К. Маркс о гегелевском государстве
«Упразднение бюрократии возможно лишь при том условии, что всеобщий интерес становится особым интересом в действительности, а не только – как у Гегеля – в мысли, в абстракции; это, в свою очередь, возможно лишь при том условии, что особый интерес становится в действительности всеобщим. Гегель исходит из недействительной противоположности и приходит поэтому лишь к мнимому тождеству, которое на самом деле снова содержит в себе противоположность. Таким тождеством является бюрократия.» (К. Маркс «К критике гегелевской философии права»)
Замечание:
На самом деле, если в действительности вновь и вновь теряется тождество и возникает раскол между гражданским обществом и бюрократией или правительством, несовпадение их интересов и растождествление, то по Гегелю, в силу необходимости тождества и тотальности нравственной жизни этот раскол, снова и снова является поводом осуществления мысленной необходимости в жизни. - В силу того, что государство в себе всегда будет подвержено раздвоению, - цель удержания тождества или восстановления нравственного единства есть постоянная и вездесущая цель всякого мыслящего правительства и волевого гражданского общества. Гегель поэтому требует не одной только мысли об истине и идеального знания о живой государственной жизни, как полагал ранний Маркс, но также и воли в народе и творческой силы в интеллигенции общества.
II.
В этой связи Маркс снова не прав когда говорит:
«…Гегель довольствуется тем, что в государстве, которое он изображает как осознавшее себя наличное бытие нравственного духа, этот нравственный дух только в себе, только по всеобщей идее, является определяющим. Гегель не допускает, чтобы общество стало действительно определяющим началом, ибо для этого необходим действительный субъект, а Гегель оперирует только абстрактным, воображаемым субъектом.» (К. Маркс «К критике гегелевской философии права»)
Все дело в том, что Гегель уже в ЭФН 3 Томе сказал, что государство как объективный дух* есть абсолютная идея в себе. Государство же в качестве образа абсолютного духа (в себе и для себя) или процесса такого духа есть государство соединения субъективного духа (которого высшее выражение представляют философы) и этого объективного духа,- с той или другой интенсивностью политической воли в гражданском обществе. Поэтому как объективный дух Гегель рассматривает государство лишь теоретически, как простую идею (простое единство идеального и реального). Далее эта идея имеет в себе свойством,- разъединение истинного понятия государства (долженствования) и реальности государства: разъединение идеального и реального. Тем самым практическое и волевое понятие государства привходит в политику с двух сторон:1) со стороны гражданского общества, осознающего это несоответствие и 2) со стороны его подлинно высшего представительства. Лишь это практическое единство субъект объекта впоследствии представляет собой процесс абсолютной идеи то есть процесс преодоления раздвоения и восстановления истинной необходимости между гражданским обществом и правительством.
* "Объективный дух есть абсолютная идея, но сущая лишь в себе; поскольку он тем самым стоит на почве конечности, постольку его действительная разумность сохраняет в себе сторону внешнего проявления [оцепенения - В.К.]."
Но что такое абсолютная идея сущая только в себе? Ответ: это простая идея как органическое единство понятия и реальности.
III.
«Мы уже указывали на то, что Гегель развивает лишь
государственный формализм. Собственным материальным принципом
является у него идея, абстрактная логическая форма государства,
рассматриваемая как субъект, абсолютная идея, не содержащая в себе
никакого пассивного, никакого материального момента.»(К. Маркс «К критике гегелевской философии права»)
В логике и Философии духа показано как теоретическое понятие переходит в практическое.
Свидетельство о публикации №220112701785