного искажения истории и образа Великого царя?
    
      Убедительную оценку всему этому дал  Иван Солоневич в книге “Народная монархия”: “Русская историография за отдельными и почти единичными исключениями есть результат наблюдения русских исторических процессов с нерусской точки зрения”. Таков, по твёрдому убеждению  автора, был “социальный заказ победившего социального слоя” – дворянства эпохи правления Романовых.
      
     За примерами далеко ходить не надо. У М.Ю.Лермонтова в “Песне про купца Калашникова”  Иоанн Грозный повелевает казнить купца, постоявшего за честь своей жены. Роман Алексея Константиновича Толстого “Князь Серебряный” начинается с эпизода нападения отряда опричников на деревню и учинённых ими бесчинств. В восьмой главе “Пир” Серебряный содрогнулся, видя, как грохнулся оземь старый боярин, выпив чашу отравленного вина, поднесённую ему по приказу царя. Кровавая сцена в картине  Ильи Репина “Иван Грозный убивает своего сына”,  приуроченная к 16 ноября 1581-го года, якобы, к дате убийства, вызвала законный протест у многих современников художника. В действительности Иван Грозный не убивал своего сына, а вот Пётр Первый убил, но в кривом зеркале историографии паталогически жестокий правитель, уничтоживший треть самого трудолюбивого населения России, по-прежнему, значится великим.
   
     Клеветническое искажение образа Грозного продолжалось и в советские времена. Такова поэма Дмитрия Кудрина “Зодчие”, где в награду за создание удивительного cобора Василия Блаженного царь повелевает ослепить двух зодчих. Но апофеозом надругательства над  русской историей и личностью Грозного стали постсоветские времена. На сей раз большинство отзывов о сериале в соцсетях  полностью совпали с моим мнением.  Приведу  некоторые из них:
– Дорого, длинно, нудно…
– История в фильме и не ночевала…Посыл насквозь политизированного нового сериала про Ивана Грозного настолько омерзителен, что этот сериал надо смотреть и изучать…И, желательно, не детям.
– На мой взгляд, это провал. Скучное, тоскливое произведение, минимально соответствующее реальной истории.
– Вот добралась одна “гоп” компания до исторического материала и гонит нам ширпотреб.
    
     Убедительный анализ сериала дал на Фэйсбуке публицист Константин Ковалев-Случевский:  “Грозный”. Сериал... Очередной образец плохого псевдоисторического кино. Сценарий – примитивный. Идея – психопат на троне – стара как мир. Режиссура – на уровне топ;рного сериала. Герои – даже не персонажи, а просто – функции (боярина, палача, царя и прочих). Драматургия – отсутствует (лишь упорно проталкивается идея страха перед доносами и казнью). Актеры – исполняют эти функции, не более. Маковецкий – также отсутствует, вместо него кукла в маске якобы “царя”, однообразен, не интересен и роль провалил.
    
    Жизнь людей вообще не показана: семейная, детская, городская, бытовая, церковная. Женщины где-то в районе плинтуса идеи фильма. Уровень ума царя ограничивается умением играть в шахматы, остальное – дело советников и доносчиков. Многочисленные персонажи-функции одинаково едят, пьют, философствуют (!))), машут мечами-саблями и все время пытаются либо сбросить царя с престола либо, наоборот, – его защитить. Больше им, по сценарию, делать нечего! Без дешевой пляски опричников, естественно, не обошлось – Эйзенштейну и не снилась режиссура действа, а Прокофьеву его музыкальная подстилка. Митрополит Макарий в фильме креста не носит (с этим символом в фильме явный целенаправленный напряг), в комнатах дворца, как правило, иконы не висят, православная терминология в тексте отсутствует на 99%, а церковная тема рассматривается лишь как часть шизофренической деградации главного героя. Вывод: сериал – представляет собой старые советизированные песни не о главном. Неудача и профанация темы. Сказки для слабонервных, очередное банальное отсутствие позитивной России, ее величия и ее настоящей истории”.
   
    Посыл бездарного и провального сериала, явно, направлен на сталинские времена и на личность Сталина. Пугайтесь де, люди добрые, какие деспоты правили матушкой-Россией и что они натворили! Белое представлено чёрным, ложь – “исторической правдой”. Ни одни правители в русской истории не были оклеветаны так, как Грозный и Сталин.
   
    После просмотра “Грозного” мне вспомнился  бездарный и насквозь лживый фильм “Викинг” – карикатура на князя Владимира Крестителя. На постановку его ушло около двух с половиной миллиардов рублей, неужели этим выброшенным на ветер деньгам нельзя было найти более достойного применения при гибнущих провинциальных театрах, библиотеках, Домах культуры? Какова цена нынешнего сериала? Полагаю, что не малая.
    Нашему народу давно пора объявить массовый протест навязываемой нам антиистории и антикультуре! Верю, что грядущий протест – не за горами.
               
               


Рецензии
Здравствуйте, Галина! Я совсем не историк и с благодарностью читаю все исторические заметки. Ваш текст мне понравился и я согласен с его выводами. Смотрел фильм, ожидая от него откровения. Но от серии к серии все больше разочаровывался. Какое самое сильное впечатление? Персонажи в фильме не разговаривают, а рычат и хрипят. И обязательно длинные волосы по лицу. Они этим похожи друг на друга, поэтому я их путал. Поразили меня сведения о том, что Грозный знал четыре иностранных языка. Как здорово! А Горбачев с Ельцыным и одного родного не знали (мЫшление). И убедительно показано захоронение библиотеки Грозного, которую до сих пор не могут найти. А вот зачем он это сделал - не понимаю. Неужели был настолько убежден в том, что это достояние будет уничтожено последующими бездарями? Спасибо Вам за хороший текст. Творческих Вам успехов! Василий.

Василий Храмцов   12.12.2020 11:25     Заявить о нарушении
Уважаемый Василий, благодарю за рецензию, за понимание. Постараюсь почитать Ваши труды на Прозе.

Галина Чудинова   14.12.2020 15:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.