Наши великие имена - Марк Валентинов - 1904-1989

Читая книги Б.А. Покровского – великого оперного режиссера 20-столетия, не единожды встречала имя Марка Марковича Валентинова. Марк Маркович был главным режиссером Горьковского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. Он оказал искреннюю поддержку молодому Покровскому тогда, когда будущий Мастер делал свои первые шаги в профессии. В 2007 году Борис Александрович дал развернутое интервью известному журналисту Сергею Петровичу Чуянову, который в то время готовил к изданию книгу «Сотворение театра». На вопрос: «Как Вас встретили в театре?» (речь, естественно, шла о нашем театре, куда Борис Александрович был направлен Московским театральным институтом на постановку дипломного спектакля «Кармен» Ж. Бизе), Борис Александрович ответил: «Главным режиссером тогда был Марк Маркович Валентинов – очень умный и талантливый человек. Первое, что он мне сказал, что он давно ждал моего приезда, хотя обо мне еще ничего не знал.
Мы сразу обнялись, и это был знак важный. Он был неким предсказанием того, как мне придется работать в большом, счастливом, добром коллективе».

 Имя Марка Марковича Валентинова навсегда вписано в историю нашего театра и нашего города золотыми буквами. Марк Маркович родился и вырос в семье, пронизанной атмосферой театра: его отец был известным организатором театрального дела. Это был человек высокой культуры, он превосходно знал русскую классическую литературу, хорошо разбирался в области театрального искусства. Он был музыкален, обладал красивым баритоном. Живой ум отца, часто выезжавшего в Италию, Францию, Германию позволили ему заполнить недостаток высшего образования глубокими знаниями мировой культуры, полученными в ходе этих зарубежных поездок. В самом начале своей деятельности отец пел в различных небольших труппах, где исполнял ведущие партии в операх и опереттах. Кроме музыкальности, он обладал исключительными организаторскими способностями, хладнокровием и выдержкой. Очевидно, именно эти качества позволили Петербургским купцам Кабанову и Яковлеву пригласить его на должность управляющего (ныне – главного администратора) в летний театр «Олимпия». Работа в «Олимпии» для Марка Марковича – старшего, ознаменовалась тем, что, хорошо начавшись, театр сгорел в одну ночь дотла. Вот тут-то и проявился организаторский талант отца нашего будущего режиссера: в двухмесячный срок театр был отстроен заново, и труппа продолжила работу. У отца сложилась репутация делового человека и ему стали поступать серьезные предложения о работе, в результате он стал видным деятелем театрального искусства.  В личной жизни был чрезвычайно сдержанным человеком, вел спартанский образ жизни, его предельная честность была известна всей театральной России. Ему верили «на слово» и не требовали заключать контракты в обязательном порядке. Семья материально была хорошо обеспечена, но никакого пристрастия к приобретательству у Валентиновых не было. Мать юного Марка – оперная певица, сумела создать в доме атмосферу доброжелательности и взаимного понимания. Вечерами часто звучала классическая музыка, родители очень любили петь, и маленький сын с самого раннего детства был приобщен к музыкальной культуре. Авторитет отца в доме был непререкаем, но его пожелания всегда выполнялись с удовольствием. Понятно, что, будучи воспитанным в театральной, творческой атмосфере, выбор профессии юным Марком был предопределен. Он стал режиссером. В 1936 г, уже став успешным в своей профессии, им было получено предложение от Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина занять должность главного режиссера. Предложение было заманчивым, и Марк Маркович его принял. В 1936 году он приехал в Нижний Новгород и возглавил оперный театр.
С этого момента жизнь Марка Марковича всецело стала принадлежать нашему театру и нашему городу.

За годы работы он поставил в театре 25 оперных спектаклей. Это были масштабные полотна, среди которых «Кармен» Ж. Бизе, «Демон» А. Рубинштейна, «Свадьба Фигаро» А. Моцарта, «Золотой петушок» А. Римского-Корсакова и многие другие. Не чурался он оперетты и охотно брался за ее постановку.
Сохранились скупые сведения о спектаклях Марка Марковича, но из воспоминаний друзей и коллег режиссера становится ясно, что он поднял театр на небывалую творческую высоту.

