Польское кино о войне. Фильм - Поколение
В сентябре того же года был уже готов русский вариант фильма. Советские люди увидели эту картину в самый канун 20 сьезда Партии. В картине, снимавшейся в 1954 году, а сценарий писался и утверждался еще ранее, есть вроде бы все, что нужно. Молодой рабочий паренек, проходящий путь от стихийного протеста против оккупантов к сознательной и непременно подчиненной Центру борьбе с ними. Мудрый рабочий средних лет, с помощью азов марксизма открывающий нашему герою суть и смысл капиталистической эксплуатации. Юная подпольщица, пылко произносящая зажигательные речи: " Товарищи рабочие! Вступайте в Гвардию Людову! Она одна борется за свободу польского народа!" Представитель Армии Крайовой - уж такой нехороший, что с одного взгляда понятно, кто борется с фашистами "правильно", а кто - нет.
Непреодолимые тогда сценарные шаблоны присутствуют в фильме. Но даже при сегодняшнем просмотре невооруженным глазом можно разглядеть, как режиссер-дебютант вырастает из сценария, снимая не совсем ту картину, которая, видимо, планировалась.
Герои фильма отчаянно молоды, и антифашистская борьба для них опасное и захватывающее Приключение. Даже Стах, главный герой, идет в Сопротивление не столько под влиянием патриотических бесед с наставником, сколько поддавшись обаянию Дороты, прелестной представительницы Центра. А когда в еврейском гетто Варшавы вспыхивает восстание и на квартиру к одному из героев, Янеку, приходит его друг Абрам, наш вдохновенный борец с оккупантами мнется, не зная, как бы поприличнее отказаться спрятать несчастного приятеля...
Вместо идеальных примеров для подражания советский зритель увидел в " Поколении" живых людей, которые вели себя совсем не так, как надлежит "положительным героям" догматического кинематографа. Но это еще не все!
Юные антифашисты отдают свои жизни во имя святого дела. Но как же несправедливо, что погибают именно эти сильные, здоровые, светлые парни и девчата! Акцентируя наше внимание на моменте жертвенности, Вайда первым в социалистическом кинематографе восславил не плакатный героизм, а пронзительность самопожертвования, кажущаяся нелепость которого есть на самом деле - момент истинного величия духа.
... Все выше взбегает по подьездной лестнице Янек, спасаясь от погони, все ближе спасительная дверь на крышу. Сейчас он ее откроет... Но на двери - решетка и массивный замок. Спасения нет. И тогда парень бросается в лестничный пролет...
... И как же была прекрасна первая ночь любви Стаха и Дороты! Наутро все казалось новым, удивительным, необычным. Сама подпольная борьба обрела для них другой смысл... Парень пошел за хлебом, а вернувшись, увидел, что возлюбленную уводят люди в кожаных плащах. И хочется бежать, защитить Дороту, вырвать ее из лап смерти. Но Стах стоит на месте, только в глазах - ужас и тоска...
Да и сам беспокойно-неуравновешенный тон режиссерского повествования, сама мятущаяся камера, рождающая стиль, который впоследствии будет назван "вайдовским барокко", сама неприглаженная кинематографическая фактура свидетельствовали о нарождении нового кино, нового языка, нового режиссерского имени.
И зрители " Поколения" чувствовали, что за отмеченными зоркой критикой "мрачными тонами" ленты скрывается что-то неизведанное и достойное пристального внимания.
Свидетельство о публикации №220112700793