София Николаевна профессия-юрист, должность...

В истории театра бережно хранятся имена людей, которые всю свою жизнь посвятили служению высокому искусству оперы и балета.

София Николаевна Бессонова (30.04.1916 – 18.05.2000) работала помощником режиссера, когда в 1986 году я появилась в театре. Коллектив огромный, сложноорганизованный, трудно запомнить каждого человека. Однако, София Николаевна сразу обратила на себя внимание особенной, только ей присущей, сдержанностью и деловитостью. У нее был спокойный, уверенный, тихий голос, которым она отдавала команды участникам спектакля. Ей приходилось проводить спектакли как оперного, так и балетного репертуара, в которых было занято не менее 200 человек. Эта работа требует предельной собранности и внимания. Все участники спектакля должны взаимодействовать между собой как отлаженный часовой механизм. Одна малейшая неточность и у зрителей может разрушиться ощущение правды сценического чуда. Все подчинялись точным командам Софии Николаевны.  К тому же важно было не допустить того, чтобы ее собственный голос, голос помощника режиссера, попадал в зрительный зал и был услышан присутствующими там зрителями. Что греха таить, такое иногда в театрах случается, и вызывает непредусмотренную сценарием, реакцию людей, находящихся в зале, отвлекая их от хода действия. У Софии Николаевны, подобных огрехов, никогда не случалось. Хотя однажды ее дочка, стоя рядом с ней около режиссерского пульта, микрофон которого был включен, захныкала и громко потребовала дать ей рублик на буфет. Требование девочки прозвучало во время трагической сцены в опере «Травиата». Но это было редким исключением поэтому и запомнилось, и самой Софие Николаевне, и ее маленькой дочке Машеньке, голосок у которой был достаточно требовательным и громким. После подобной оплошности, девочка получила серьезный урок того, как надо вести себя за кулисами во время спектакля. Не секрет, что театральные дети часто росли именно там, за кулисами. Много времени здесь проводила и Маша.
Работа помощника режиссера иногда сопровождается возникновением ситуаций, пережить которые помогает только природное чувство юмора. Как это случилось однажды во время второго акта спектакля «Жизель», когда за прозрачным задником появился дежурный пожарник с набором инструментов, уложенных в деревянный ящик с квадратной ручкой. София Николаевна готова была поколотить несчастного, положение спасла балетмейстер театра Любовь Серебровская: «Ну что ты, Софочка, так расстраиваешься? Ну, прошел по кладбищу могильщик…Ведь все же хорошо!» Таких забавных исключений в ее работе было крайне мало. Во время работы София Николаевна была строгой и целеустремленной.
 
Ей поручалось проведение самых сложных спектаклей и ответственных мероприятий, которые часто проходили на сцене Нижегородского театра. Вызывало удивление ее самообладание в самых сложных ситуациях, которые нередко возникали по ходу спектакля. Такие ситуации были возможны, ведь на сцене находились живые люди, которые могли забыть текст, или не подать вовремя реплику партнеру.
Я невольно обратила внимание на неподдельную интеллигентность этой, не молодой уже в то время, женщины.

Ее фамилия, Бессонова, будила во мне благодарную память к доктору с такой же фамилией, которая однажды приняла деятельное участие в моей судьбе. И только много лет спустя я узнала, что этот доктор и София Николаевна были родными сестрами. В семье Бессоновых было пять сестер. «Пять пальчиков», которые всегда должны помогать друг другу. Их мама Мария Изабелла Гинценберг (в браке Бессонова) была немкой из Прибалтики. Мама внушала своим девочкам мысль о том, что они всегда должны быть вместе, всегда помогать друг другу, как пять, непохожих друг на друга пальчиков, ведь только вместе они могут стать сильным и непобедимым «кулачком». Много позже дочка моего любимого доктора Марии Николаевны Бессоновой, Валерия Ивановна Коршунова, тоже врач по образованию, кандидат медицинских наук и преподаватель Медакадемии, написала стихотворение «Пять пальчиков». Возможно, и наивное стихотворение, но так много оно значило теперь уже для внуков, которые подрастали и старались быть сильными. Стихотворение это и сейчас хранится в семейном архиве:

