Июль. Гл. 42. Собрание по итогам полугодия

Глава 42. Собрание по итогам полугодия.

На этот раз, с основным докладом мне предстояло выступать самому. По итогам полугодия было, что сказать коллективу. Сразу, после предоставления мне начальниками цехов информации, о работе выполненной их цехами, за полгода – стал готовить обобщающий доклад.
 Доклад получился неплохой. Был в этом докладе и анализ достигнутых экономических результатов, в целом, по предприятию. Был отмечен ввод нового оборудования – в основном, цехом телеграфа и междугородной станцией. Были названы передовики производства, которым предстояло вручить почётные вымпелы и денежные премии. Был и жёсткий анализ качества с конкретным видением перспектив по его улучшению.
 Но основное ядро этого доклада было построено на детальном освещении положительных моментов в организации работы цеха ГТС, особенно, в период устранения тяжёлых последствий воздействия на телефонную сеть очень сложного, обильного паводка.

Наверное, впервые за много лет, я намеревался открыто, положительно оценить работу этого подразделения перед всем коллективом. Был убеждён, что объективно оценённые положительные моменты в повседневной рабочей деятельности, особенно – кабельщиков-спайщиков, отмеченные с открытой трибуны, окажут благотворное воздействие на оздоровление общего климата в коллективе.
Давался доклад трудно, приходилось взвешивать каждое слово…
Основную часть доклада обдумывал и писал на работе. Благо в летний период меньше отвлекали посетители. Сказывалось летнее время – отпуска, пропадание горожан, особенно пенсионеров, на даче. К тому же, я, наконец, нашёл себе опытного секретаря в приёмную.
Её порекомендовал мне бывший мой сотрудник по ЭТУС, инженер радиофикации Гаер Эдуард. Это была его супруга Гаер Лида. Она прошла хорошую школу работы секретарём-машинисткой в солидных организациях, некоторое время работала временно в приёмной ЭТУС, и ещё во время моей работы там, на мой взгляд, очень хорошо себя проявила. По окончании срока временной работы супруги подыскивали место – вот и вышли на меня.

Принял на работу Лиду я с удовольствием. И действительно, незаметная с виду, очень скромная в поведении, вежливая, аккуратная и исполнительная – она за короткое время проявила недюжинные способности и полностью навела контролируемый порядок в приёмной. Взялась, и умело решала часть возникающих у посетителей вопросов по неработающим телефонам, без моего участия – непосредственно со службами. Очень предупредительно вела себя с посетителями и умела, когда это было необходимо, успокоить человека и посочувствовать ему. И самое главное – выслушать его!
Как это трудно, и в то же время, бывает, очень необходимо – выслушать посетителя.…
Я почувствовал, что с приходом Лиды с меня свалилось много проблем во взаимоотношениях с ними. Этого никак не могли обеспечить,  вот уже несколько месяцев, временно дежурившие по очереди в приёмной, случайные работницы из цехов.
***
Несмотря на то, что практически за полугодие было установлено в городе чуть больше ста телефонов, в отчётных данных прирост телефонов составлял около пятисот. С этим количеством, также, было связано много сомнений и переживаний. Приписка?.. Не приписка…
Сразу по завершению подготовки годовых отчётов техническими подразделениями, ещё в феврале-месяце ко мне подошла озабоченная Мурносова. Реальное количество установленных телефонных номеров, по отчётам у неё не сходилось с реально показанной задействованной ёмкостью в цехе АТС, на действующих в городе телефонных станциях. Не сходилось более чем на триста номеров!
 По факту, у неё было меньше, чем на самом деле, включённых номеров. Она предложила изменить в техническом отчёте задействованную ёмкость в соответствии с показателями её экономического отчёта. Пояснила, что практически каждый год эта история повторяется.

По прямому указанию начальника ТТС – начальник цеха АТС пишет именно ту цифру задействованной ёмкости, которую продиктуют бухгалтера и экономисты.
 Сообщение Мурносовой было для меня неожиданным и очень неприятным. Долгие годы, занимаясь непосредственно подготовкой годовых технических отчётов в ЭТУС – я на практике знал, насколько важна достоверность учёта задействованных телефонных номеров. За их количеством скрывались конкретные и не малые деньги – деньги за установку телефонов, деньги получаемые предприятием в качестве абонентской платы.
 Не очень хорошо, если за недостоверностью учёта кроется элементарная расхлябанность, и уж совсем плохо – если – финансовые злоупотребления. Стало ясно, что совершенно не исключено, что в городе работают неоплачиваемые телефоны. Много телефонов…
Вызвал начальника цеха АТС – Нурахметова Аскара. Он чуть ли не божился, что в его годовом отчёте указанное количество включённых телефонов – достоверно. На вопрос – почему же он тогда идёт на поводу у экономистов, искажая реальные цифры по их требованию – Аскар смущённо отводил взгляд.

