Каша из крапивы. 40 километров по горам

Первое мое знакомство с крапивой состоялось наверное, как у всех - попал в крапивный куст и обжег все части тела, орал, как резаный, да и годиков было мне совсем немного. Отношение к этой траве началось формироваться отрицательное.

Потом, когда подрос, мама потчевала меня весной и летом регулярно супчиком - зеленым борщецом с листиками одуванчика и крапивы. Прелесть необычайная, когда еще с хлопьями яичка, плавающими в супе, морковки чуток. На садовом участке по три тарелки уминал, после работы на земле.

И вот сейчас, тут, в Болгарии, в моих длительных планинских переходах через горы Болгарские - Стара Планина, Средна Гора, Пирин, Рила, Родопи, практически в каждой горной хиже есть каша из крапивы.

Однажды делали мы переход Сопот - Троян, около 45 километров по горам. Вдвоем начали, закончил я один. Поднялись из Сопота на лифте на гору, а там парапланеристы свои крылья раскладывают на земле, готовятся к полетам. Друг мой встретил своих друзей и говорит мне:
 
-Давай полетаем сегодня, а завтра пойдем дальше.

Я отказался, потому как настроен был на двух-трехдневный горный переход, да и Lowe Alpin мой, 90 литровый обьемом и 12 кило весом был заточен именно под горный переход, а не на болтанку в воздухе на параплане. В итоге он остался летать, а я пошел по спланированному маршруту.

Хорошо, что в Болгарии все маршруты маркированы. БТС, или Болгарский Туристический Союз. Поддерживается в порядке все это, и во время пандемии тоже.

Иду по било (гребень) горы, насвистываю песенки, смотрю по сторонам, красота. Мимо горные мотоциклисты пролетают, пенсионеры сидят греются, замечательно в горах болгарских. В горах все грани между людьми стираются, тут все равны, нет жлобства  никакого, потому, что в любой момент может случиться что-то и неважно кто ты, всегда будет помощь или тебе помогут. Ну, а какой вкус сухаря в горах, или вкус простой воды, усталому путешественнику. Отличается сильно. Кто был в горах, на переходях, тот знает, а кто не был, побывайте.

План переходов у меня прост - 50 минут ходьбы и 10 минут перерыва отдыха, подтяжки шнурков и прочего. Поэтому я стараюсь в одиночку или парой путешествовать, и не люблю в группах ходить, когда через пять - десять минут кому то поссать захотелось, у кого-то трусы в жопу влезли или намозолил что-то себе. Сбивается ритм хода и тут уже не поход - путешествие а глупость какая - то. Мы и в стройотряде, в МВТУ, точно так же работали - 50 минут труда, и потом 10 минут перекура, а кто не курит, тот убирает территорию площадки.

Первые 28 километров прошел за 7 часов. в 8 утра были мы в Сопоте, и в 15 часов пришел я на хижу "Дерменкая". Хижарь сразу узнал во мне настоящего истинного туриста, а не мажора, налил супа, дал ломоть хлеба и налил пивную кружку горячего травяного чая. Я спросил сколько будет стоить, На что он махнул рукой и сказал "угощайся", планинского всегда видно, а деньги я с них возьму, показал рукой на группу бухающих граждан, на джипах приехавших в хижу.

- Долго ли до подслона "Орлово Гнездо", - поинтересовалмся я
- Три часа нормального хода, - ответил мне хижарь, - к 18 часам дойдешь, обрадовал меня он.
- А кашу из крапивы делают ли там еще, - задал самый главный вопрос, ради которого я и пошел в это мое приключение. Вкусить уникальное горной каши из крапивы.
- Откуда ты? - спросил хижарь.
- Из Софии, - ответил я.
- Даже в Софии знают про его кашу крапивную, - заулыбался хижарь, делает, если трезвый, накормит обязательно.

Подкрепившись и отдохнув, взял направление по азимуту, который мне указал хижарь и отправился в путь, чтоб к закату солнца в горах успеть на подслон "Орлово гнездо", понаблюдать как солнце садится спать, падая в горы. Ну и кашки крапивной вкусить и ракийки испить.

