Встреть свою реальность

Встреть свою реальность
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
10 И не одно это; но [так было] и с Ревеккою, когда она зачала в одно время [двух сыновей] от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?"
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого.
(Рим.9:6-26)
Я не буду пускаться в пространные рассуждения о предызбрании и призвании, о чем, в общем-то, говорит этот текст. Я буду говорить о том, на что смотрит Бог, и на что нам нужно обращать внимание больше, чем на все остальное.
Ключевой вопрос, который мне хочется задать, это, почему Господь возлюбил Иакова, и Исава возненавидел.
Чтобы было понятно, не написано, что Бог возлюбил Иакова и возненавидел Исава до того, как они родились. Это было написано значительно позже у пророка Малахии 1:2-3. А до их рождения было просто сказано, что больший будет в порабощении у меньшего. Поэтому, вместо того, чтобы рассуждать по поводу предвидения и предызбрания, я решил просто рассмотреть некоторые поступки тех персонажей, которые нам предложены на рассмотрение в Библии.
Дело в том, что человек, это очень сложное существо. Если ломается холодильник, мы смотрим в инструкцию и, если нам починить не под силу, мы вызываем мастера на дом. И по идее в инструкции должны быть даны номера телефонов ремонтных компаний, куда можно обратиться. И при этом инструкция к холодильнику, это довольно-таки ощутимая по объему брошюра. И чем сложнее прибор, тем длиннее инструкция.
Что касается человека, то это очень сложное существо. К нему очень непросто написать инструкцию. И хотя библия-таки является таковой, написана она не в виде, то делай, а того не делай, хотя и это в ней тоже присутствует, но в большей степени в ней просто рассказывается про жизни разных людей, и нам предлагается рассмотреть их и самим для себя решить, как лучше поступать.
Итак, наш сегодняшний персонаж, это Иаков.
Почему я выбрал именно его?
Бог называется Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова.
Мы не так много видим Авраама. Он выходит на сцену, когда ему уже 75. Да, он много прожил, и у нас все равно есть довольно-таки большой промежуток его жизни перед глазами для рассмотрения его характера и поступков. Но мы не видим, как формировалась эта личность.
Так же нам не так много сказано про Исаака. Да, он дитя обетования. Да, он послушен отцу. Но что касается его переживаний, чувств и решений, мы почти ничего не читаем. В сорок лет он женится. Его жена бесплодна. Он молится об этом Богу, и в 60 лет наконец получает ответ, у него рождаются дети, Исав и Иаков. Да, у него есть какие-то дела и поступки, которые, без сомнения, нуждаются в рассмотрения, но все равно о нем очень мало сказано, что касается формирования его личности.
Однако, что касается Иакова, здесь все совсем по-другому.
Мы видим его, хотя и не с детства, но, по крайней мере, с отрочества.
И вроде бы сначала о нем написано все позитивно.
27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.
28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.
(Быт.25:27,28)
То есть, вот он Иаков, такой кроткий, домашний. Однако уже в следующем стихе он показывает свою предприимчивость.
29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.
30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.
31 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство.
(Быт.25:29-31)
Как вообще такое может прийти в голову? Откуда это взялось?
В следующей главе мы видим, что Исав берет двух жен из Хананеев, и они были в тягость Исааку и Ревеке.
И становится понятно, почему Авраам не хотел брать жену Исааку среди дочерей земли сей.
Однако, Авраам по повелению Господа вышел из этой земли, из родства своего, чтобы следовать призванию Божьему. То есть, их духовный уровень не удовлетворял требованиям Бога и, чтобы повести Авраама выше и произвести из него избранный народ, потребовалось, чтобы он вышел из своего родства. И все же, если сравнивать их с тем, какими были его родственники, то Авраам понимал, что они намного-намного лучше, чем хананеи.
Но, что в них было не так?
Если мы посмотрим на Ревеку, то в самом начале, когда к ней приходит слуга Авраамов, она просто супер! У слуги были высокие запросы. Она должна была быть не просто гостеприимной, и напоить его водой при первой же просьбе, а начерпать для всех его верблюдов. Это колоссальный труд. Верблюд, когда он приходит к воде после длительного путешествия, он выпивает десять ведер воды. Это сто литров. А там было десять верблюдов. Ревека сказала: «…я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются» (Быт.24:19).
