Электромобиль Теслы

Идея электромобилей родилась раньше рождения автомобилей на двигателе внутреннего сгорания.

Ещё в 1828 году венгерский изобретатель Аньос Джедлик смастерил передвигающуюся на электрической энергии тележку, больше напоминающую скейтборд, нежели автомобиль. Первый электромобиль в виде тележки с электромотором был создан в 1841 году.

С конца XIX века и приблизительно до 1910-х годов электромобили и автомобили с двигателем внутреннего сгорания практически с равным успехом конкурировали друг с другом. В 1899 году в Санкт-Петербурге русский дворянин и инженер-изобретатель Ипполит Романов (1864 – 1944) создал первый русский электрический омнибус на 17 пассажиров.

«Обычные» автомобили были относительно недорогими и могли поехать куда угодно, где можно заправиться горючим. Но, в то же время, они довольно часто ломались, пахли бензином, а при запуске двигателя приходилось прикладывать немалые физические усилия - чтобы вручную раскрутить коленчатый вал железной «кочергой». Электромобили наоборот, были бесшумны и запускались нажатием кнопки, но были дороже бензиновых. Но они не имели радиатора, который нужно охлаждать; никаких проблем с карбюратором, который постоянно выходил из строя; никакого глушителя, который нужно постоянно менять; и самое главное, у них не было удушающих выхлопов.

Первый серийный электрический самодвижущийся экипаж с открытым верхом под маркой Detroit Electric был выпущен в июне 1907 года, а уже к концу года было произведено 125 машин со свинцово-кислотными аккумуляторами. Впоследствии за дополнительную плату в 600 долларов (большие на то время деньги) на электрокары можно было установить более передовые железно-никелевые источники питания, повышавшие запас хода автомобилей в два раза – с 65 до 130 километров.

C 1900 по 1910 год из всего количества автомобилей США 38 % имели электрические двигатели, 40 % - паровые, 22 % - бензиновые.

Начиная, с 1912 года, надёжность бензиновых автомобилей значительно выросла, увеличилась их крейсерская скорость и дальность пробега. На фоне этих достижений недостатки электромобилей: невысокая скорость, небольшая дальность пробега на одной зарядке, и самое главное большая длительность зарядки, определили их судьбу, они надолго покинули автомобильный рынок. В этих условиях Никола Тесла (1856 – 1943) предпринял попытку вдохнуть в электромобили новую жизнь.

При финансировании Pierce-Arrow и George Westinghouse в 1931 была произведена переработка серийного автомобиля Pierce-Arrow, на котором двигатель внутреннего сгорания был заменён на электродвигатель мощностью 80 л.с. (59 кВт). Единственное свидетельство о ходе испытания этого электромобиля в настоящее время принадлежит племяннику Никола Тесла Саве Косанович (1894 – 1956), который в 1931 году был послом королевства Югославия в США.

Как впоследствии вспоминал Косанович, Тесла неожиданно обратился к нему с просьбой сопровождать его в поездке в Буффало [1]. Несколько раз, пока они находились в поезде, Косанович пытался выяснить у дяди подробности о характере их путешествия, но Тесла настойчиво отказывался это обсуждать.

По прибытию, они оказались в небольшом гараже, где Тесла направился прямо к Pierce-Arrow, открыл капот и начал что-то регулировать. Вместо обычного двигателя в нём был установлен электрический.

Электрический двигатель переменного тока имел чуть более 3 футов (95 см) в длину и чуть более 2 футов (65 см) в диаметре. От этого электромотора тянулись два очень толстых кабеля, которые соединялись с приборной панелью. Кроме того, там была обычная 12 - вольтовая аккумуляторная батарея. Мотор был рассчитан на 80 лошадиных сил. Максимальная скорость вращения ротора составляла 30 оборотов в секунду (1800 об/мин). 6-футовый (183 см) антенный стержень был установлен в задней части автомобиля.

Тесла сел на пассажирское сиденье и начал настраивать «приемник энергии», встроенный прямо в приборную панель. Приемник, размером не больше коротковолнового радиоприемника того времени, использовал 12 специальных трубок, которые Тесла привез с собой в коробчатом футляре.

По свидетельству Косанович, Тесла собрал приемник в своем гостиничном номере. Устройств имело 0,6 м в длину, около 1 метра в ширину,  и 0,15 м высотой. Эти необычно сконструированные трубки были должным образом установлены в своих гнездах, Тесла вставил два контактных стержня (диаметром 6,25 мм и длиной 7,5 см) в приборную доску и сообщил, что теперь можно управлять двигателем.

Несколько дополнительных счетчиков показывали значения, которые Тесла не объяснил. Не было слышно ни звука. Тесла вручил  племяннику ключ зажигания и велел ему завести мотор, что тот и сделал, но ничего не услышав, нажал на акселератор, и машина мгновенно тронулась с места.
Косанович проехал 50 миль через весь город, и выехал на окраину города. Автомобиль тестировался на скорости 90 миль в час (145 км/ч).

Через некоторое время, по мере удаления от города, Тесла почувствовал себя достаточно свободно, чтобы говорить. Теперь он был достаточно впечатлен работой, как своего устройства, так и автомобиля.

