Санкт - Петербург - Ленинград

                Над Россиею
                Небо синее,
                Небо синее над Невой.
                В целом мире нет,
                Нет красивее
                Ленинграда моего!

                (Музыка В. Соловьева-Седого
                Слова А. Фатьянова)

     Ленинград. Студенческие годы – самое счастливое время ранней юности моей! Начало пятидесятых ХХ века, первое десятилетие после войны.
    Наше общежитие, где жили мы, разной национальности молодёжь, только – только  вступающая в большую жизнь, находилось на Набережной Мойки, в центре  такого исторического, героического, красивейшего города Мира.
   А прямо, напротив, через мостик над рекой – здание, в котором жил великий русский поэт – Александр Сергеевич Пушкин.
    В этом же доме, в его квартире,  его современник, последователь, поклонник, второй поэт, не меньшего таланта – М. Ю. Лермонтов, сразу, по  горячим следам событий, написал свое знаменитое – «На смерть поэта».
    Мы были на экскурсии в этой квартире – музее.  Вещи поэта… Как всё тут казалось нам таким трогательным и дорогим, ведь к ним прикасался  сам Пушкин…
    В двухстах метрах от нашего общежития находился Зимний Дворец. Через Дворцовую площадь мы спешили на занятия.
    Всякий раз, проходя мимо Александрийского столпа, я чуть приостанавливалась, поднимая голову,  думала: «Вот и Александр Сергеевич, проходил не раз мимо этого столпа.  Не раз обращал внимание своё на величественную эту колонну, памятник Александру I. О нём и заявил в своём стихе-пророчестве,  «Памятник»:

                Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
                К нему не зарастет народная тропа,
                Вознесся выше он главою непокорной
                Александрийского столпа.

 И вот теперь пред ним стою и я, современница пятидесятых лет ХХ века! Почитательница поэзии и А. Пушкина, и М. Лермонтова. Стою. И даже вот – дотрагиваюсь рукой!»
   Да, Ленинград… Что ни шаг, то – история.
Нам часто в группе организовывали экскурсии. Были  мы и в Эрмитаже. Тогда они были доступны и бесплатны. Только сменную обувь надо было брать с собой. Тут – всё – далёкое и близкое прошлое государства, как на экране – познавательно, талантливо, великолепно!

  Вот перед нами – революция 1917 года.    С огромных полотен смотрит доверительно на нас вождь революции – В.И. Ленин.
     А вот и символ Октябрьской революции - крейсер «Аврора». Это его залп послужил сигналом начала штурма Зимнего дворца. После него во дворце -  паника. А у солдат революции – рабочих и крестьян - такой порыв души – вперёд! И ворота дворца Николая 11 – настежь! И в них – неудержимым потоком скопившийся веками  гнев к самодержавию в душах «униженных и оскорблённых», вечно – полуголодных и нищих и долгожданный миг – громи, ребята, буржуйские «хоромы»! Хватай эти украшения из серебра и золота – было ваше, теперь – наше! И поведение этих, в шинельки одетых, крестьян из дымных лачуг бездорожных русских деревень, из рабочих бараков рудников, шахт, штолен, приисков с иностранцами во главе  как бы можно было понять и объяснить.      
     Но вождь революции мыслил иначе. Узнав об этом, приказал вернуть, и всё поставить на место. Солдаты Революции не хапуги. Их пролетарское сознание должно быть выше  на голову сознания   буржуа - накопителя. Всё – национализированное революцией, должно принадлежать государству.
    И этот сложный психологический момент переходного периода и революционного порыва масс так же ярко и образно отражен на полотне прямо у  центрального входа – «Штурм Зимнего»!

    Зал, посвящённый Петру – 1. Рассказывает нам  о жизни и деятельности великого царя всея Великой, Малой и Белой Руси, государственника, творца, реформатора, стратега. Быт, творчество, служба государева. Одежда. Другие личные принадлежности. И тот знаменитый стул собственной работы. Был высокий ростом государь. Стандартные стулья тех лет ему не подходили. Но ведь кроме мудрой головы имел царь всея Руси великой и золотые руки. Раз-два и готов стул для себя! Вот он – прочный, роскошный, стоит пред очами посетителей!
    Золотые руки.   И горячее стремление – всё познать и изведать самому. Какая ж замечательнейшая черта характера Человека! Человека – огромной силы Воли! Действительно – великого государственного деятеля! Всё, что укрепит мощь и силу государства – изведать самому и создать. В том числе и – кораблестроение. Посему и оказался  на верфях заграничных не только с топором в руках, но и с карандашом  над чертежами.

