Симптомы деградации России. Экзистенциальный тупик

"Экзистенция" - это образ жизни.
Все люди в этом смысле очень разные. Свой особый образ жизни они находят путём "экзистенциальных открытий", которые не всегда осознают, но это именно их открытия - их находки. Они пробуют что-то, им нравится - и этот найденный ими, удовлетворяющий их образ жизни осваивается и закрепляется.
Мне, скажем, очень нравится работать с детьми, общаться с детьми. Ещё тогда, когда я сам был почти ребёнком, мне очень нравилось что-то делать, куда-то ходить с детьми намного младше себя. А вот обычное времяпровождение со сверстниками (дискотеки и пр.) меня совсем не привлекало. Я и в походы, в лес, ходил с довольно маленькими детьми.
Это и есть пример "экзистенции".
Кому-то очень нравится жить среди природы, вдали от людей. Другой не в состоянии жить даже в большой деревне: ему нужен мегаполис. Кто-то не мыслит себе жизни без семьи, детей, а кто-то всячески избегает "семейной неволи".
Народы в этом смысле похожи на людей. У них тоже есть своя экзистенция, есть она и у русских. Под "русским народом", кстати, я и здесь, и во всех статьях этого цикла имею в виду, чаще всего, население России, а не только этнических русских. Так вот, у русских, как и у абсолютно всех людей, тоже есть своя экзистенция - это рабство.
В этом смысле русских и впрямь можно назвать уникальным народом. Известно, что почти все народы на протяжении всего обозримого периода истории человечества тем или иным образом протестовали против рабства. Что естественно: рабство - самое невыносимое, самое унизительное состояние для человека.
Русские же обожают быть рабами.
Фото Олега Виденина
Фото Олега Виденина
Когда Екатерина Вторая решила, что крепостное право тормозит развитие страны, она придумала, как поэтапно, постепенно от него избавиться, но на беду свою решила сначала спросить выборных представителей всех тогдашних сословий, что они на этот счёт думают.
Все сословия ответили в один голос, что крепостное право ни в коем случае отменять нельзя, а те сословия, коим не дозволялось иметь крепостных (например, купцы), просили государыню им это позволить. Сами крепостные рабы тоже просили рабство не отменять.
Известно, что в России были единичные примеры, когда помещик отпускал крестьянина на волю, обычно за какие-то особые заслуги. Многие такие крестьяне отказывались жить самостоятельно, оставаясь при дворе освободившего их помещика.
Действительно, в рабстве есть своя прелесть. Это отмечает, например, Джек Лондон: "Он передал свою судьбу в чужие руки, но зато освободился от ответственности, которую налагает самостоятельная жизнь. Одно уж это являлось некоторой  компенсацией за утраченную свободу, ибо всегда легче опираться на  другого, чем полагаться только на самого себя" ("Белый Клык").
Действительно, приятная сторона рабства заключается в психологической лёгкости, детской беззаботности существования. Раб не отвечает даже за себя: что бы с ним ни случилось, он никогда не чувствует своей ответственности и своей вины. Именно такая беззаботность, между прочим, является причиной того, что многие взрослые так ностальгируют по своему детству.
Русские сделали открытие, что рабами быть очень приятно, в 13-15 вв. То есть, "под монголами". Впрочем, монголы на Руси не жили, поэтому правильнее сказать "под московскими князьями".
Всякий, кто хотя бы приблизительно представляет себе историю возвышения Москвы (бывшей глухим провинциальным городишком Владимирского княжества до монгольского нашествия), согласится, что "неправдами, насильем, грабежами"  (М. Волошин) она возвысилась. Однако это не мешает современным жителям России чтить тех самых насильников и грабителей (Александра Невского, Ивана Калиту и всех последующих Иванов, Василиев, Алексеев и пр.), которые подмяли Русь под себя исключительно с корыстной целью.
Почему? Потому что рабство русским людям очень нравится.
Весьма наивными были деятели т.н. " перестройки", искренне полагавшие, что, если дать населению нашей страны возможность самоопределения, ввести настоящие, непоказные выборы, - то это население выберет свободу. На самом деле, когда русским рабам дают свободу, они всегда свободно выбирают рабство.
Потому что рабами быть легче, а значит и лучше.
Несмотря на все издевательства, которым подвергали и подвергают своих двуногих овец их хозяева, овцы очень довольны, что они овцы и у них есть хозяева. Значит, им самим не нужно думать, не нужно заботиться даже о себе - вот как чудесно! За это они искренне благодарны своим хозяевам, какими бы они ни были.
Более того, именно самые жестокие из хозяев пользуются наибольшей их любовью. Именно таких правителей русские наиболее чтят, потому что в России "сила" = "насилие", и, по мнению рабов, кто наиболее изощрённо и жестоко их насилует, тот и есть самый сильный, самый "крутой". А именно "крутость" в России является самым почитаемым качеством.
Говорят, "раки любят, чтобы их варили живыми". А русские рабы обожают, когда их насилуют в особо извращённой форме. Самый любимый их правитель - конечно, Сталин-Джугашвили: он больше всех убил. Хотя он был полугрузин-полуосетин, толком не владел русским языком, уничтожил миллионы невинных - но он самый любимый.
Вот именно такой образ жизни - такая экзистенция - больше всего всегда привлекал и привлекает до сих пор почти всех русских.
Это и есть экзистенциальный тупик. Тупик - то место, откуда нет выхода. Невозможно двигаться дальше.
На самом деле невозможность или нежелание (или и то, и другое) МЕНЯТЬСЯ, в том числе, МЕНЯТЬ СВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - это всегда тупик. Даже если сам этот образ жизни, от которого не хотят отказываться, гораздо более здоровый и полезный.
Живое тем и отличается от мёртвого, что постоянно меняется. Остановка означает смерть.
Между прочим, цивилизованная Европа тоже находится в экзистенциальном тупике, только совсем другом. Но это тоже тупик.
Понятно, что две цивилизации, зашедшие в тупик, ни себе, ни друг другу не помощники.
Человек или народ - это не что-то застывшее, раз навсегда данное. Человек призван здесь, на Земле, ИСКАТЬ СЕБЯ. И раз навсегда найти себя невозможно. Нужно двигаться, искать, делать экзистенциальные открытия всю жизнь. Без этого жизнь наша продолжаться не может.
Русские же люди, к сожалению, настолько обожают рабство, что отказаться от него могут только вынужденно, под влиянием, как говорят юристы, "неодолимой силы". Но интересно, откуда же такая сила возьмётся? Её нет ни внутри страны, ни вне её.
Одна из самых странных особенностей человека заключается в том, что он часто умирает при жизни. Физически ещё жив, а духовно давно мёртв.
То, что в России именуется "стабильностью", приверженностью "традициям" - на самом деле крайняя форма некрофилии (любви к смерти). На кладбище тоже "стабильность". На самом деле стабильность - состояние ЖИВЫХ СИСТЕМ. У мёртвых не стабильность, а отсутствие развития, отсутствие жизни.
Теоретически выйти из этого тупика можно. Но в том-то и дело, что никто не собирается из него выходить. Зачем? Это же требует усилий. Легче ничего не делать: как-нибудь само рассосётся.
И это действительно так - рассосётся. Любое кладбище через сотни и тысячи лет превращается в поле, где колосится пшеница.
Только выращивать её будут какие-то другие народы.


Рецензии