«Слушайте девочки, слушайте мальчики,
Сказочку нашу про умные пальчики,
Ты их на ручке своей посчитай,
Слушай внимательно и не зевай.
Пальчик твой первый немного другой,
Самый подвижный и самый большой,
Может к любому он повернуться,
Плотно прижаться, в колечко свернуться,
Вместе сумеют предмет удержать,
Чаю попить и конфетку зажать,
Сделают вместе любые работы:
Пуговки всунут в петлю без заботы,
Бантик завяжут и гвоздик забьют.
Пальчик второй все зовут «указательный»
Самый серьезный и самый внимательный.
Все он заметит, на все он укажет,
Что хорошо и что плохо подскажет.
Пальчик наш средний высокий и стройный,
И уважения тоже достойный,
Он не боится любого труда,
Всем остальным помогает всегда.
Пальчик четвертый красивый и тонкий,
Но не стоит от труда он в сторонке,
Служит поддержкой и служат опорой,
Чтоб не казалась работа тяжелой.
Маленький пальчик – всеобщий любимец,
Нежно его называют мизинец.
Если малыш повернет свой бочок,
Пальцы сожмутся в один кулачок.
Будут в пять раз они вместе сильней
И победить их гораздо трудней.
Пальчики вместе – большая семья,
Вместе защитники, вместе друзья.
Если грозит вдруг кому-то беда,
Пальчики вместе будут всегда.
Вместе сумеют себя сохранить
Легче всем вместе трудиться и жить.
Сказочку эту на ус намотайте!
Близких любите, не предавайте!
Узы семейные крепко храните!
Против беды кулачок свой сожмите.

Как часто в жизни сестрам придавала силы, эта наука и это нехитрое стихотворение…
 
Отец Софии Николаевны, Николай Иванович Бессонов после окончания Московского университета, стал адвокатом. Позже, уже в Нижнем Новгороде, он служил присяжным поверенным пароходства «Волга». В 1913 году его имя было занесено в Список Лучших людей России (в подарок к 300-летию Дома Романовых).

София Николаевна никогда и ничего не рассказывала о себе, и работая рядом с ней, я не предполагала, что она обладает такими глубокими и значительными родовыми корнями.

В юности она, как и ее отец, мечтала стать юристом, но поскольку девушек дворянского происхождения на учебу в институты старались не принимать, она поступила на юридически курсы, надеясь в будущем овладеть желанной профессией. Не получилось осуществить мечту. Она стала балериной. Пришла в балет довольно неожиданно для себя. Поскольку ей не удалось стать адвокатом, то после окончания юридических курсов, она стала работать на заводе юрист-консультантом. Вот там-то ее и увидел главный балетмейстер, только что открывшегося театра оперы и балета, Марк Давидович Цейтлин. Стройная девочка принимала участие в заводской художественной самодеятельности. Марк Давидович сразу же пригласил ее в стажерскую балетную студию, которая была создана при новом театре. Заканчивался 1935 год. София Николаевна приняла приглашение. И с этого времени ее судьба стала тесно связанной с нижегородским театром оперы и балета. В театре она прижилась. Собранность и ответственность, присущие девочке, позволили сразу же поручить ей обязанности инспектора, сначала в студии, а затем, когда она стала балериной, ее назначили инспектором балета театра. При совмещении работы балерины и административной деятельности инспектора балета, Софии Николаевне очень пригодились юридические знания, полученные на курсах.
 
В тот период она много танцевала, была занята, практически, во всех спектаклях текущего репертуара. Это были счастливые, наполненные творчеством годы. Но они были жестоко прерваны Великой Отечественной войной.

София Николаевна добровольно пошла на работу в прифронтовую концертную бригаду. Здесь у нее были свои танцевальные номера. Когда возникала необходимость, она пробовала свои силы в пении со сцены. Выступления часто проходили в прифронтовых условиях, но всегда тепло принимались бойцами. Здесь же у нее сложились добрые, дружеские отношения с партнером по сцене Петром Гавриловичем Валенским. Петр Гаврилович был почти на 30 лет старше Софии Николаевны. Он был очень красив, талантлив, обладал великолепным голосом. До войны он был ведущим артистом одного из крупных музыкальных театров, где исполнял партии героев в классической оперетте. В их совместном номере он великолепно пел, а София Николаевна танцевала. Возникшие дружеские отношения со временем переросли в более глубокую привязанность. Они стали мужем и женой и оставались вместе до самой смерти Петра Гавриловича.