      А оттуда - с опытом! Да окинул свои боры сосновые, да реки полноводные метким взором со стратегическим замыслом и выбрал места для строительства.
       В Архангельском крае, чтоб создать Северный флот, с выходом в мировой океан через Балтику.
       И на юге был нужен флот для выхода через седой Азов к морю Чёрному, а там и  - к Средиземному.
        Но – увы!- выхода такого у великой России на то время  - не было.
Все моря лежали по ту сторону её границ. 
    Вот стоишь пред искусством кисти и красок, документами с печатями, слушаешь экскурсовода и не без гордости думаешь –
- Эх! Велик был Пётр - 1 и ростом, и Мудростью и государевой Дипломатией!
    И избрал Государь для создания Южного флота мой родной Воронежский край! Здесь близ речек всё рощи сосновые, да боры дубовые! Много лип и клёнов с осинами…
     И по Тихой сосне, что почти рядом с хутором Осинаво, где в ноябрьский день под цветистый шум листопада появилась я в Белый Свет!
     По Икорцу,  Хопру, Битюгу да Дону – батюшке, чьи воды полнят море Азовское,  - куда взор не брось – всюду высились верфи, важная составляющая в экономике России - матушки.  И объединялись в общины  крестьяне сёл Придонья – Рамони, Костёнок, Урыва, Коротояка… И купцы, и баяре, и  служители церкви… В складчину и строили первый российский флот по велению царя Петра-1, хоть и заявлял он сам о себе, что – не царь, а  просто находится на службе у государства.
    А в самом граде Воронеже на островке сооружён был Адмиралтейский Центр. Тут же и дворец небольшой для царя, где бывал часто и подолгу государь – стратег, контролируя и управляя кораблестроительством.
 
       Но это уже из истории кораблестроения на Руси,  прочитанной мной потом в библиотеке, конечно же – под впечатлением этой экскурсии.
         И сейчас вельми полезно читать о жизни и деятельности Петра-1, чтобы сравнить прошлое с настоящим. Ведь в сравнении и сопоставлении познаётся Истина.
 
       Следующий зал нам поведал  о жилых помещениях дворца, где жила царская семья.   Наше внимание, совсем недавно ещё подростков, конечно, привлёк быт царских детей. Кроватки, отделаны золотом, драгоценными камнями. Укрывали деток красивыми одеялами, а сверху мехами дорогими.
     А обогревались-то все эти великолепные хоромы и детские спальни – каминами.  И подумалось тогда – ведь не могут же целыми сутками гореть камины! Да и вряд ли они нагревали как надо помещение! Вот разогреется детское тело под пуховиками да мехами, а встанет из постели – тут его и охватит не прогретым воздухом… Поэтому и болели часто, простывая…  Бледненькие, хрупкие… Мы с подружками тихонько об этом переговариваемся на экскурсии  В душе пожалели этих детишек… Мы-то выросли на горячих русских печках! От осиновых поленьев вон как жарко полыхает пламя! Столбы дыма над избами вьются, а в печи пироги да блины пекутся!  Конечно – в средине пятидесятых ХХ века! А сразу после освобождения от оккупации – оладушки из травы до прошлогодней картошки, собранной на пашне по весне…

       А вот царская корона! Боже! Какая красота! Сколько же тут дорогих камней всякого вида и размеров! Тут же мы впервые услышали об истории этой царской короны – семейной реликвии Дома Романовых.
  Почему-то подумалось – неудивительно, что так грациозно держат голову цари и царицы – это же не пух-перо. Такую тяжесть почти в 2 кг весом на голове удержать  - надо  ещё научиться!

   Здесь же мы увидели и картины великих художников эпохи Возрождения. И их портреты.  Леонардо да Винчи,  Рафаэ;ль,   Микела;нджело (Италия).  Были они не только художниками, но и скульпторами, архитекторами, поэтами, мыслителями.
       И не только эпохи Возрождения и зарубежных художников произведения увидели мы в Эрмитаже. Но и наших творцов живописи - Ивана Крамского, Ильи Репина…

     На одной из экскурсий вышел очень эмоциональный казус со мной и моей подружкой Галей. Мы с ней и в школе вместе учились, и приехали в Ленинград по рекомендации её старшей сестры. Сдали успешно вступительные и вот учимся. Обе получили общежитие сразу, как дочки отцов инвалидов Великой Отечественной войны.