Эта целая тонна воды! Я не знаю, сколько у нее было в кувшине воды, но она черпала кувшином, и я думаю, что это было очень непросто для молодой девчонки.
То есть, она такая позитивная, такая решительная, такая отзывчивая.
Возьмем Лавана, ее брата. Он выбегает навстречу к этому слуге, он приглашает его в дом, и он тоже весь такой позитивный.
И у них такая хорошая семья, они единодушно благословляют Ревеку на брак с Исааком. Почему же тогда Бог сказал Аврааму выйти из своего родства?
И здесь есть еще один момент. Бог выводит Авраама, но при этом он не перестает работать с его родом, и Он через какое-то время берет оттуда Ревеку, а еще через время берет оттуда Лию, Рахиль и их служанок, не говоря уже о рабах и рабынях, которые тоже присоединились к этому роду.
Но вопрос остается. Почему Бог все-таки выводит Авраама?
И я думаю, мы видим это, когда Ревека научает своего сына, как ему обмануть отца. Подумать только, мать учит своего сына таким вещам против мужа! 
Почему бы Ревеке просто не подойти к Исааку и не поговорить с ним, и не сказать, что она по этому поводу думает. Попросить его помолиться об этом, чтобы получить слово от Господа. Сказать ему о том, что Бог сказал ей до того, как они родились.
Хотя, мы не знаем, может быть она и говорила что-то подобное мужу, просто в Писании этого не сказано. Но, так или иначе, а что если бы она не захотела идти неправильным путем, неужели Бог бы не обеспечил возможности получения благословения для Иакова?
Или, если бы Иаков не захотел идти на поводу у матери, и сказал твердое нет. Сказал бы, что не будет обманывать отца, и вместо этого пошел бы к Исааку и сказал ему, что, вот отец, я слышал, что ты хочешь благословить моего брата. А ты знаешь, что я купил у него первородство? И он им просто пренебрег и пошел, как ни в чем не бывало, а для меня это очень важно. И т.д.
Говорят, что история не имеет сослагательных наклонений. То есть, произошло, как произошло, но вот вопрос: почему Бог благословляет Иакова, несмотря на его нечестные пути? Ведь это же неправда, а всякая неправда есть грех. Что Бог, сообщник неправды? Конечно нет.
Бог видит состояние человеческой души и действует в соответствии с тем духовным уровнем, до которого он достиг. Поэтому получается, что если человек сам не видит, как действовать по-другому, и допускает в своих мыслях возможность присутствия неправды, то Бог попускает ему идти таким путем, но это не значит, что Он закрывает на это глаза и оставляет это нетронутым и неизмененным.
Да, для Бог гораздо важнее наша вера. И поэтому, Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. И точно так же и с Иаковом. Иаков хочет духовного благословения. Для него это важно. И он пытается всеми правдами и неправдами добиться своего, и не разумеет, что Бог есть Истина. Что Царство Божье, это праведность мир и радость во Святом Духе. Поэтому пока он находится на этом уровне, Бог, ценя его веру и стремление к духовному, не взыскивает с него за неправедные пути, но, и это очень важно! продолжает работать с его характером.
И поэтому теперь Иаков отправляется к Лавану. Туда, откуда все это пошло, к той самой причине, почему Бог все-таки выводит Авраама из этого родства.
Бог видит тенденцию развития. И Он видит, что сейчас еще пока они выглядят праведными и благочестивыми, но они не воспринимают всерьез все эти досадные неправедные мелочи, и считают, что в этом нет ничего особенного. Однако Бог смотрит на это дело не так. Он знает, что настанет момент, когда эта мелочь вырастет и станет огромной проблемой, и поэтому, чтобы сохранить Свое Слово чистым, Он выводит Авраама из Харана.
Но Он вводит туда Иакова! Однако вводит лишь на время, чтобы Иаков на своей собственной шкуре пережил то, что делал сам. Чтобы он понял, почему это плохо, и почему для Бога так важно, чтобы мы не шли на компромисс с мелочами.