София Николаевна о войне говорить не любила. Только по отдельным случайным замечаниям, можно было понять, как там было не просто молодой женщине. В это тяжелое время артистам нередко приходилось пить некипяченую воду из естественных источников. И София Николаевна заболела паратифом. В своей памяти она на всю жизнь сохранила эпизод о том, как Петр Гаврилович продал на рынке, все что у него было ценного, чтобы купить своей дорогой Софочке белого хлеба, в надежде, что хлеб поможет ей быстрее поправиться. И он смог выходить тяжелобольную жену.
Победа застала их в Краснодаре и громкие возгласы: «Победа!» Победа!» звучали в ее душе, словно музыка счастья, которая навсегда осталась жить в ее памяти. 
И хотя о войне София Николаевна никогда не говорила, только каждый год в День Победы ходила к Вечному огню, чтобы возложить цветы и молча постоять, глядя на трепетные языки пламени.
 
По окончании Великой Отечественной войны, София Николаевна вернулась в свой, ставший родным, нижегородский театр. И никогда больше уже не покидала его стен.
В театре Софию Николаевну встретили с радостью. Она вновь стала танцевать в спектаклях текущего репертуара, ей вновь поручили обязанности инспектора балета. В течении нескольких лет она выполняла обязанности заведующей труппы театра. Позже вновь приняла на себя обязанности инспектора балета и оставалась на этой должности многие годы, даже тогда, когда завершился короткий век балерины. Позже ей доверили должность помощника режиссера, и она работала в театре на этой должности до глубокой старости.
 
София Николаевна умела ладить и дружить с людьми, которые ее окружали. Особенно близкими были ее отношения с талантливыми режиссерами, в разное время работавшими в театре одновременно с ней, Михаилом Борисовичем Мордвиновым и Георгием Соломоновичем Миллером.  Это были выдающиеся деятели Отечественного театра. В ходе совместной работы София Николаевна нередко делала этим маститым режиссерам творческие предложения, которые те чаще всего охотно принимали. Это очень радовало Софию Николаевну, и она еще активнее стремилась принимать участие в творческом процессе выпуска нового спектакля.

Дружила София Николаевна и с семьей Павла Михайловича Резникова, бывшего директором и дирижером театра. Его супруга Ирина Александровна была ведущей балериной, что делало эту дружбу наполненной взаимным интересом.
София Николаевна неоднократно награждалась Грамотами и Дипломами за свой вклад в творческую жизнь коллектива театра. Они бережно хранятся в семейном архиве, вместе с программками спектаклей, которые были поставлены с участием Софии Николаевны и проходили под ее руководством.
 