Не смотря на свою человеческую мягкость, интеллигентность и сдержанность, он умел добиваться от артистов четкого выполнения поставленных им творческих задач. В отношении к искусству и работе вообще, он был максималистом. Его приводили в ярость помехи, возникающие порой на пути к достижению результата. К этим помехам он относил равнодушие и невежество кого-либо из сослуживцев. Его выводило из себя «конъюнктурное и политическое» соображение начальства, которые он тоже относил к невежеству. Сам же Марк Маркович был широко образованным человеком. Кроме режиссерского образования, за его спиной был востоковедческий факультет Бакинского университета. Он прекрасно знал арабский и персидский языки, любил и хорошо знал культуру Востока. Его эрудиция, казалось, была беспредельной. Марк Маркович учился всю жизнь, и страсть к познанию нового не оставляла его до глубокой старости. В 60 лет он продолжал заниматься французским языком, а в 70 начал осваивать испанский. По вторникам в доме Валентиновых собиралась великолепная компания для занятия французским. Приходили ведущие солисты театра – Валентина Васильевна Викторова, Софья Михайловна Тухнер…преподавателем у них была француженка мадам Сапон. Эти «вторники» были больше, чем только уроки французского, это было еще и просто общение приятных друг другу людей. Марк Маркович был нетерпим к чужому незнанию и часто повторял: «Не постыдно не знать, а стыдно не хотеть знать».

Все спектакли Марка Марковича были не только высокохудожественными, но и глубоко содержательными. В них всегда прочитывался глубокий подтекст, делающий спектакль,  заставляющий зрителей размышлять. Не случайно они так высоко ценились ими, критикой, артистами, хотя сам он редко был доволен собой.
Будучи человеком дисциплинированным, он вел личный дневник. Неизвестно, когда он начал его писать. Сохранились страницы за 1951-1957гг. Из скупых строчек этих записей ясно: вся жизнь Марка Марковича принадлежала работе. (страницы дневника опубликованы в книге «Вся жизнь в искусстве» изданной в 2004 году и посвященной 100-летию М.М. Валентинова).

Перечитываю строки из дневника и отмечаю для себя, что вся жизнь мастера состояла из ежедневного передвижения по маршруту: театр-консерватория-филармония-театр…

Все свои спектакли Марк Маркович предпочитал ставить с Анатолием Михайловичем Мазановым и много времени проводил в мастерской художника.  Хотя и ему самому не чуждо было умение создать художественное оформление нового спектакля. В своих оценках, не смотря на мягкость, он был строг и категоричен.
Нижегородцы знали Марка Марковича Валентинова и как блистательного ведущего симфонических концертов филармонии, регулярно проходивших на открытой эстраде Волжского Откоса.

Эстрада Волжского Откоса в те далекие времена собирала тысячи слушателей. Порой зал взрывался аплодисментами при одном появлении на сцене невысокого, седовласого лектора-музыковеда. Он говорил вступительное слово к предстоящему концерту. Но как значимо было его слово!
Многие не скрывали, что пришли на концерт не только ради музыки, но и для того, чтобы послушать М.М. Валентинова.

Это был не просто лектор, это был сказочно одаренный рассказчик, владеющий магическим талантом влияния на аудиторию. Марк Маркович накопил безграничные, поистине энциклопедические знания во всех областях мировой культуры, истории искусства всех направлений: музыки, театра, литературы, архитектуры. Современников поражала в Марке Марковиче его одаренность, тренированный глаз художника и великолепный слух музыканта. Когда он разбирал полотна художников или оперные спектакли, оценки его были безупречны. Жаль, что не все творческое наследие Марка Марковича сохранилось. Это могло бы стать серьезным багажом для получения знаний при подготовке будущих театральных деятелей.
Он же все свои знания положил на Алтарь служения нашему театру и всей нижегородской культуре.

О таких Художниках нужно помнить и понимать, как много вложено ими таланта и труда в создание и развитие театра, который сегодня носит гордое имя Нижегородский Академический.


Рецензии