     Увлекшись экспонатами музея, мы не заметили, что отстали от экскурсионной группы, и продолжали сами переходить из зала в зал. А когда заметили – растерялись. Куда ж идти? И пошли. Перед нами – дверь. Открыли – вошли. Глянули и застыли на месте – полумрак, ряд рыцарей в военных тяжёлых доспехах – кольчуги, шлемы, забрало, щиты… Мама мия! А между ними – проход, и в конце его вроде свет … Может это выход во двор? Сделали несколько шагов - Галя за что-то зацепилось, и на неё с грохотом упал рыцарь! В паутине! И пыль столбом! Мы обомлели! Хорошо, что рядом оказались технические работники – заскочили  и к нам:
- Девочки! Как вы тут оказались?
  Мы объяснили. Они взяли удерживаемого Галей рыцаря, поставили на место и сказали:
- Этот проход ведёт не во двор, а в подземелье! Ходы под землёй…
И нам стало страшно. Они вывели нас и помогли отыскать свою группу.  Вышли из Зимнего – рады – на белом свете оказались!

   Да – в этом городе для нас было всё впервые и всё  - интересно.
 В нескольких метрах от нашего общежития располагалось Марсово поле. Как говорит история - в 18 веке  это  было незастроенное поле, которое называлась «Потешным полем», потом – «Царициным лугом», где проходили военные парады. Потом за площадью утвердилось название Марсово поле, подобно Марсову полю в древнем Риме и Париже . А с 1918 по 1944 год называлось площадь Жертв революции.

 В 1920—1926 г.г., узнаём из источников (которые тоже были прочитаны нами после экскурсии) по проекту И. А. Фомина выполнена планировка и на площади Жертв Революции разбит парк. В 1934 году установлены 16 фонарей, некогда стоявших на Николаевском мосту.
 Мы с Галей были в этом парке – красиво. Такая планировка, мраморные скульптуры.

       Зато угнетающее чувство оставило у нас посещение в музее  Петропавловской крепости камер – одиночек, в которые во весь рост помещался человек. И так стоя, ни присесть, ни качнуться в сторону – сутками простаивали заключенные. А над их головой  - устройство пытки: из источника через определённый интервал времени капала вода. Прямо на темя человека.
    Я подставила руку под эту каплю и – мурашки по телу! А каково же было заключенным? Говорят, что некоторые из них от такой пытки просто сходили с ума…Как жестоко, как изощрённо жестоко казнили!
   При выходе из этих камер – пыток стоят жандармы. При полном обмундировании. Как живые. Суровые были времена. Хорошо, что прошли. Господи, хоть бы – безвозвратно.

    Побывали мы и в Монетном дворе Петропавловской крепости. Видели чеканку монет. Серебренных и золотых. Но их печатают мало. А вот – обычные – только успевают мешки подставлять! Сыплются, как из рога изобилия! И при этом звон такой, будто монетки весело поют: «Для всех, для всех, всех, всех»!

     Экскурсии в Смольный – это яркие, наглядные уроки Истории нашей великой страны – СССР.
     Одно дело – прочесть, другое – увидеть.  Вождь революции – В.И. Ленин в своём кабинете … И бумаги, и ручка, и – чашечка чая, чайник… Человек с ружьём, шалаш – пусть восковые фигуры, и шалаш – макет, но - как натурально,  как образно!

       Институт благородных девиц. Обучение с пятнадцати лет. Значит, воспитанницы были, как бы - нам ровесницами. Вот они - перед нами. В своих формочках, с теми же прическами. Фигурки из воска. Здесь девочек учили всему необходимому в жизни их общества, а не только танцам и манерам поведения.
      Мы с однокурсниками так это шепотком: «Вот бы нас так учили в школе или сейчас!»   Но таких, как мы – детей рабочих и крестьян – и тогда в этом институте не учили. Разве что – в церковно – приходской школе… Да… Смотришь, сравниваешь, и становится грустно… За прошлое молодёжи из народа… И одновременно – радостно за её настоящее, за – наше – учимся, живём на всём государственном обеспечении… Прямо в центре древней столицы России. Ходим дорожками великих поэтов, музыкантов, художников… Гуляем  в парке Марсового поля, по набережной – всюду, где раньше шуршали шелком платьев дамы с зонтиками, да важно, и не без кокетства, шествовали в цилиндрах и с тросточками их юные кавалеры…
    А теперь – куда не глянь – в выходные дни звучат по скверам, паркам и садам оркестры – танцует учащаяся молодёжь Ленинграда, спустя всего 10 лет после войны.
     Даааа… В пору нашей юности разными видами обучения была  охвачена вся молодость Страны.
    