В 1948 году балет театра возглавил талантливый балетмейстер Георгий Иванович Язвинский. Это событие круто изменило жизнь Софии Николаевны. Георгий Иванович Язвинский (1905 – 1973) проработал главным балетмейстером театра до 1956 года. До прихода в театр, он был успешным артистом балета, балетмейстером в Москве и других городах России.  Его учителем был всемирно известный мастер Александр Алексеевич Горский, человек разносторонне образованный, талантливый и художественно одаренный. В одной группе с Георгием Ивановичем учился будущий Народный артист СССР Игорь Моисеев, с которым у него возникла дружба, сохранившаяся на всю жизнь.  Георгий Иванович с самого первого дня пребывания в театре проявил себя ярким, думающим, неугомонным человеком. Спектакли, которые он предлагал поставить и сам осуществлял их постановки, всегда имели огромный успех у зрителей и вызывали глубокое уважение к постановщику среди артистов балетной труппы театра. Читая, сохранившиеся в личном архиве ведущей балерины театра Ариадны Александровны Гуськовой статьи о спектаклях того периода, ясно понимаешь, каким огромным талантом обладал Георгий Иванович. Его спектакль «Лауренсия» поставленный на музыку современного композитора Александра Крейна вызвал в городе неподдельный интерес своей яркой индивидуальностью и непохожестью на все другие спектакли театра. Когда вслушиваешься в воспоминания Ариадны Александровны, то перед внутренним взором возникают картины балета, в которых верность традициям и новаторство мирно уживаются, дополняя друг друга. Георгий Иванович был требователен, но чрезвычайно доброжелателен. Он умел так выстроить свою работу, что артисты чувствовали себя со – творцами. Особое место в жизни театра занял балет А. Адана «Корсар». Эту постановку Георгий Иванович осуществил в содружестве с Павлом Михайловичем Резниковым.  Спектакль был настолько успешным, что городской отдел народного образования объявил конкурс среди учащихся города на лучшее сочинение об этом спектакле. Успешно сотрудничал Георгий Иванович и с Нижегородским композитором Аркадием Александровичем Нестеровым. Их совместная работа над созданием балета «Тимур и его команда», не оставила зрителей равнодушными. Вполне естественно, что у Софии Николаевны возникла глубокая нежность к главному балетмейстеру театра. Он был не только талантлив, но и интеллигентен, энциклопедически образован.  И к тому же он ответил взаимностью на чувства Софии Николаевны. Она стала для него незаменимым помощником в работе. Особенно памятен ей эпизод работы над   спектаклем: «Доктор Айболит», в котором у Софии Николаевны была характерная роль. Но спектакль этот запомнился еще и тем, что она не только участвовала в нем как актриса, но помогала в формировании всего состава балета, в котором были заняты дети из Областного Дома культуры медицинских работников. Кстати, балетный кружок там вела сестра Софии Николаевны Ольга Николаевна. Ольга Николаевна тоже была балериной.

В домашнем архиве сохранилась программка спектакля «Доктор Айболит» 1954 года, в которой есть уважительная запись: «Спектакль поставлен при участии инспектора балета С.Н. Бессоновой». София Николаевна была человеком принципиальным, о чем может говорить любопытный факт: когда она подбирала детей для балета, которые должны были изображать обезьянок, ей показались две ее любимые племянницы Галочка и Лерочка. Галочка была принята и стала играть обезьянку, а Лерочку София Николаевна отодвинула, потому что она была на несколько сантиметров выше, чем все остальные дети. Никакие слезы не могли заставить строгую Софию Николаевну изменить своего решения. Хоть и с сочувствием она относилась к своей любимой племяннице, но не могла поступиться принципами.

В 1958 году у Софии Николаевны и Георгия Ивановича родилась девочка Мария, единственная и любимая дочка. София Николаевна смогла так выстроить отношения, что и очень старый и больной к тому времени муж, Петр Гаврилович Валенский и отец ее дочки Георгий Иванович Язвинский, сохраняли между собой дружеские чувства и много времени проводили вместе. София Николаевна обладала огромным мужеством и умела сопротивляться жизненным невзгодам. Когда дочке исполнилось всего четыре года, ей пришлось перенести тяжелую операцию. Диагноз был удручающим – онкологическое заболевание. Но сила духа, желание выстоять перед бедой оказались сильнее. Вот здесь и проявились во всей силе семейные традиции. Все сестры, все «пять пальчиков» объединились вместе в едином желании помочь сестре выстоять. Они помогали ей всем, чем только могли. А главное, они вселяли в ее душу уверенность в том, что она победит коварного врага и сама вырастит свою маленькую дочку. София Николаевна не только победила в неравной схватке борьбы за жизнь, но и вернулась к активной творческой работе. Одноклассники ее дочки до сих пор с благодарностью вспоминают о том, как мама Маши Бессоновой готовила школьные праздники, учила их танцевать, водила на экскурсии по городу. Родители школьников не волновались за своих детей, зная, что рядом с ними София Николаевна, называли ее классной мамой.   Марии не довелось получить театральную профессию, потому что оба ее родителя хотели, чтобы она имела более практичную земную специальность. Она стала специалистом в области иностранных языков.
Но ей, тем не менее, довелась вписать свою яркую страницу в историю театра. И эта страница жизни театра заслуживает отдельного разговора.       














 

 














 

 





















 






















 

 





















 


Рецензии