Цеху АТС искажать реально задействованную ёмкость не было никакого резона – оснований не верить Нурахметову не было.
Я предложил Мурносовой изменить в её отчёте цифры в соответствии с реальностью. Она категорически отказалась. Опытная – она чётко понимала – чем это может грозить.
Вообще-то – мне, свежему человеку, следовало по данному факту поднять шум, организовать специальное расследование с явно вытекавшими из этого непредсказуемыми последствиями, которые ввергли бы предприятие в пучину страстей совершенно не способствующих налаживанию производства.
Ничем хорошим это не грозило и бывшему руководителю, Ковалёву, который и так находился под следствием. Внутреннее чувство подсказывало – нельзя мне подливать масла в огонь…

Позже, возвращаясь несколько раз к этому вопросу, реально понимая,  что выявить эти неучтённые номера просто невозможно без глобальной всеобъемлющей проверки – как организовать её, я пока и не знал – искал вместе с экономистом приемлемый выход из создавшейся ситуации.
Валентина Васильевна предложила  оформить выявление номеров и искажение отчётности комиссионно, закрепить реальное количество номеров соответствующим Актом, и на его основании – включить их в отчёт. Так и поступили.
По итогам мая-месяца подкреплённые Актом, выявленные номера были проведены в экономической отчётности. Я сообщил об этом Фенину без сгущения красок. Он воспринял известие спокойно – или недопонял серьёзности факта, или сделал вид…
Отчётность по Управлению прошла без сучка и задоринки, там тоже, справки для узаконивания телефонов, оказалось достаточно. Формально ТТС на бумаге обеспечила перевыполнение важнейшего показателя – прирост телефонов, на внушительное для города количество – почти на пятьсот.
Я же сделал для себя зарубку на будущее – прошерстить все, имеющиеся в городе и работающие на телефонной сети, номера. Вот только, когда это удастся сделать…

***
Готовясь к собранию, в совокупности осмысливая сделанное, и себя самого, зашоренного проблемами ГТС,  на фактах убеждал, что сделано за полгода коллективом не так уж и мало, хотя конечно, основной проблемы – проблемы качества пока решить не удалось.
Есть и знаковые достижения. Вот, цех АТС завершил переключение 450 номеров с морально устаревшей УАТС-49, – первой декадно-шаговой АТС, появившейся в городе ещё в конце пятидесятых годов. Все телефоны переключены на свободную номерную ёмкость координатной АТС-4. Практически все работы по переключению и демонтажу станции выполнены молодыми девчатами – Ульдановой Валей, Байорис Зоей, Михеевой Галей – под руководством опытных  инженеров Семенды Ольги Кирилловны, Гаврилюк Флеры Валиевны. Как не назвать их имена, не отметить их добросовестный труд перед коллективом.

 Положившая начало автоматической связи в городе «старушка УАТС-49» будет отправлена на металлолом.
В результате – на третьем этаже освободятся значительные площади. Их можно будет использовать для улучшения условий труда коллектива, как цеха АТС, так и других служб.
Впервые, за сколько лет? – выполнен неплохой ремонт помещения справочной службы «09». Идею как организовать этот ремонт подсказал Егоров Михаил.
Вообще-то, при знакомстве с предприятием ещё в начале года я обратил внимание на то,  что наиболее неприглядными, из-за условий для пребывания в них людей, были два помещения.
 Первое из них – это так называемая студия. Парадоксальный факт! Она находилась на первом этаже в крайней комнате восточной части здания. Предназначалась студия для проведения из неё областных селекторных совещаний по проводам  как областного Управления связи с районными узлами, так и областных Управлений других отраслей народного хозяйства со своими районными подразделениями.

При проведении проводных республиканских и союзных совещаний – местом, куда инициаторы приглашали своих представителей от Синегорской области, также являлась студия ТТС. Частыми гостями этой студии были первые руководители области и города.
 Проще говоря – помещение студии являлось визитной карточкой связистов перед областными руководителями, руководителями отраслевых производств.
Очень неприглядно выглядела визитная карточка.
 Неряшливый вид этой комнаты создавали прогнившие полы, угнетала потемневшая от времени побелка стен и царивший в ней элементарный холод. Забившиеся отопительные батареи уже давно не способны были отдавать необходимого тепла для нормального обогрева этой угловой в здании комнаты-студии.

