Л. Балашевич. Углубляясь в историю. ч. 12-я

 На снимке: Парад белых войск в Хельсинки 16 мая 1918 года. Мэр города Карл Эрик Йоганнес фон Гаартман приветствует Маннергейма. 



 Как Маннергейм и обещал Свинхувуду, для разгрома красных ему понадобилось три месяца. Здесь мы попытаемся проследить последовательность происходивших событий и их хронологию. Анализ литературы показывает, что в зависимости от характера решаемых проблем эти три месяца условно можно разделить на три периода.
   К первому периоду относится  время с конца  января до середины марта,  когда основные усилия Маннергейма и его штаба были направлены на создание условий для начала наступательных боевых действий. Для этого были решены следующие главные частные проблемы:
- в последние дни января, как выше уже упоминалось, была обеспечена безопасность  собственного штаба и отрядов шюцкора от возможного выступления на стороне красных расположенных в Вааса и севернее её российских войск путём их разоружения и интернирования;
- силами отрядов шюцкора были отбиты несколько наспех организованных атак красногвардейцев на стратегически важные для белых объекты, в частности, в период со 2 по 10 февраля были  сорваны три   попытки красных захватить узловую станцию Виппула, отправную точку дороги на Выборг, в результате чего красные в панике бежали в Тампере. Несколько позднее, 22 февраля, была отражена попытка захватить Иматру;
- в результате этих действий центральная и северная Финляндия были освобождены от красных и стали надёжной и безопасной базой законного правительства и белого движения со столицей в Вааса;
-  сразу после того, как в Вааса собралось достаточное для кворума число членов сената, 17 февраля был принят закон о всеобщей воинской повинности мужчин в возрасте от 21 до 40 лет, что обеспечило белой армии пополнение в количестве 32 200 солдат, для обучения которых были использованы прибывшие в Вааса 25 февраля из Германии получившие там военную подготовку и опыт боевых действий финские егеря.
  Вторым периодом можно считать временной отрезок от середины марта до середины апреля. Это было время перехода белой армии к активным наступательным боевым действиям, которые привели в конечном итоге к полному разгрому красных на всей контролируемой ими территории Финляндии, за исключением восточной её части  – Карельского перешейка.
   Для белой армии главной задачей этого периода было освобождение крупнейшего после Хельсинки промышленного центра и оплота красных города Тампере. Дело в том, что Маннергейму уже было известно, что немецкие войска готовятся в соответствии с просьбой правительства Свинхувуда высадиться в Финляндии, против чего сам Маннергейм категорически возражал. «С самого начала он был уверен, что победу можно одержать собственными силами. Но если так не произойдёт, то, по его мысли, как психологически, так и по международным соображениям, совершенно необходимо одержать хотя бы одну значительную победу, прежде чем немцы ступят на финскую землю».  (Erik Heinrichs. Mannerheim Suomen Kohtaloissa. Osa I: Valkoinen Kenraali 1918 – 1919. Helsinki, Otava. S. 155. Перевод мой). Взятие Тампере могло быть именно такой победой. Маннергейм начал подготовку к этой рискованной операции ещё 5 марта, а 15 марта 1918 года начал наступление.
   Для взятия Тампере Маннергейм сформировал три группы войск, которые практически окружили город и наступали с запада, востока и юго-востока. Командование этими группами он поручил опытным и особо доверенным офицерам, имевшим большой опыт военной службы и участвовавших в боевых действиях в период первой мировой войны. Это были бывший подполковник царской армии и командир драгунского полка, а затем генерал-майор финской армии Карл Фредрик Вилкман, бывший полковник царской армии и генерал-майор финской Пауль Мартин Ветцер и генерал-майор Эрнст Линдер – шведский доброволец.
   Штурм Тампере длился 20 дней и потребовал огромного напряжения и жертв со стороны только-только начавшей формироваться и ещё плохо обученной и вооружённой финской армии, но, тем не менее, к тому моменту, когда немецкая дивизия под командованием генерал-майора графа Редигера фон дер Гольца 3 апреля начала высаживаться на финский берег, судьба Тампере уже была решена – 6 апреля красногвардейские формирования сдались на милость победителей, и город был освобождён. Из 14 000 защищавших его красногвардейцев 2000 погибли и 11000 были взяты в плен. Потери армии Маннергейма составили 700 человек. (H. Lindqvist. Mannerheim: mies naamion takana. Helsinki, 2017.- S. 219).
 Этой победой Маннергейм убедительно доказал, что созданные им вооружённые силы молодого государства действительно способны освободить страну от красной заразы без привлечения иностранных войск.
   Между тем немецкие войска после высадки на Ханко двинулись к столице, и через десять дней, 13 апреля, очистили её от красногвардейцев, не встретив особо сильного противодействия.  Это было второе после взятия Тампере ключевое событие второго этапа гражданской войны. Красному правительству – Совету народных уполномоченных (СНУ) во главе с К. Маннером удалось бежать в Выборг, ещё остававшийся под контролем красных.
