Не судите, да не судимы будете

После очередного отзыва на мою статью о гордости и высокомерии захотелось написать на тему критики. Сейчас нельзя сказать и слова критики, чтобы не услышать в ответ "не судите, да не судимы будете" в независимости от того верующий это человек или нет.

   Давайте же разберём что имел ввиду Иисус Христос в нагорной проповеди, говоря такие слова.

   Словосочетание «не судите», применяемое здесь, не запрещает людям мыслить. Этими словами рекомендуется не судить (злословить) людей за их побуждения и поступки, но помочь им исправиться, потому что судить о всей жизни человека и воздавать ему с вынесением приговора должен только Господь Бог.

У Евангелиста Луки эти же слова Иисуса Христа о суде переданы несколько иначе, потому что в них присутствует пояснение. « Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете". В качестве пояснения того, почему человек не должен судить (в смысле осуждать) других людей, ясно указано на наличие закона воздаяния Божьего за поступки людей. Говорят "в чём осудишь, в том и побудешь".

Согласно представлениям христианства, истинным Судьей является Иисус Христос, Которому Бог-Отец, как Сыну, отдал весь суд. «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» . Таким образом, только Иисус Христос есть Истинный и Справедливый Судья. В свете этого положения, человек, судящий о всей жизни своего ближнего с вынесением приговора (осуждения), самовольно ставит себя на место Иисуса Христа, Судьи. Такое действие человека является богопротивным, так как угодно злому духу, который, уподобляя себя Богу, пытается занять Божье место. «Сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» .

Для того чтобы правильно понять разбираемые слова Спасителя, нужно разобраться в том, запрещает ли Иисус Христос суд вообще и если разрешает, то какой суд? Для того чтобы найти правильный ответ на этот вопрос обратимся к Новому Завету.

Из него видно, что сам Иисус Христос производил суд над людьми и осуждал их. «Горе вам, книжники и фарисеи, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение». Иисус Христос дал право и власть судить людей и Своим Апостолам, которые также вершили суд. «Обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью» данной «Господом к созиданию, а не к разорению». Апостол Павел осудил коринфского прелюбодея. А Апостол Петр осудил Ананию и Сапфиру.

 А в Евангелии от Матфея говорится : "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и   О Б Л И Ч И   его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь". 

Из всего вышесказанного видно, что нам надо заботиться об исправлении своих ближних и что Иисус Христос не отменял суды человеческие, но учил как осуществлять суд, как личный, так и гражданский. «Судите судом праведным».

Апостол Павел различает два вида судов. «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог». Согласно этой цитате Апостол Павел указывает на наличие суда христианского и государственного. Под христианским судом понимается увещевание согрешившего ближнего и наставление его на путь истинный. Этот суд применим к тем людям, которые желают исправляться. А людей, упорствующих в своих грехах, будет судить Бог через карающее воздаяние, которое может выразиться и в наказании преступника через государственный суд.

Согласно взглядам Спасителя, суд между людьми, в виде замечаний, увещеваний нужен для того, чтобы указать на недостатки и ошибки согрешившему человеку и доброжелательно помочь их исправить. Но не нужно изобличать заблуждения с непримиримой враждой и язвительным злорадством, как это обычно делали фарисеи.

Как гражданский, так и частный суд, судит ближнего нашего. Поэтому к ближнему нужно проявить чувство сострадания и милосердия. И нужно суметь не только указать ему на его ошибку (то есть изобличить грех), но и нужно суметь сделать это так, чтобы не обидеть согрешившего человека. И нужно суметь убедить грешника отказаться от его греховных действий, показать губительность греха. Поэтому суд, в виде осуждения греха, нужен для того, чтобы помочь грешнику исправиться и наставить грешного человека на путь истинный. И в конечном счете из грешника сделать праведника.

Именно о таком понимании разбираемых слов Спасителя писал Святой Иоанн Златоуст. «Итак что же? Если кто-нибудь соблудит, неужели мне не говорить, что худо блудодеяние и неужели не следует исправлять распутника? Исправляй, но не как враг, и не как враг, требующий возмездия, но как врач, прилагающий лекарство. Спаситель не сказал, не останавливай грешника: но не суди, то есть не будь жестоким судьею».

Таким образом, в словах Спасителя «не судите, да не судимы будете» говорится об обличении и злословии, но не отменяются суды, как частные так и государственные, и запрещается человеку во время суда (осуждения порока) применять к ближнему враждебность и злобу. А рекомендуется проявлять к нему милосердие и сострадание. Суд  же (в смысле изобличения порока и греха) применять только для того, чтобы исправить заблудшего и устранить грех.  А.Г. Долженко




*


Рецензии
Самая частая моя мольба - не судить, видеть хорошее, а не плохое и не судить, не злословить. Очень тяжело мне даётся. Я очень стараюсь, но это ох как непросто, настолько крепко засела эта практически привычка "видеть соринку" и не видеть "бревна", но я стараюсь, постоянно себя одергиваю, с утра и до позднего вечера замечаю дурные мысли в своей голове, борюсь...

Елена Бырлига   11.01.2024 07:38     Заявить о нарушении
Елена, как я вас понимаю! Борьба с мыслями и языком самая тяжёлая. Вы правильно заметили, что это вошло в привычку, потому что раньше мы не знали, что это большой грех. А теперь очень сложно перестроиться. Позволю дать вам один совет из своей практики: как почувствовали, что начинаете осуждать, переключайтесь на что-нибудь. Старайтесь думать о чём-нибудь другом, сопротивляйтесь. И тогда это не будет грехом. Успехов! Спасибо, что поделились. Татьяна

Георгиевна   11.01.2024 14:20   Заявить о нарушении
О,я так и делаю - стараюсь переключиться, и мысленно говорю себе, наставляю, стараясь думать о другом, больше в себе видеть и исправлять, и физически стараюсь - лопату в руки и бегом снег чистить, всё что под рукой идёт в ход!))

Светлого Вам настроения!

Елена Бырлига   11.01.2024 15:48   Заявить о нарушении