Кино и дядя Саша

Мои воспоминания о детстве в деревне, друзьях, её жителях  могут остаться неизвестными. А, если я напишу об этом, кто-то из моих друзей и знакомых прочитает, вспомнит свою молодость. И написанное может заставить их детей и внуков по иному посмотреть на наше детство- детей  пятидесятых годов.

Кино, как известно, является важнейшим из искусств. Эту фразу В. И. Ленина можно было увидеть в каждом сельском клубе. Не исключением был и наш Петровский клуб. Построенный в тридцатых годах он дожил до пятидесятых и долгие годы был нашим культурно-познавательным, развлекательным центром. Но, кроме всего прочего, с клубом у меня связаны самые тёплые воспоминания о людях, которые там работали, воспитывали нас, чей жизненный опыт помог в нашей дальнейшей жизни.

Кино было нашим самым большим развлечением в детские годы. Появление объявления на стенде у магазина или объявление по местному радио, вселяло в наши детские души  веру, что мы увидим что-то для себя очень интересное. Кино было единственным нашим развлечением и зимой и летом. Пропустить мы его не могли, потому, что увиденное мы потом долго обсуждали с друзьями, нередко подражали артистам и героям  фильма.

Фильмы привозил почти каждую неделю. Очень много было фильмов, захваченных в виде трофеев в войну. Они были не дублированы и о разговоре артистов мы узнавали из титров, которые шли нижней строчкой по экрану. Однако, это ни сколько не уменьшало наш восторг от увиденного. Иногда зал был настолько переполнен, что мы смотрели кино, лёжа на сцене. Белый экран позволял это делать с другой стороны. И не важно, что текст прочитать удавалось с трудом, мы рады были и этому.

Фильм "Тарзан"всегда вызывал у нас бурю положительных эмоций. Он был не дублирован, вид джунглей, мужественного тарзана и его борьба с дикими животными за свою невесту Джени, заставлял нас про всё забывать во время просмотра. Фильм показывал нам дядя Саша-наш местный киномеханик. Кино ленты хранились в металлических банках по одной в одной штуке. По её окончании в зале зажигался свет и дядя Саша вставлял новую катушку. К этому все привыкали и терпеливо ожидали, когда вновь яркий луч заиграет на белом полотне экрана, который висел на сцене.

Нередко кинолента, от множества просмотров  рвалась. Загорался свет, механик торопливо клеил плёнку. Каждую такую остановку просмотра зал встречал криками:- Сапожник! И шум не прекращался до тех пор, пока не появлялось изображение на экране. Зал успокаивался и фильм продолжался.

Но не все фильмы предназначались к показу детям. Некоторые из них разрешалось смотреть только взрослым. Это для нас был чёрный день. Взрослым можно, а нам нельзя! И начинался поиск вариантов, как попасть в зал, минуя контролёра. Им выступал Сам дядя Саша или Маша, в последствие супруга моего двоюродного брата Михаила.

Они зорко следили за покупавшими билет и пресекали наши попытки проникнуть "нелегально" в зрительный зал. Но попытки мы не прекращали и нередко находили возможность посмотреть запрещённый для показа детям фильм.

Зная заранее, что в зал нас не пустят, а фильм посмотреть хочется,мы уже заранее строили возможные варианты проникновения в зал, и находили.

Под деревянный сруб кинозала с улицы  делали подкоп, узкий лаз, через который и пролезть-то мог не каждый. Но кому-то всё-таки это удавалось. Но про наш лаз дядя Саша вскоре узнавал и его своевременно засыпал. Но наше желание, во что бы -то посмотреть новый фильм, толкал нас на поиски новых путей и способов проникновения в зал. Разумеется, наша неистощимая фантазия быстро находила выход.

Одна из дверей зала, в задней  части клуба, когда-то служила выходом со сцены на улицу, что позволяла артистам появляться на сцене незаметно для зрителей. Но скоро за ненадобностью её забили досками, чтобы никто не мог попасть в зал, минуя вход. Вот этот путь оказался нам вполне приемлемым. Верхние доски заранее были оторваны и едва держались на гвоздях. Перед началом фильма, их отрывали и путь свободен. Правда пройти его не всем удавалось.

Подсаживая друг друга, через лаз между досок, мы проникали за дверь, откуда уже ползком пробирались под сцену. Оставалось только незаметно для дяди Саши "вынырнуть" в зал во время просмотра фильма. Лаз этот механик знал, но во время смены киноленты в аппарате, отойти от него не мог. Но вскоре у дяди Саши появился помошник,  выполнявший  функцию киномеханика в его отсутствие.

Наша жизнь "осложнилась". Теперь каждое проникновение попасть в зал было связано с риском получить шлангом по спине и мягкому месту. Во время фильма дядя Саша, находясь в первом ряду, незаметно проходил на сцену и ждал появления "первопроходца" в зал. Об этом мы уже знали, но желание попасть в зал  всегда  в  было слишком велико. Шли на риск. Иногда это удавалось, когда была твёрдая уверенность, что шланга можно избежать, но случалось , что этого избежать не удавалось.

И тогда, Застигнутый на месте "преступления", помимо того, что получал шлангом, мог быть выведенным на улицу под взглядом "счастливцев, кто находился в зале. И тогда начиналась "война." Обиженный любыми путям стремился прервать фильм. В ход шёл проверенный способ,- затыкали выхлопную трубу движка тряпками и мотор глох, в кинозале не было сетевого  электричества. Фильм прерывался, и уж тогда-то шутнику, если его удавалось поймать на месте "преступления" редко удавалось уйти от воспитательного процесса. Помимо того, что ему доставалось шлангом, о проделках узнавали родители. И воспитательный процесс начинался с познания твёрдости кожаного ремня на лавке в доме родителей.

Но время проходило. Дядя Саша вскоре про движок забыл, хватало электроэнергии деревенского дизеля, однако, шланг всегда держал поблизости.

И что интересно, редко кто обижался на дядю Сашу, хотя получали шлангом многие.  Он проработал киномехаником в деревне длительное время, до выхода на пенсию. Потом, уже будучи взрослыми, мы  радостно встречали его, приветствовали улыбкой, потому, что зла на него никогда не держали. Считали, что иных методов убеждения у него не было, а его были самыми эффективными и доходчивыми.


Рецензии