   Нельзя обойти стороной ещё одно событие этого периода, значительно облегчившее положение белой армии – это заключение Брестского мира между Советской Россией и Германией, по условиям которого Россия была обязана вывести свои войска из Финляндии. Это лишило красных существенной поддержки, поскольку на их стороне сражались некоторые воинские части, а русские офицеры руководили их боевыми действиями. Последний бой с 1-м Карельским полком российской армии, воевавшим на стороне красных, произошёл через два дня после заключения мира,   5 апреля под Раута на Карельском перешейке, когда  группа белых войск под командованием Аусфельда полностью его  разгромила. Это был последний случай, когда целая воинская часть русских воевала на стороне красных.
    Третьим периодом гражданской войны, или «внутренней войны (sis;llissota), как её называли финны, был отрезок времени от середины апреля до середины мая.  Решающим и главным событием этого периода была операция по освобождению от красных Выборга и Карельского перешейка, спланированная и осуществлённая Маннергеймом и его штабом. 
   Перед началом операции Маннергейм разделил свои войска на Западную и Восточную армии. Командующим Западной армией, задачей которой было освобождение от красных во взаимодействии с немецкой дивизией всей южной части страны,  он назначил прекрасно проявившего себя в боях за Тампере бывшего офицера царской армии Мартина Ветцера, а Восточной, предназначенной для очистки от красных Карельского перешейка – опять же бывшего царского генерала Эрнста Лёфстрёма.
    Последнее назначение вызвало настолько резкое осуждение со стороны германофилов в сенате, части вернувшихся из Германии финских егерей и других антироссийски настроенных элементов, что под их давлением регент и руководитель правительства Свинхувуд направил Маннергейму по этому поводу специальное письмо. Реакцию Маннергейма на это письмо была однозначной – он порвал письмо и отбросил его в угол, никак на него не прореагировав.
   Операция по освобождению Карелии началась 20 апреля 1918 года. Как и в битве за Тампере, в операции участвовали три группы войск. С северо-запада на Выборг наступала группа под командованием Сихво в количестве 4500 бойцов с 15 пушками, с востока группа Вилкмана в количестве 7200 человек с 18 пушками, а на юг сквозь красные кордоны пробралась группа Аусфельда в количестве 6000 человек при поддержке 8 пушек, которая, собственно, и начала операцию, перерезав 23 апреля вблизи российской границы в районе Террийоки, Куоккалы и Райволы железную дорогу на Петербург, чтобы Выборг не мог получать помощи от Советской России.
   После этого события под Выборгом начали развиваться стремительно. Белым понадобилась всего одна неделя, чтобы 29 апреля захватить Выборг, но ещё за четыре дня до его падения руководство Красной гвардии и Совета народных уполномоченных, сбежавшее в Выборг из Хельсинки, бросило в Выборге 15 000 человек своих войск на произвол судьбы и на трёх судёнышках бежало морем в Петроград. Командующий Восточной армией Эрнст Лёфстрём не подвёл Маннергейма и безукоризненно провёл операцию по освобождению Карельского перешейка и города Выборга. 
    С освобождением Карельского перешейка гражданская война в Финляндии была, в сущности, завершена, и законность восторжествовала. Члены сената во главе со Свинхувудом 4 мая 2018 года вернулись из Вааса в Хельсинки, где 16 мая состоялся грандиозный парад белых войск.  «Маннергейм ехал верхом на прекрасном жеребце Нептуне, которого вырастил на своей ферме в Швеции брат Маннергейма Иоганн и подарил его брату, переправив в Финляндию.  Начался марш войск, с Виапори раздался грохот пушечного салюта. Около казарм, как раз на том месте, где сейчас стоит конная статуя Маннергейма, его приветствовал мэр Хельсинки фон Гаартман. Марш продолжился в направлении украшенного центра города. В соответствии с установленным порядком первым ехал верхом Главнокомандующий, за ним его помощник Гёста Теслёф и начальник штаба Игнатиус и майор Гранц.  За ними драгунский фельдфебель Коски нёс знамя, а с обеих сторон от него верхом на лошадях ехали егеря капитаны Цилиакус и Кекони.  За ними следовали генерал Мексмонтан, полковники Берг, Беккер, Хольмберг, Ненонен, фон Рехаузен, Тёргрен, Дуглас, Петерсен и Пейрон, майоры Гриппенберг и Хальткранц и корнет Маннергейм. Целью парада было привлечь внимание к Финской армии, и это удалось. Ни одно другое событие в драматической судьбе Финляндии не произвело такого впечатления, как этот парад» (Stig J;gerski;ld. Mannerheim 1918. - Helsinki, 1967. – S. 270-271, перевод мой).
    На этом параде «народ увидел Маннергейма впервые. Полгода тому назад он был неизвестным среднего возраста офицером царской армии. Только редко кто из финнов знал что-либо о нём. Сейчас он предстал перед народом Генералом-победителем. Возможно, именно тогда, когда, прямой и привлекательный, он сидел в седле и принимал приветствия народа, он почувствовал, что может подняться гораздо выше главнокомандующего одетой в грубошерстную серую форму армии. И он поднялся так высоко, как это вообще было возможно в Финляндии» (H. Lindqvist. Mannerheim: mies naamion takana. Helsinki, 2017.- S. 229, перевод мой).
   Для маленькой Финляндии с населением немногим более 3 миллионов человек цена попытки насильственного захвата власти оказалась непомерно высокой. В боях погибло 5300 красногвардейцев и 3400 белых. Общее количество жертв с учётом умерших в лагерях пленных составило 38 500. Выступавшие на стороне красных русские войска потеряли 600 человек, потери немецкой армии составили 300 человек.


Рецензии