Подслон от хижи в горах отличается кардинально.

Хижа - это дом в горах со всем необходимим, горячей водой,едой, туалетом, краватями с бельем и всеми другими словами техники, и ТВ в том числе, и ток электрический есть.

Подслон же - это домик, в котором есть только печка, где можно согреться, тока нет, есть свечи, есть матрасы, на которых можно лечь спать в своем спальнике, есть смотрящий хижарь подслона, обычно он постоянно в меру пьян. Если холодно, то ты сам рубишь дрова и растапливаешь печь, если голодный, то хижарь всегда тебя накормит, если у него что есть, если нет то голодный будешь. Обычно в подслонах собираются истинные туристы, достают все съестное из рюкзаков на стол, готовят общий ужин,и всю ночь рассказы, песни, знакомства, как одно целое, сливаемся, а если утром останется что-то из еды, то поровну между всеми делят остатки и в путь дальше идут. Замечательно все это. Ни крошки хлеба не пропадает, ни капли воды. Все знают, что такое горы.

Таки пришел я к 18 на "Орлово Гнездо" Хижарь там, Пламен. Веселый, сидит на порожке, курит. Разговорились, группу туристов ждет из Сандански, должны подойти тоже. Я ему аккуратно про его замечательную кашу из крапивы намекнул, и он повел меня на кухню а там... Огромный бак с зеленой массой, крапива, рис, боб, другие травы, все в этом баке шипит. аромат не передать ни словами, ни жестами. Навалил он мне огромную тарелку каши той, вышли на улицу, сели за столик и любуемся закатом. Ракийка на столе, хлебушек позавчерашний, и каша из крапивы, ради которой я около 40 километров прошел. Но это стоило того.

- Из чего делаешь кашу, - спросил я Пламена
- Что найду в горах, то и кладу, - ответил он мне, - рецепта нет, так, на глазок все бросаю. Вот, на неделю хватит мне с гостями этого бака. А в баке том наверное ведер десять, литров сто.

Смеркалось. Туристы не пришли. Мы с Пламеном сидели и разговаривали часов до трех ночи, под ракийку и кашку из крапивы, смотрели на звезды, он мне созвездия показывал. Потом внизу появились какие то огоньки, лучи от фонариков.

- Иманяре опять понаехали, клады ищут, - поведал мне Пламен. Тут много турки пооставляли накоплений своих, когда руснаци их погнали отсель. Иманяре (черные копатели) ищут клады, полицаи ищут иманяр, а я сверху смотрю в бинокль. Натуральное документальное кино время от времени получается.

Улегся я в мешок свой Lafuna Camping XXL, завился и поспал пару часов. Солнце начало свой подьем, и мне в глаза своим прекрасным утренним светом заглянуло. Вышел, потянулся. Красота утренних гор поражает, низины в дымке-тумане, солнышко встает и окрашивает все разными цветами, от нежно-розового, до тяжело-лилового, теплеет. Пламен вышел растрепанный, похмелился. Обнялись мы с ним, я ему оставил всю еду свою - колбасу, брынзу, доматы, хлеб, шоколад, все, что было, потому как домой возвращаюсь. Ему тут нужнее все это.
Пламен спрсил куда мне, я ответил на трассу или в Сопот. Пламен показал направление и сказал:

- Спустишься в село Кърнаре,оно цыганское, есть автобус до Сопота, там на влак и в Софию, а можешь и в Кърнаре на этот же поезд сесть. Будь осторожен при спуске, уклон 45 градусов, сложно спускаться.
- Рюкзак я освободил, смеясь ответил я Пламену, так, что справлюсь, не в первый раз в горах. Если приняли меня горы с самого начала, в Болгарии, так и оберегать будут духи гор. Я их люблю.

На том и расстались. И каши из крапивы объелся вдоволь, и звезды посчитали и языками почесали и попили и поспали.

Хороша страна Болгария. Вам бы тут побывать.


Рецензии
Почитал будто и побывал

Игорь Русаков   27.11.2020 07:02     Заявить о нарушении
Спасибо, что прочитали

Bizplanner   01.12.2020 12:25   Заявить о нарушении