Техническую подготовку и проведение совещаний обеспечивали специалисты цеха МТС. Это была очень ответственная работа и проводилась она, к чести связистов, как правило, на очень достойном уровне.
Ответственность подчёркивалась ещё и тем, что при проведении совещаний, с участием первых руководителей области, на них обязательно присутствовал Фенин – лично! Лично он и встречал их у входной двери фасадной части здания, сопровождал в студию, и провожал по окончании совещания.
Конечно, ему было стыдно за бедность студии, и при первом же подвернувшемся случае он указал мне на необходимость приведения её  в приличный вид.
 Указать-то указал, но с учётом тотального дефицита на материалы и бедности Конторы материально технического снабжения связи, не смог выделить на ремонт даже элементарного линолеума для покрытия полов. Линолеум тоже являлся дефицитнейшим материалом.

Весной, по завершению отопительного сезона я пригласил в студию сантехника Егорова для совета – как все-таки обогреть её нормально? Егоров согласился с необходимостью промыть батареи, разобраться с правильностью включения стояков прямой подачи и возврата горячей воды. Но в процессе обсуждения, с болью в душе, высказал мне, новому начальнику, – наболевшее.
 Из его высказываний следовало, что система отопления здания полностью изношена, что требуется её капитальный ремонт, и не просто капитальный ремонт, а переделка отопления по современной схеме. Что в последние годы каждый отопительный сезон – это постоянное балансирование на грани разморожения здания, и что если, в текущее лето, мы не займёмся подготовкой к предстоящему отопительному сезону серьёзно – существует реальная опасность этот самый сезон сорвать
Чувствовалось, что Егоров хоть и работал на ТТС простым сантехником, но по демонстрируемым знаниям, из него так и выпирает инженер-тепловик. И действительно, оказалось, что он долгие годы работал на специализированном предприятии «Сантехмонтаж» в должности инженера.

И правда, заставши вторую часть зимнего сезона, я и сам убедился, что с отоплением существуют серьёзные проблемы, но с учётом не очень лестной характеристики самого Егорова предыдущим руководством, посчитал, что он сгущает краски и не стал придавать его высказываниям серьёзного значения.
 – Давайте вернёмся, Михаил, «на землю», и сосредоточимся на решении конкретной проблемы студии – остудил его я.
Егоров помолчал некоторое время, потом с решимостью заявил
– Виктор Васильевич, самостоятельно это сделать мы не сможем. У нас нет даже сварочного аппарата, да и делать ремонт студии, с учётом её важности, надо комплексно, причём в короткие сроки. Хотите, я найду вам организацию, которая всё это сможет сделать.
 Я, конечно же, – хотел. Тогда и вывел меня Егоров на директора РСУ Облпотребсоюза Гуляку.

 Юрий Фёдорович оказался очень общительным человеком. Он обладал большим опытом по оформлению дизайна объектов потребительской кооперации. Его фирма имела в наличии богатые материалы для отделки помещений – полированную доску, узорную гипсовую плитку, материал для звуковой изоляции стен, и даже паркет, для настилки полов. Все это мы и решили применить.
 Гуляка оперативно подключил своих специалистов, согласовал дизайн, и буквально за неделю комната преобразилась. Были обрамлены узорной гипсовой плиткой стены и потолок, нижняя часть стен по периметру – на высоту в полтора метра, оделась в полированную плиту. Появилась красивая  люстра освещения, новый паркетный пол, декоративно оформленные проёмы окон, тюлевые занавески и шторы из плотной ткани, переваренные, обновлённые стояки отопления и новые батареи…  Теперь сюда гостей высокого ранга приводить было не стыдно.

 Вся работа была выполнена практически за неделю.
 Фенин удовлетворённо хмыкнул и, расщедрившись, внёс свою лепту – выделил в студию новые полированные столы и мягкие стулья.
Правда, мне долго потом пришлось объяснять моему главному бухгалтеру Пильниковой Надежде Васильевне при подписании солидных счетов на оплату, что для  помещения, в котором периодически бывает первый секретарь Обкома партии – паркетный пол – это совсем не роскошь…
Пользуясь случаем, с подачи того же Егорова, Гуляка отремонтировал и эстетично оформил второе непригляднейшее помещение – комнату телефонисток справочного бюро.  Работающие в справочной службе телефонистки – все молодые девчата – были очень довольны и никак не могли поверить, что их место работы стало одним из самых красивых на всей ТТС.
Нет, несомненно, при остро ощущаемой, внутренней, душевной собственной неудовлетворённости, я все-таки, на собрании имел право коллективу открыто смотреть в глаза и моя деятельность как начальника, явно была для него не бесполезной.