      Страна народных Советов. Она родилась вместе с залпом «Авроры».
      Особыми чувствами полнится душа, будто мысленно окунаешься в те исторические события, ступая на палубу боевого крейсера.
      Экскурсоводами были наши  сверстники –  юные Нахимовцы. Будущие офицеры Военно- Морского Флота.
И от этого было ещё интереснее слушать их рассказы об «Авроре», о прошлом и будущем русского флота!
    
     В наши дни отремонтирован крейсер. Стоит, как новенький, на вечном причале и служит верой и правдой тысячам посетителей своими музейными экспозициями, как участник трёх войн: Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.
   
       И звонят благодарно колокола в небольшом храме православном на «Авроре» по церковным праздникам да в выходные дни. Да, восстановлен корабельный храм. В 2018 году. Конечно – по архивным фотографиям и чертежам. 

        Посещали мы с однокурсницами не раз и южный берег Финского залива, где вольготно раскинулся – дворцово – парковый ансамбль, некогда  - летняя резиденция императоров – Петергоф.
         Краса неимоверная!  Парки, парки, каскады, дворцы, аллеи, мраморные статуи и – фонтаны, фонтаны, фонтаны… Разные по величине, по форме и дизайну…
          И всё это – замысел того же Петра Алексеева, что и корабли строгал топором  и за штурвалом стоял, и точные расчёты на чертежах  чертил, находясь «на службе у государства»!
           Его видение. Его огромное желание – чтобы не только, как Версаль, но даже – лучше!
       Воистину велик был Пётр и ростом, и разумом!
Да, конечно, что скрывать – мы, дети рабочих и крестьян, на детство которых пришлись и тяготы войны с ярмом оккупации, и послевоенного лихолетья, мы знали и историю судеб рабочего люда России. И за фасадной  поразительной красотой видели и другую сторону картины, о которой с великой болью души писал Некрасов в своей поэме «Железная дорога».

Там – железная дорога. Тут – канал для подвода воды к системе фонтанов верхнего ли, среднего  каскадов… Не было же тогда ни башенных кранов, ни бульдозеров, экскаваторов  - всё - вручную. Лопата, лом, топор, пила, носилки, долото, зубило, молоток…
   Тысячи трудяг, миллионы рук, жилистых, мозолистых, заскорузлых…  В каких условиях? При какой одежде и еде?
  Фонтаны, фонтаны, фонтаны… Краса неимоверная! Это памятник
Не только гению Петра, мастерству скульпторов, архитекторов, художников, но и неимоверному труду простого люда русского!
   Легко скользят по Финскому заливу катера. И опять мы на экскурсии.  Отсюда виден Кронштадт -  военная крепость и тоже – детище Петра-1.

   Смело действовал государь – раз-два и вырос форд за одну зиму на острове Котлин, вроде бы ещё  принадлежавшем шведам.  Если по-прямой, то  всего в 30 км от Санкт – Петербурага. Летом шведы приплыли и опешили – откуда? Как? Почему? Но приблизиться к побережью града Петрова уже не могли.
   Потом была возведена крепость, населённый посёлок.. Со временем тут была основана военно-морская база страны, к которой пристроили госпиталь, медицинское учебное заведение, порты, инженерные учреждения и т.д.
     Петергоф, Кронштадт – триумфальный памятник успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю.
  Окно в Европу было «прорублено» уверенной и мощной рукою великого стратега и государя.

     Ленинград -  белые ночи, разведение мостов, Нева, памятники истории. Город, как огромный Музей под открытым небом.

  Эх, как хотелось бы пройтись опять дорогами студенческой юности нашей!
помолиться Творцу Всевышнему в корабельной храме «Авроры» за всю свою жизнь, за то, что был в моей жизни и живёт в памяти до сего дня самый  прекрасный город в мире – Петроград – Петербург - Ленинград!


Рецензии
Мари! Доброго дня! Время учёбы, студенческие годы - счастливые! - вы правы!
Творческих успехов и радости вдохновения вам желаю!
С уважением, Альбина

Альбина Алдошина   13.04.2022 10:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Али! Спасибо за такое обращение к моей сестричке - моему сердцу от него легче... Спасибо, Али...

Мари Монна   14.04.2022 17:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.