И вот здесь Иаков сталкивается с Лаваном.
И сначала он все еще такой хороший и позитивный.
13 Лаван, услышав о Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему навстречу, обнял его и поцеловал его, и ввел его в дом свой; и он рассказал Лавану все сие.
14 Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него [Иаков] целый месяц.
15 И Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что заплатить тебе?
(Быт.29:13-15)
И все идет хорошо, пока дело не доходит до выполнения обещаний.
Опять же, почему бы Лавану просто не поговорить с Иаковом? Почему бы ему не собрать семейный совет и не сказать, как есть, честно:
«Иаков, я вижу, ты человек очень достойный, трудолюбивый и работящий. Я вижу, что Господь благословляет меня через тебя. Ты хорошо трудился, и вот, настало время, когда я должен отдать тебе Рахиль. Но есть одна проблемка. Видишь Лию. Она хороша, все при ней, но есть один существенный недостаток. У нее глазки косые. И… как ты сам понимаешь, ее такую хороший мужик не возьмет, а отдавать ее за какого-нибудь нехорошего я не хочу. Могу я с тобой поговорить по-мужски? Мог бы ты взять в жены еще и Лию? Я понимаю, что ты любишь Рахиль, но для меня очень важно, чтобы и старшая дочь была пристроена хорошо. А ты очень достойный человек. Возьми ее. Я знаю, что она как женщина обладает способностями, которые ты оценишь и тоже ее полюбишь…» Ну, и так далее.
Вопрос, согласился бы Иаков или нет?
Опять же, история не знает сослагательных наклонений, и Бог использует то, что есть, и Его весы совершенны, но чисто гипотетически мы можем предположить такой диалог и представить, что такое могло бы быть, и тогда бы не пришлось никого обманывать, и Иаков не чувствовал бы, что им грубо сманипулировали, и все такое.
Не было бы столь жесткой конкуренции между сестрами. Лаван мог бы поговорить и с Рахилью в таком же ключе…
Но… вместо этого он идет совсем другим путем. Он обманывает Иакова, врет ему, что у них, типа, младшую не выдают раньше старшей, и по сути заставляет его взять Лию. И Иаков вынужден ее принять, но это было не плодом смирения пред Господом и правильно сделанного выбора, а досадным согласием с неизбежностью. Он уже взял женщину, она уже стала с ним одной плотью, и теперь, хоть он и обманут, но это уже дело мужской чести, не бросать ее.
Но сколько же это породило недовольства, зависти, ненависти, ропота, упреков, и т.д. И конечно, вся эта негативная атмосфера в семье, и дети все это чувствуют, и две сестры друг друга ненавидят и т.д., и т.п.
В общем, вот от позитивный улыбчивый Лаван по сути, и Иаков понимает, что происходит, теперь уже на своей собственной шкуре.
Видя, что Бог благословляет Иакова, Лаван меняет условия награды десять раз. Он пытается снова и снова обмануть Иакова, снова и снова ищет своей выгоды, а не пользы другому, но Бог с Иаковом, и Он его хранит и благословляет, и дает ему успех.
Находясь во всем этом двадцать лет, Иаков «наелся этого досыта», и наконец наступает момент, когда ему нужно возвращаться. Он больше в этом находиться не может, но вернуться, означает, встретиться с Исавом, которого он вот точно так же когда-то обманул.
И Бог его защищает по пути. Защищает от гневного Лавана, показывает ему ангелов, но Иаков все равно боится гнева Исава.
И вот, он посылает вестников брату и узнает, что тот идет ему навстречу, и с ним четыреста человек.
Зачем брать с собой четыреста человек? Откуда у Исава четыреста человек? Понятно, что это не из его родства, а значит это его друзья хананеи, и… в общем, катастрофа!
Однако Иаков уже не отступает и не юлит. Он честно идет встретить опасность лицом к лицу.
Наступает ночь. Он не может спать. Он не находит себе места.
22 И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд;
23 и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него [было].
24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;
25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.
26 И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.
28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
(Быт.32:22-28)
И наступает момент, когда он остается один…

Проповедь можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=PHwBUUsmasc


Рецензии