***
 На последней неделе июля общее собрание коллектива состоялось. По устоявшейся традиции проведено оно было очень организованно. Необычность собрания была в том, что, несмотря на непочатый край работ на сети – все кабельщики, линейные монтёры, все от кого непосредственно зависело устранение повреждений – должны были присутствовать на собрании в полном составе.
Доклад мой слушали очень внимательно. Напряжённая тишина царила в зале в момент освещения работы цеха ГТС. Непривычно было людям слышать, в целом, положительную оценку работы всего цеха, включая кабельщиков,  особенно в период паводка.  Не вязалась эта оценка у связистов из других цехов, не имеющих прямого отношения к работе линейно-кабельной сети – с общим количеством фактического наличия в городе около пятисот повреждений телефонов на момент собрания.

 Особое оживление возникло в зале, после моего сообщения о том, что в случае если кабельщики-спайщики снизят количество повреждений на сети до минимально приемлемого количества – то их ожидает перспектива получения премии в размере восьмидесяти процентов к окладу.
Это было шокирующее заявление. Средний размер премии по предприятию составлял не более 25 процентов – а тут целых восемьдесят… И кому? – людям, от пофигистской работы которых долгие годы лихорадит всё предприятие…
В последующих, за моим докладом, выступлениях – практически каждый оратор не мог воздержаться от комментариев по озвученной перспективе премирования кабельщиков. И практически каждый оценивал это предложение негативно, как неприемлемое.
Я с интересом, незаметно, следил за поведением сидевших скученно работников цеха ГТС. Кабельщики сидели как на ножах. Они явно не ожидали реакции, причём искренней, явно никем  не подготовленной –  реакции их товарищей по работе –  в свой адрес. Не ожидал этого и я.  В комментариях  выступающих сквозило примерно следующее

 – Вот они бездельники, уже получают больше нас, хорошо работающих, а будут получать ещё больше, намного больше – нет, несправедливо...
По завершению выступлений, мне пришлось ещё раз разъяснить, почему принимается подобное решение. За уже более чем полугодовой период – несмотря на интенсивную агитацию, никто из связистов, работающих в смежных цехах, так и не изъявил желание, перейти на работу в цех ГТС. Мало того, кроме поголовной критики – ни один из цехов, даже в самые напряжённые моменты – не изъявил желания, даже на короткий период, прийти цеху ГТС на помощь.
Поэтому, возможность заработать дополнительные премиальные для кабельщиков – это и будет реальная помощь каждого члена коллектива цеху ГТС  в денежном выражении, так как дополнительные премиальные им будут выплачиваться из фонда материального поощрения предназначенного для всего коллектива.

Совершенно неожиданно, эмоционально и очень убедительно, вслед за мной выступила Мурносова.
– Неужели вам не надоело – обращаясь к залу,  заявила она – что в городе, вот уже долгие годы, нашу ТТС не клюёт только ленивый...
Сообщила,  что тоже очень пристально следит за работой кабельщиков, и тоже, замечает в их отношении  к труду явно благотворные перемены.
– Ну, неужели мы пожалеем денег десятку специалистов, от которых действительно, зависит работоспособность всей телефонной сети! – воскликнула она.
 Возражать Мурносовой никто не стал.
 В ходе последующего голосовании, после оглашения изменений в Положение о премировании кабельщиков-спайщиков, подавляющее большинство эти изменения поддержало.

Кабельщики на собрании не выступали. Чувствовалось, что они были растеряны, с одной стороны, свалившимся на них заманчивым предложением, с другой стороны тем, что через критику, выступавшими, их действий – на самом деле, критиковали их товарищи меня, за непонятную с моей стороны, щедрость. Уточняющий вопрос задал только Висящев.
 – Виктор Васильевич – с какого времени начнёт действовать Положение?
 Ответил так

 – Несколько дней кабельщикам на размышление, затем соберёмся узким составом, с участием задействованных в устранении повреждений работников у меня в кабинете, для уточнения деталей. По достижении полной ясности по механизму применения новой сетки для всех – впервые, она будет применена по результатам работы бригады, в августе-месяце.
Возвратившись в кабинет, взглянул на часы. Стрелка приближалась к восемнадцати... – вместо планируемых трёх часов, продлилось собрание почти шесть...  Только сейчас почувствовал, что сильно болит голова, внезапно навалилась, вдруг, тяжёлая опустошающая усталость... 


Рецензии