Турия таинственное четвертое состояние Сознания

Турия - это трансцендентальное, невыразимое состояние, в котором Атман полностью избавляется от ограничений авидьи, и где совпадают его вселенский и психологический аспекты. Это состояние превосходит три предыдущих: бодрствование (jAgrat), сон (svapna) и глубокий сон (suShupti) (Индийская философия, с. 116 – 117; Маханирвана, с. 52 -53; Шивананда, с. 341)

В нескольких источниках просмотрел трактовку Турии и везде примерно одна и та же картина, как описано выше. В одной из трактовок Турию рекомендуют переводить вообще БУКВАЛЬНО как "четвёртое состояние".

Вот автор дал описание состояния Турия и других трех. И что практического из этого должен вынести читатель? Ни-че-го. Читатель как прибывал в состоянии полного непонимания, так в нём и остаётся. Только в уме добавилось мистификации, мол Турия - это круто.

А что действительно практичного можно вынести из знания четырёх состояний в которых прибывает сознание?

Во первых, чтобы понимать, что такое Турия и другие состояния, хочу напомнить, состояния обозначаются иерархически, как:

- тамас (упрощенно, распад или разрушние),

- раджас (активное действие)
- и саттва (созерцание).

Эти три состояния называются Гунами. Превосходящее этих трёх состояние называется Ниргуной. Ниргуной является господь Шива, который может проявляться в любом из трёх состояний (прибывать в гунах). И вот а принципе всё, абсолютно всё классифицируется в соответствии с этими тремя состояниями, прибывает в них.

Как это соотносится с помянутыми ранее состояниями сознания? Вот так. Бодрствование, Сон со сновидениями и сон без сновидений соотносятся с пунами как раджас, става и тамас соответственно. То есть: бодрствование - это прибывание сознания в состоянии раджаса, сон со сновидениями - в состоянии саттвы, сон без сновидений - в состоянии тамаса.

Почему я соотнес сон без сновидений с Тамасом, спросите вы, а сон со сновидениями с саттвой? Исходя из звучания этих терминов на санскрите. Если посмотреть на санскритские корни этих слов, то можно заметить, что сон со сновидениями имеет общий корень с раем и божественными мирами, в то время как сон без сновидений - с адом и мирами демоническими. Таким образом соотнесение с пунами напрашивается само собой.

Однако вот Турии как-то еще не коснулись. Что это за непонятное и таинственное ЧЕТВЁРТОЕ состояние сознания? Никакой таинственности и загадки нет. Нужно просто читать это слово и понимать его значение. ТУРИЯ! Поняли? Нет? Тогда как в школе, по слогам: ТУ - серединное, равновесное, РИ - звучание, вибрация, ЙА(Я) - духа.  Сразу стало всё понятно. Равновесное звучание Духа или прибывание Духа в состоянии равновесия может происходить в любом из состояний сознания, будь вы в раджасе, саттве, или в методичном разрушении (тамасе).

Из трех перечисленных состояний древние Мудрые рекомендуют прибывать в состоянии саттвы. Именно это состояние способствует развитию Духа и достижения равновесия - Турии.

Итог.

Исходя из всего вышесказанного можно тезисно сформулировать путь искателю:

- избегай бессознательного и снов без сновидений - это разрушает;
- стремись к осознанному и снам со сновидениями - это воодушевляет;
- сохраняй равновесие (невозмутимость или присутствие) Духа в любый обстоятельствах.

И никакой мистики.

Всем успехов!

Вопросы на тему сознания, осознания и сознания, а также свои наблюдения, пожелания можете писать мне https://vk.com/gosha_ujif


Рецензии
Оригинальный подход - не всегда разумный.
Исходя из звучания, можно очень много глупостей придумать, поэтому, как минимум, нужно проверять то, что получается в результате вашего осмысления звуков, переосмысливать те смыслы, которые вы изобретаете.
Формулировать путь искатель должен себе самостоятельно, а не ассимилируя чужие "изобретения", тем более, что они далеки не только от действительности, но даже от "традиционной " трактовки санскритских терминов.
Гуны - это не сами наши состояния, согласно индуистским представлениям (например, кришнаитским), это свойства пракрити, то есть тех предданных качеств личности, которые воплощаются в качества характера. "Пракрити" - значит "праматерия", это нематериальные энергии , действующие в психике. Однако, это кармические энергии, определяющие характер НЕОСОЗНАННОЙ личности, что индуистская "традиция" совершенно упускает из виду.
Для йогина, преодолевшего действие кармы, эти закономерности уже не актуальны.
Тем не менее, в "традиции" существует восемьдесят одна "модель" характера, каждая из которых соответствует сочетаниям трёх возможных уровней каждой из гун - слабой, средней и сильной, и сочетаниям этих гун между собой в человеке (в его психике). По законам комбинаторики, три в третьей степени - 81, а, вот состояний, соответствующих "чистым" гунам, у человека практически не бывает. Не бывает людей, у которых нет кармически обусловленных качеств хотя бы одной из трёх гун.
А, потому, и состояния сна, сна без сновидений , бодрствования и "четвертого" (как оно названо в Йога-Сутре) - это не качества гун (хотя бы потому, что их три, и потому неразумно эти состояния приравнивать к гунам), это качества именно состояния сознания, но в ином смысле, не том, в каком проведена градация между гунами.
Бодрствование - это активность физических восприятий, и осознавания этих восприятий и всей системы мышления.
Во сне со сновидениями "отключены" не только физические восприятия, но и система мышления, система понятий, ментальные представления "не работают" - а, вот эмоции - практически идентичны тем, что действуют в состоянии бодрствования.
Во сне без сновидений нет ничего ( но, у меня есть очень серьезное подозрение, что таких снов вообще не бывает - просто, эти сны ЗАБЫВАЮТСЯ!
А, вот состояние турийи, четвертое состояние - оно единственное, кто относительно соответствует гуне Саттвы, но, ни Тамас, ни Раджас (в "традиционном" понимании) не свойственны турийе.
Бодрствование включает в себя проявление всех трех гун, сны тоже.
Что ж, из рецензии получилась статья, которую необходимо дописать.
Продолжение следует

Юрий Павлович Лопатин   29.02.2024 16:53     Заявить о нарушении