Пока они ехали, Тесла сообщил своему племяннику, что устройство может не только обеспечить потребности автомобиля навсегда, но и может обеспечить потребности домашнего хозяйства в необходимой энергии. Когда Косанович спросил его, как работает устройство, Тесла был непреклонен и отказался говорить на эту тему.

Как только они выехали на проселочные дороги, подальше от наиболее загруженных районов, Тесла начал читать лекции на эту тему. О таинственном источнике он говорил как об излучении, исходящем из эфира. Этот маленький прибор очень явно и эффективно аккумулировал эту энергию. Тесла, говоря о самой энергии, утверждал, что «она доступна в безграничных количествах». Тесла заявил, что, хотя «он не знал, откуда она взялась, человечество должно быть очень благодарно за ее существование».

Они оставались в Буффало в течение 8 дней, тщательно проверяя машину в городе и сельской местности. Однажды, перед самым выездом из города, они остановились у уличного фонаря, и прохожий радостно прокомментировал отсутствие выхлопных газов.

Закончив испытания, они покинули Буффало и отправились в заранее известное Тесле место - старый фермерский амбар в 20 милях от Буффало. Они оставили машину в этом сарае, взяли 12 трубок и ключ зажигания и уехали.

Позже до Косановича дошел слух, что секретарша компании откровенно говорила и о приемнике, и о тестовом прогоне, и ее тут же уволили за нарушение секретности.

Примерно через месяц после испытаний, Косановичу позвонил человек, назвавшийся Ли де Форестом, и спросил, как ему понравилась машина. Косанович выразил свою радость по этому поводу, а мистер Де Форест объявил Тесла величайшим ученым в мире.

Позже Косанович спросил своего дядю, используется ли этот приемник энергии в других приложениях. Тесла, сказал, что вел переговоры с крупной судостроительной компанией о строительстве лодки с аналогичным двигателем, но больше не сообщил ничего. Весьма обеспокоенный по поводу безопасности этой конструкции, Тесла проводил эти испытания в повышенной степени секретности, как считает Косанович, по уважительным причинам. Тесла уже был жертвой нескольких неприятных манипуляций, исходящих из одного финансового дома. По этой причине он стал соблюдать, возможно, излишнюю, секретность и осторожность в этом вопросе.

Итак, человек, заслуживающий доверие, в силу его политической карьеры от генерального секретаря левоцентристской Независимой демократической партии Светозара Прибичевича в 1926 году до члена Президиума Народной скупщины и Президиума Народного фронта в 1956 г. и близкого родства с Теслой [2] сообщил о совершенно фантастическом испытании электромобиля.

По размерам контактов диаметром 6,25 мм, через которые подавалась электроэнергия на двигатель можно рассчитать характеристики генератора Теслы: напряжение 220 в, сила тока около 270 А. Параметры прямо скажем фантастические.

Аккумулирующей основой этого генератора, как это видно из описания Косановича, была почти двух метровая антенна и 12 странных трубок. Никаких других источников энергии на электромобиле, установлено не было.

Сегодня электромагнитное поле Земли изучено достаточно хорошо. Его естественный фон составляет от 2,5 до 6,0 кВт на один квадратный метр, в зависимости от места положения, и солнечной активности. Для того чтобы сконцентрировать 59 кВт необходима антенна от 10 до 24 кв.м. Но из описания Косановича Тесла использовал в качестве антенны стержень длиной не более 2 м. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что 12 таинственных трубок, выполняли роль усилителя мощности электромагнитного потока. Это немного напоминает современные активные антенны.

Учитывая, как сильно сократились на сегодня размеры антенн, можно предположить, что Тесла действительно понял, как можно сконструировать усилитель большой мощности, чтобы получать необходимый для потребления электромагнитный поток. Поэтому, его заявление о передачи концентрированной энергии на большие расстояние в этом свете уже не кажется столь фантастичным, как это представляется при первом знакомстве.

Таким образом, не смотря на всю фантастичность сообщения Косановича об испытании электромобиля Теслы, оно представляется весьма реальным событием, если допустить, что Тесла смог реализовать усилитель мощности с коэффициентом не менее 64 и использовать естественный электромагнитный фон планеты [3]. Конечно, удивляет миниатюрность усилителя для 1931 г., но это вопрос к специалистам по материаловедению.






[1] В период с 1906 по 1912 гг. в городе производились электромобили компанией Babcock Electric Carriage Company.

[2] При посредничестве Косановича в ноябре и декабре 1942 года Тесла выступил в прессе – американской, сербской, европейской с обращением к славянским народам, призывая их к борьбе с фашизмом, к стойкости и мужеству.

[3] В настоящее время мировое потребление совокупной энергии составляет 0,002% от  энергии естественного электромагнитного фона Земли. До 0,1% отъём этой энергии, можно считать безопасным, но превышение этого порога чревато печальными последствиями для экологии Земли в целом, и в первую очередь для человечества. Хочется надеяться, что до этого времени, человечество освоит более экологичные источники энергии. Любая эксплуатация природных ресурсов в перспективе является явлением отрицательным для существования планеты, учитывая, что электромагнитный фон это не возобновляемый источник, хотя и кажется сегодня неисчерпаемым. Может быть Тесла прав - не надо его осваивать.


Рецензии